Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:35, курс лекций

Описание работы

О значении римского права
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А.Покровского «История римского права» («Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.

Содержание

Тема I. Введение в курс римского права
1. О значении римского права 5
2. Этнические, хозяйственный и духовные основы Рима 5
3. Очерк римской государственности 11
4. Последующее изменение государственности и судьба римского права 26
5. Периодизация истории римского права 28
6. Значение и этапы рецепции римского права 29
Используемая литература 34
Глоссарий 34
Вопросы для самоподготовки 35

Тема II. Предмет курса римского права
1. О значении понятий «право публичное» и «право частное» 36
2. Понятие цивильного права, права народов, естественного права 38
Глоссарий 43
Вопросы для самоподготовки 44

Тема III. Источники римского права
1. Понятие «источник права». Система источников римского права 44
2. Неписаное право (ius non scriptum) 45
3. Писаное право (ius scriptum) 46
4. Законодательство Юстиниана 58
Используемая литература 59
Глоссарий 59
Вопросы для самоподготовки 60

Тема IV. Римский гражданский процесс
1. Понятие «actio» 61
2. Форма гражданского процесса в Риме. Легисакционный процесс 62
3. Формулярный и экстраординарный процесс 65
4. Виды исков. Исковая давность 68
Используемая литература 70
Глоссарий 70
Вопросы для самоподготовки 71

Тема V. Лица
1. Введение 71
2. Правовое положение физических лиц 72
3. Правовое положение объединений (союзов) 82
Глоссарий 85
Тема VI. Регулирование семейно-правовых отношений
1. Понятие семьи, родства и свойства 87
2. Регулирование брачных отношений 89
3. Регулирование отношений между родителями и детьми 95
Используемая литература 98
Глоссарий 98
Вопросы для самоподготовки 98

Тема VII. Вещное право
1. Общие понятия 99
2. Владение 106
3. Право собственности 110
4. Права на чужую вещь 120
Используемая литература 127
Глоссарий 127
Вопросы для самоподготовки 128

Тема VIII. Общие положения обязательственного права
1. Общие понятия об обязательстве 129
2. Понятие договора и правила о заключении договоров 134
3. Прекращение обязательств 136
4. Ответственность за неисполнение обязательств 140
Используемая литература 142
Глоссарий 143
Вопросы для самоподготовки 143

Тема IX. Отдельные виды обязательств
1. Обязательства из договоров 144
2. Обязательства из деликтов 154
Используемая литература 156
Глоссарий 156
Вопросы для самоподготовки 157

Тема X. Наследственное право
1. Понятие наследственного правопреемства 157
2. Наследование по завещанию 158
3. Призвание к наследованию по закону (ab intestato) 160
4. Призвание к наследованию против завещания: необходимое
наследование 161
5. Легаты и фидеикомиссы 163
Глоссарий 163
Вопросы для самоподготовки 164

Работа содержит 1 файл

Римское право.doc

— 322.84 Кб (Скачать)

Главной задачей сената было сохранение существующего гражданского строя. Отсюда его право veto на те постановления народного собрания, которые были не в согласии с установившимся правопорядком (при изменении государственных учреждений, при приеме новых граждан, при объявлении наступательной войны). Это не означало, что сенат был законодательным органом, он был скорее хранителем действующих законов.

С этим связано и древнее обыкновение, в соответствии с которым царь, перед тем как обратиться к народу с законодательным запросом, испрашивал мнения сенаторов. То есть совет старейшин выступал как совещательный орган при царе.

Наконец, именно из сенаторов, как правило, назначались на высшие военные и судебные должности, когда соответствующие функции не мог исполнять сам царь.

«Так управлялась римская община, свободный народ которой умел повиноваться при полном отречении от всяких мистических, жреческих мошенничеств, при безусловном равенстве перед законом и при равенстве граждан между собой и с резким отпечатком самобытной национальности... Это государственное устройство не было ни выдуманным, ни заимствованным, а выросло в римском народе и вместе с ним. ...Как всецело принадлежало Риму или даже Лациуму развитие римского государственного права и как была невелика и незначительна в этом праве доля заимствований, доказывается постоянным выражением всех его понятий словами чисто латинскими. Этим государственным устройством и была фактически установлена на все времена основная идея римского государства, так как несмотря на изменчивость внешних форм, пока существовала римская община, оставались неизменными правила, что должностному лицу следует безусловно повиноваться, что совет старейшин - высшая в государстве власть и что всякое исключительное постановление нуждается в санкции суверена, т.е. народной общины». (11)

Государственное устройство и его идеология, описанные выше, сложились на протяжении длительной эпохи, называемой «эпохой царей», когда единственной политически активной силой оставались полноправные граждане, рядом с которыми возрастал и приобретал экономическое влияние политически бесправный класс - неграждане. Традиция отводит этой эпохе период с 753 г. до Р.Х. (год легендарного основания Рима первым царем Ромулом) до 510 г. до Р.Х., когда произошло резкое изменение политического строя.

События 510 г., получившие наименование «изгнание царей», хотя и носили характер государственного переворота, важны между тем в силу того, что явились толчком к более чем двухсотлетним усилиям нации по установлению нового государственного устройства, резкому увеличению значимости писанного права (ius scriptum) по сравнению с обычным правом (ius non scriptum).

Новый строй отношений и порядок управления складывался постепенно в борьбе интересов и представлений различных групп общества и, возможно, в этом был залог того, что созданные при этом государство и право оказались наиболее приспособленными для решения реальных национальных задач.

 

б) Становление республиканского строя

Как уже отмечалось, римская община состояла из граждан и их подзащитных, «подвластных» (клиентов). Они могли принадлежать отдельной семье, могли существовать «толпой» (plebes); все они были политически бесправны и передавали это состояние своим потомкам, так как для них юридически был недопустим законный квиритский (патрицианский) брак.

Происхождение этого класса связано, по преимуществу, с завоеваниями соседних племен. Часть завоеванного населения не обращалась в рабство; община предоставляла им право пользоваться свободой, так что такие люди становились в положение клиентов общины. Для того, чтобы превратиться в граждан, должно быть постановление общины; для того, чтобы занять положение «гостя» (hostis), необходимо было иметь гражданские права в какой-либо другой общине. Ни тем, ни другим этот класс не располагал: римский правопорядок предоставлял им только обеспеченное законом фактическое пользование свободой при юридически бессрочной неволе.

Такое же положение занимали все родившиеся в Риме от неравных браков, все отпущенные на волю рабы, чужестранцы, отказавшиеся от своих гражданских прав при переселении в Рим из-за его привлекательности в качестве торгового города.

Постепенно, наряду с подзащитными клиентами, класс неграждан пополнялся жителями общин Латинского союза, которые пользовались правом торговать и приобретать собственность в Риме не по воле царя или какого-либо патриция, а на основании союзного права. К тому же из среды клиентов выделялось все больше лиц, зависимость которых от патрона исчезала со сменой поколений.

Таким образом, наряду с гражданской общиной образовалась вторая римская община; частично из клиентов, частично по иным основанием возникли плебеи (plebs). И если первые находились в подзащитном отношении к гражданам, то вторые, будучи независимы, только не обладали политическими правами. Процесс этот заключал в себе опасность сильного социального напряжения: «по мере того как в свободном поселенце слабело чувство личной зависимости, в нем просыпалось сознание его политического бесправия, и только власть царя, равномерно распространявшаяся на всех, не дозволяла вспыхнуть политической борьбе между полноправной общиной и общиной бесправной». (12)

Однако этот предохранительный механизм был разрушен в результате государственного переворота и две римские общины стали на путь длительной политической борьбы. Поэтому можно согласиться с такой оценкой данного события: «Тираническое правление этрусских царей - как оно предстает в традиции («rex iniustus» - неправедный царь) - означало подавление аристократии и политическое усиление комиций. Изгнание царей - закономерное явление после реформы [Сервия Туллия] - было одновременно реваншем родовой знати. Только сенаторы (patres) и их потомки (patricii) избирались на высшие должности в государстве, не патриции такого права не имели». (13)

Конституционная реформа, проведенная в середине VI в. до Р.Х. и приписываемая предпоследнему, шестому царю, Сервию Туллию, возложила на плебеев гражданские обязанности, не предоставив им никаких гражданских прав. Неграждане были привлечены к уплате налогов, к несению некоторых трудовых повинностей, а главное - к несению военной службы. Воинская повинность превратилась из личной в имущественную: всякий землевладелец - гражданин или негражданин - обязывались к ней. Только иностранцы, которым не дозволялось приобретать землю в Риме не становились военнообязанными.

Для набора в пехоту город и его окрестности был разделен на четыре призывных округа - трибы (tribus), т.е. части. В этих трибах зародилось некое единство народа, пока, по отношению к воинской службе, ибо призывались по трибам как граждане, так и неграждане.

Помимо прочего, реформа создала несущественный казалось бы механизм, знаменательный политическими последствиями его применения: испрашивание мнения центурий (подразделений легионов) относительно начала наступательной войны.

Сосредоточение всей полноты власти у одного лица, обеспечивая прочность государства, не могло не проявляться в злоупотреблениях, которые были нетерпимы для граждан. Сервиева реформа обеспечила организационную базу (в виде центурий и офицеров из плебеев) для развития другого противоречия в государстве - между гражданами и негражданами и подтолкнула стремление последних к политическому равноправию. Наконец, обезземеливание мелких общинников привело к образованию многочисленного земледельческого пролетариата и к обострению противоречия между бедными и богатыми.

В рамках этих противоречий развивалась история римского государства к концу VI в. до Р.Х., когда разрешилось первое из них: было упразднено монархическое правление, при этом полагают, что именно злоупотребления властью последним царем Тарквинием Гордым послужили мотивом для объединения всех политических тенденций в едином восстании.

Но важно понимать, что упразднение пожизненного главы общины не преследовало целью искажения главной идеи римского государственного права о полноте и нераздельности власти. «Строгое понятие о единстве и полновластии общины во всех общественных делах, служившее центром тяжести для италийских государственных учреждений, сосредоточило в руках одного пожизненно избранного главы такую страшную власть, которая конечно давала себя чувствовать врагам государства, но была не менее тяжела и для граждан. ...Но в том-то и заключается величие этих римских попыток реформы и революции, что никогда не имелось в виду ограничить права самой общины и лишить ее необходимых органов власти, никогда не было намерения отстаивать против общины так называемые естественные права отдельных лиц, а вся буря возникала из-за формы общинного представительства. Со времен Тарквиниев до времен Гракхов призывным кличем римской партии прогресса было не ограничение государственной власти, а ограничение власти должностных лиц, и при этом никогда не терялось из виду, что народ должен не управлять, а быть управляемым». (14)

Рим превращается из монархии в республику (res publicum - общее дело, общее достояние). Теперь община полноправных граждан становится носителем верховной политической власти, сувереном, самостоятельным владыкой своих судеб. Оскорбление общины квалифицируется как тягчайшее преступление - оскорбление его величества римского народа (crimen laese majestatis). Полновластие гражданской общины выразилось в изменении функций народного собрания, сената и в установлении консульской власти.

 

А. Консульская власть

Юридически царская власть не была устранена: вместо одного пожизненного царя теперь назначались два - и только на год. Они назывались полководцами (praetores), судьями (iudices) или сотоварищами (consules).

Основными чертами консульской власти, придававшими ей нужную действенность вне зависимости от личных качеств ее носителя, были: ее полнота (абсолютность), ответственность носителя власти, срочность и коллегиальность.

Полнота консульской власти определялась тем, что распространялась на все области военного и гражданского управления и включала все полномочия, необходимые для принятия властного решения и приведения его в исполнение. Так, ему принадлежало право сношения с богами (ius auspiciorum); право сношения с сенатом и народом, предполагавшее возможность вносить законодательные предложения (ius rogationum); право издания общеобязательных постановлений - эдиктов (ius edicendi).

Срочность (даже скорее краткость) этой власти устраняла основания для фактической безответственности ее носителя: по истечении года со дня вступления в должность прекращались властные полномочия и консул, провинившийся в измене или убийстве подлежал уголовному суду наравне с прочими гражданами; кроме того он отвечал за всякое дурное и своекорыстное пользование законной властью.

Своеобразным механизмом устранения возможностей злоупотребления консульской властью явился принцип коллегиальности. Верховная власть была возложена не на обоих должностных лиц в совокупности, а в целом на каждого из них. Они не совместно принимали решения, а каждый в отдельности, но во всей его полноте. Не допускалось разделение компетенций (не существовало даже такого понятия), так что нельзя было поручить одному судебную власть, а другому командование армией, но оба одновременно осуществляли и то, и другое.

Однако каждый из консулов был наделен правом кассировать (парализовать) решение другого (право интерцессий (ius intercessionis)), если оно было, по его мнению, направлено против интересов общины. Таким образом власть осуществляла не коллегия, а коллеги, наделенные сильным оружием взаимного контроля.

Эти черты консулата свидетельствуют о желании общины «сохранить царскую власть во всей ее юридической полноте и потому не раздроблять царскую должность и не переносить ее с одного лица на коллегию, а просто удвоить число ее носителей, чтобы в случае нужды они уничтожили власть друг друга». (15)

Существенное ограничение консульских правомочий, послужившее основанием для преобразования всего гражданского и уголовного судопроизводства, состояло в том, что ему было вменено в обязанность (тогда как для пожизненного царя это было правом) действовать в этой сфере через делегатов. К их числу принадлежали оба нештатных судьи по делам о восстаниях и о государственной измене (duoviri perduellionis) и оба штатных следователя по делам об убийствах (questores parricidi). При разрешении частных тяжб, консул обязывался удостовериться в личности тяжущихся, выяснить существо спора, а затем передать его на решение выбранного им частного лица.

Наряду с двумя выбираемыми общиной консулами предусматривался для чрезвычайных случаев (государственная смута, неудачная война и пр.) единственный правитель (magister populi), называемый диктатором. Он избирался любым из консулов и ни его коллега, ни община не могли этому препятствовать. После его назначения все должностные лица становились его подчиненными. Срок его полномочий имел двоякое ограничение: ни в коем случае он не мог превышать шести месяцев; кроме того, этот срок истекал с истечением срока полномочий консула, избравшего диктатора. Образование этой магистратуры объясняется, по-видимому, желанием общины устранить на случай войны и при других чрезвычайных обстоятельствах неудобства принципа коллегиальности консулата и вызвать к жизни всю полноту царской власти для скорого решения возникшей перед государством задачи.

«Таким образом, те безымянные государственные люди, которые совершили эту революцию, разрешили чисто по-римски, столь же ясно, сколь и просто, задачу сохранения царской власти в юридическом отношении при фактическом ее ограничении». (16)

Б. Народное собрание

Перемена формы правления отразилась и на этом органе государственного управления самым существенным образом. Вследствие этой перемены именно община приобрела важнейшие права: право ежегодно избирать консула и право пересматривать в последней инстанции смертные приговоры над гражданами. Но важнее всего, что изменился самый субъект этих прав.

Революция привела к расширению общины, так как в состав курий были включены все неграждане, за исключением рабов и иностранцев. Одновременно у куриатных комиций (то есть у собрания полноправных граждан) были отняты все существенные полномочия. Сохранились такие как принесение присяги консулам и диктаторам при вступлении их в должность, вынесение решения по усыновлениям, утверждение завещаний. Постановлять значимые политические решения оно уже не могло.

Все политические права общинного собрания (разрешение апелляций по уголовным делам, что, как правило, оказывалось политическим процессом, назначение должностных лиц, вотирование законов) были переданы собранию лиц, обязанных нести военную службу - центуриатным комициям. Таким образом собрания центурий превратились в собрания суверенного народа.

Информация о работе Римское право