Россия и международная миграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Международное разделение труда предполагает не только обмен товарами, произведенными на основе разделения труда, но и межгосударственное перемещение самого труда – международную миграцию рабочей силы. Межстрановое перемещение рабочей силы носит специфический характер, так как рабочая сила является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений.

Содержание

Введение 2

1. Мировой рынок труда 4

2. Регулирование международной миграции рабочей силы 7

3. Россия и международная миграция трудовых ресурсов 10

3.1 Иностранная иммиграция рабочей силы в Россию 10

3.2 Особенности экспорта трудовых ресурсов из России 15

3.3 Государственное регулирование трудовой миграции в России 17

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 45.56 Кб (Скачать)

       В настоящее время  предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом лицензируется и его  занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие лицензии. Желающие уехать работать за границу  могут также обратиться в Управление по делам трудящихся-ми грантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом  работодатели отбирают кандидатов, которые  проходят тестирование. Как правило, контракт заключается на 3-4 года. С  рядом стран подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией  оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и  его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и  др.

       Пока  еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей  силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение  условий возвращения специалистов, а во втором -- на трудоустройство  потоков беженцев и вынужденных  переселенцев из стран «ближнего  зарубежья» и регионов, охваченных гражданскими конфликтами.

 
       3.3  Государственное регулирование трудовой миграции в России

       На  сегодняшний день, основной целью  государственной миграционной политики в России является стимулирование законной и регулируемой трудовой миграции, идущей в русле экономических, демографических  и внешнеполитических интересов  в России. Меры для упорядочения миграционных отношений и противодействия  нелегальной миграции определены в  Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг., утверждённой Правительством 19 января 2006 г. Основные задачи в области миграции - усиление позитивного влияния миграционной политики на социально-экономические  и демографические преобразования России, продвижение интересов России в международных отношениях, обеспечение  национальной безопасности.

       К приоритетам государственной миграционной политики относятся:

       - повышение миграционной привлекательности  России, в частности, создание  условий для привлечения в  страну квалифицированных легальных  трудовых ресурсов и снижение  эмиграции из России;

       - содействие добровольному переселению  на постоянное место жительства  в Россию соотечественников из-за  рубежа;

       - создание благоприятных условий  для совместной жизнедеятельности

       коренного населения и мигрантов;

       - повышение эффективности противодействия  нелегальной миграции в

       системе общей борьбы с преступностью  и терроризмом на национальном и  международном уровнях.

       - дальнейшее развитие миграционного  законодательства, в том числе  в части сокращения сроков  получения российского гражданства;

       - совершенствование миграционного  учёта иностранных граждан.

       Принципиальный  подход Правительства РФ состоит  в том, что количество привлекаемых мигрантов должно чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не перевешивать интересы российских работников.

       Российское  законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:

    • Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
    • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
    • Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
    • Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
    • Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
    • Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.

       Принятием в 2002-2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.

       Концепция регулирования миграционных процессов  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления  деятельности органов государственной  власти РФ в области управления миграционными  процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования  миграционных процессов, основные направления  деятельности и, конечно, механизм реализации.

 

 
       Заключение

       Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Основные потоки мигрантов направляются в США, Канаду, Австралию, Западную Европу и Ближний Восток, причинами столь  огромных масштабов миграции являются как экономические, так и политические основания.

       Все страны мира в  различной степени втянуты в  международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед  государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном  трудовом обмене. Степень участия  стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие  России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут  политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. Так, у стран-экспортеров рабочей  силы доля экономически активного населения  в целом ниже, чем у стран-импортеров, что служит признаком того, что  экономическая ситуация способствует созданию рабочих мест. В то же время, если в экономически активное население  стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень  экономически активного населения  у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных  трудовых ресурсов, понижается. Причем обе группы стремятся к гармоничному уровню 35-40%, который можно считать  демографически обоснованным.

       Видно также, что  миграция оказывает существенное влияние  на социально-экономическое и демографическое  развитие практически всех стран, участвующих  в этом процессе.

       В самой группе основных мировых государств-экспортеров  рабочей силы происходят определенные сдвиги, меняющие наши устойчивые представления  о том, что экспорт рабочей  силы - удел только слаборазвитых стран. Напротив, крупнейшие экспортеры - это  среднеразвитые развивающиеся страны, а также промышленно развитые страны мира, которые поставляют рабочую силу в более промышленно развитые страны. Таким образом, эффективность участия в экспорте рабочей силы привлекательна для любого государства, независимо от уровня его развития. Миграция рабочей силы всегда была неотъемлемой частью интеграции.

       Межгосударственные  отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью  границ, усилиями по взаимодействию в  области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран  с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки  и Западной Европы.

 
Список  использованной литературы

  1. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - М., 2009. – 214 с.
  2. Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2008. – 105с.
  3. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008. - 163 с.;
  4. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическая конференция «Миграция населения и перспективы демографического развития России». 22 ноября 2006 года (Доклады и тезисы докладов.) - М., 2006. - 146 с.
  5. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. - М., 2009 - 185 с.;
  6. Тюркин М.Л. Миграционная система России: Монография. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2009. – 209 с.
  7. Тюрюканова Е.В. Глобализация международной миграции // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. - М., 2008. – 316 с.
  8. 42. Юркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России, США, Франции и ФРГ. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. – 258 с.
  9. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2008. - Вып. 9. - С. 14
  10. Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики. // Человек и труд. - 2008. - №5 - С. 41
  11. Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2009. - №9. - С. 78
  12. Шевердова Г. Национальный состав России в свете итогов Всероссийской переписи населения 2008 года, причины, перспективы его изменения. // Вопросы статистики. - 2008. - №7 - С. 48

Информация о работе Россия и международная миграция трудовых ресурсов