Система образования
Австрии.
Структура, особенности, приоритетные направления
развития.
Урсула
Маурич
Эксперт
по вопросам развития школы и межкультурному
обучению
Федеральное
Министерство Образования, Искусства
и Культуры Республики Австрия
1
МЦКО, 27.03.2012
МСКО* 0: Дошкольное образование
(?)
- Ясли
- Детский сад (с 2009/2010 последний год - обязательный)
- Группа продлённого дня (Hort)
- Детские группы (Kindergruppen)
- Игровые группы (Spielgruppen)
- „Tagesmutter“ und „Tagesvater“
а также
*Международная Стандартная
Классификация Образования
2
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 1: начальная ступень
- Всеобщее обязательное образование всего 9 лет (с полных 6 лет)
- 4 года начального образования
Учреждения начального общего
образования:
- Volksschule
(народная школа)
- Sonderschule
(специальная школа)
3
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 2: средняя ступень
- С 5 по 8 классы и политехническая школа (9-й класс)
- Возраст: 10 – 14/15
Учреждения основного общего
образования:
- Volksschule
(старшая ступень народной школы)
- Hauptschule
(средняя школа)
- Новая средняя школа («пилот»)
- Академическая средняя школа (младшая ступень)
Начиная с 3-го класса
- Гимназия
- Реальная гимназия
- Реальная гимназия с углублённым изучением химии, экономики, психологии и философии
- особая педагогика и инклюзивное образование
4
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 3A/4A: старшая средняя ступень
Среднее (полное) общее образование
(9 – 12 классы)
Профессиональное образование
(9/10 – 12/13/14 классы)
Учреждения:
- Гимназия (старшая ступень) МСКО 3A
- Школы профессионального образования повышенного типа МСКО 3A/4A
- 5 лет учебы (возраст: 15 – 19)
- Аттестат зрелости + диплом
5
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 3B: старшая средняя ступень
Учреждения среднего
профессионального образования:
- Школы среднего профессионального образования (техникум, колледж) МСКО 3B
- По окончании 8 лет общего образования
- 1 – 2 лет учебы: частичная профессиональная квалификация
- 3–4 лет: приобретение профессии
- Заключительный (итоговый) экзамен
6
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 3B: старшая средняя ступень
Учреждения начального профессионального
образования:
- Профессиональная школа + обучение на производстве (дуальная система) МСКО 3B
- По окончании обязательных 9 лет общего образования
- Более 250 признанных (востребованных на рынке труда) профессий
- В зависимости от профессии 2, 2,5,
3, 3,5 или 4 года обучения
- Сертификат + комментарии к аттестату для EUROPASS
- На основе сертификата: экзамен на звание «мастер» и экзамен на подтверждение профессиональных способностей
- Аттестат зрелости профессионального образования (с 2008)
7
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 3B: старшая средняя ступень
Интегративное профессиональное
образование
Подготовительный (к будущей
профессии) год (9-й
год обучения)
Дальше:
- Продлённая форма обучения к профессии в дуальной системе
или
- приобретение отдельных компетенций в рамках обучения от 1 – 3 лет
Сопровождение для подростка
и для предприятия: ассистенты по профессиональной
подготовке
8
МЦКО, 27.03.2012
МСКО 4A/4B: Послесреднее, невысшее
образование
- Школы по подготовке персонала для сектора здоровья и ухода за больными МСКО 4В
- только после 10 лет школьного образования
- Срок обучения: 3 года
- диплом
- Подготовительные курсы
- Курсы дополнительной квалификации МСКО 4А
- Срок обучения: 3 года
- Аттестат зрелости + диплом
- Аттестат зрелости профессионального образования
9
МЦКО, 27.03.2012
средняя
школа
5-8 классы
гимназия
5-8 классы
5
6
7
8
университет
Система
образования в Австрии
Обязательное
обучение в школе
6
7
8
9
10
МСКО 1
Школа проф.
образования
повышенного
типа
Профессиональная
школа
Гимназия
Старшие класссы
Профессиональнаясредняя
школа
Политехническая
школа
9
11
12
13
14
15
16
17
Народная школа
1
2
3
4
возраст
ступень
Детский
сад
10
12
13
11
Профессиональная высшая школа
МСКО 2
МСКО 3
18
Новая
средняя школа
5-8 классы
10
МЦКО, 27.03.2012
11
МЦКО, 27.03.2012
Подготовка и повышение
квалификации педагогов
- МСКО 0: Учреждения по подготовке воспитателей детского сада и социальных педагогов (МСКО 4B, 5В)
- МСКО 2 и 3А, 4A: Университет
- Педагогическая высшая школа
- Подготовка учителей (MCKO 1,
2, 3B, 3C)
- Повышение квалификации всех педагогов
12
МЦКО, 27.03.2012
„Задачи и требования
относительно
роли учителя изменились.
Австрийские
учителя делают большой
акцент на
знание, но чаще всего
недостаточно
подготовлены для
того, чтобы
учитывать разнообразие
своих учеников
и их потребности“.
Отчет ОЭСР относительно
ситуации учителей в Австрии, 2003
13
МЦКО, 27.03.2012
Основные направления
развития системы за последние 20 лет
Предпосылки:
Закон об образовании (1974)
Aвстрия стала членом ЕС (1995)
- Роль учителя претерпела изменение парадигмы
- Изменение парадигмы относительно развития школы
- Новая роль инспектирования и роль самооценки школы
- Роль международных исследований
14
МЦКО, 27.03.2012
12 принципов обучения
- Развитие и проблемы человечества
- Воспитание равноправия мужчины и женщины
- Образовательная работа в европейском пространстве
- Сохранение здоровья
- Межкультурный подход в обучении
- Чтение (обучение в данной сфере)
- Роль средств массовой информации
- Гражданское образование
- Половое воспитание
- Охрана окружающей среды
- Знание правил дорожного движения
- Экономическое образование и роль потребления
МЦКО, 27.03.2012
15
Вызовы и открытые вопросы
- Образование на уровне раннего детства
- Равный доступ к качественному образованию
- Недостаток мест для обучения на базе предприятий
- Низкий уровень основных компетенций
- Early
school leaving и неуспеваемость
- Рамочные условия для качественного образования детей с особыми потребностями
- Привлечение и подготовка учителей
- Повышение квалификации учителей
- Мотивация к учебе как основа идеологии непрерывного обучения
- миграция /поликультурность/ полиязычие
- Место искусства и культуры в образовании
- Гендерный вопрос
- Математика, естественные науки
- Предупреждение насилия
- Автономия школы
- Потенциал индивидуализации и дифференциации