Судебная власть Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования - всестороннее изучение объекта на основе нормативно-правовой литературы, периодических изданий, учебных и методических материалов.

Основными задачами для рассмотрения служат следующие:

•охарактеризовать основные исторические факторы разделения власти в правовом государстве на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную;
•обозначить задачи судебной власти в правовом государстве;
•указать основные принципы судоустройства и судопроизводства в Украине;
•описать статус судей;
•дать характеристику Конституционного Суда Украины, его статуса и возложенных на него задач;
•указать состав и полномочия судов общей юрисдикции;
•представить базовые условия судебного процесса.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа распечат.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины. 
 
 
 
 

  1. Конституционный  суд Украины

      Конституционный суд - единственный  орган конституционной юрисдикции  в Украине, решающий вопросы о соответствии  Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады; актов Президента; актов  Кабинета  Министров; правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым.

      Оспаривание конституционности закона составляет суть конституционной жалобы.  Конституционный  суд  дает  официальное  толкование  Конституции  и законов  Украины.  Решения  Конституционного  суда  по  указанным   вопросам являются обязательными для выполнения на территории Украины,  окончательными и  не  подлежащими   опротестованию.   Законодатель   не   вправе   издавать законоположения,  которые  Конституционный  суд  признал  несоответствующими Конституции.

      Конституционный  суд  не  должен  подменять  законодателя,   разрешать политические  конфликты,  которые  выходят  за   правовые   рамки.   К   его полномочиям не относятся вопросы законности  актов  органов  государственной власти,  органов  власти  Автономной  Республики  Крым  и  органов  местного самоуправления, а также  другие  вопросы,  отнесенные  к  компетенции  судов общей юрисдикции.

      Конституционный  суд  состоит   из  18  судей,  которые  назначаются   в одинаковом  количественном   соотношении   (по   6   судей)   соответственно   Президентом, Верховной Радой, съездом судей Украины на срок 10 лет.

      Председатель Конституционного  суда избирается на специальном  пленарном заседании Конституционного  суда  из  состава  судей  Конституционного  суда путем тайного голосования на 3х-летний срок без права его продления.

      Судьей Конституционного суда может быть гражданин Украины, который  на день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое образование  и  стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает в Украине  на  протяжении последних 20 лет и владеет украинским языком.

     Формами   обращения   в   Конституционный   Суд    Украины    являются конституционное представление и конституционное обращение.

      Конституционное представление  - это письменное ходатайство  о признании правового  акта  либо  его   отдельных   положений   неконституционным,   об определении конституционности международного договора  или  о  необходимости официального   толкования   Конституции   Украины   и    законов    Украины.

     Конституционным  представлением  является  также  обращение  Верховной  Рады Украины о даче заключения в отношении соблюдения  Конституционной  процедуры расследования и рассмотрения  дела  об  отстранении  Президента  Украины  от поста в порядке импичмента.[9]

      Субъектами права на конституционное  представление по вопросам принятия решений Конституционным Судом Украины  в  случаях,  предусмотренных  законом являются:  Президент  Украины,  не  менее  сорока  пяти  народных  депутатов Украины  (подпись  депутата   не   отзывается).   Верховный   Суд   Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по  правам  человека,  Верховная  Рада Автономной Республики Крым.

      Конституционное   обращение   —   это   письменное    ходатайство    в Конституционный  Суд  Украины  о   необходимости   официального   толкования Конституции Украины и законов  Украины  с  целью  обеспечения  реализации  и защиты конституционных прав и свобод человека и  гражданина,  а  также  прав юридического лица.

      Субъектами права на конституционное  обращение по вопросам официального толкования Конституции и Законов Украины являются:

- официальные  лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства);

- юридические  лица

     

5. Система судов общей юрисдикции

     Конституцией  Украины определено, что система  судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации. Наивысшим органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины.

     В пределах этой системы первичным  звеном являются районные (городские) суды, которые рассматривают все  гражданские и уголовные дела, за исключением тех, которые относятся к компетенции судов высшего уровня.[8]

     Второе  звено этой системы составляют Верховный  суд Автономной Республики Крым, областные  суды, Киевский и Севастопольский  городские суды. Эти суды рассматривают  более сложные гражданские и  уголовные дела, а также пересматривают решения и приговоры судов первого звена. В них существуют отдельные судебные коллегии в гражданских и уголовных делах, а также Президиум суда.

     К этой же системе относятся военные  суды, организация которых не связана  с административно-территориальным делением, а отражает структуру Вооруженных Сил Украины. Здесь первым звеном являются военные суды гарнизонов, а вторым — военные суды военных регионов и Военно-Морских сил Украины.

     Существуют  также межрайонные (окружные) суды, которые создаются для обеспечения коллегиального рассмотрения дел районными (городскими) народными судами, в которые избрано недостаточное количество судей. Четкую специализацию имеет межобластной суд, который рассматривает дела, возникшие на так называемых режимных объектах или каким-то образом связанные с необходимостью обеспечения охраны государственной тайны.

     Высшим  звеном системы ныне является Верховный  Суд Украины в котором есть три судебные коллегии (по гражданским  делам, но уголовным делам и военная), Президиум и Пленум, и работе которого участвуют все судьи Верховного Суда Украины. Верховный Суд Украины рассматривает дела, относящиеся к его компетенции, пересматривает решения и приговоры судов низшего уровня, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим в связи с рассмотрением судебных дел, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

     Вторую  систему составляют судебные органы, призванные осуществлять правосудие в хозяйственных отношениях,— арбитражные суды. Согласно Закону Украины «Об арбитражном суде» от 4 июня 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, первичное звено этой системы составляют Арбитражный суд Автономной Республики Крым, арбитражные суды областей, городов Киева и Севастополя.

     Высшим  органом в разрешении хозяйственных  споров и осуществлении надзора  над решениями арбитражных судов  первичного звена и контроля т  их деятельностью является Высший арбитражный суд Украины. Он состоит из Председателя, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя и судей и действует в составе:

  • пленума Высшего арбитражного суда;
  • президиума Высшего арбитражного суда;
  • судебных коллегий по рассмотрению споров и пересмотру решений и постановлений.

     Высший  арбитражный суд Украины наделен  следующими полномочиями:

  • решает хозяйственные дела, отнесенные к его компетенции законодательством Украины;
  • пересматривает в порядке надзора решения, резолюции, постановления арбитражных судов первичного звена;
  • осуществляет организационное руководство арбитражными судами;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.[8]
 

     6. Судебный процесс

         Для правильного и справедливого осуществления правосудия, обеспечения законных прав и интересов всех участников судебного рассмотрения первостепенное значение имеет то, как организована сама судебная процедура или, как ее называют юристы, судебный процесс.

     Процессуальные  требования не одинаковы во всех случаях. Свои особенности имеют рассмотрение дел в порядке конституционного судопроизводства, рассмотрение соответственно уголовных, гражданских и хозяйственных  дел.

     Особенности конституционного судопроизводства определены Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» и другими актами Конституционного Суда Украины, которые приняты в развитие данного закона.

     Процедура рассмотрения уголовных дел, а также  досудебная деятельность правоохранительных органов относительно расследования преступлений охватывается понятием «уголовный процесс».

     Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — это урегулированная нормами  уголовно-процессуального права  деятельность уполномоченных государственных  органов и должностных лиц или других участников процесса по раскрытию и расследованию преступлений, судебному рассмотрению и решению соответствующих уголовных дел.

     Система правовых принципов и норм, регулирующих уголовный процесс, составляет содержание отдельной отрасли права—уголовно-процессуального права. Основным и практически единственным источником уголовно-процессуального законодательства является Уголовно-процессуальный кодекс Украины, который был принят 28 декабря 1960 г.

     Установленный государством и урегулированный нормами уголовно-процессуального права порядок осуществления судом правосудия в гражданских делах называется гражданским процессом (гражданским судопроизводством).

     Гражданско-процессуальное право - это отрасль права, которая  объединяет правовые принципы и нормы, устанавливающие порядок судебного рассмотрения дел, возникающих вследствие гражданских, семейных, трудовых, а также административных отношений (в частности, в связи с неуплатой гражданами налогов, с неправомерными действиями, решениями или бездеятельностью государственных органов или должностных лиц и т. д.). В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела так называемого особого производства — признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, безвестно отсутствующим и т. д. [5]

 

Заключение

     В процессе работы над темой контрольной  работы мной сделаны следующие основные выводы:

     - государственная власть в Украине  осуществляется по принципу ее  разделения на законодательную,  исполнительную и судебную;

     - органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины;

     - третья в традиционной последовательности  ветвь государственной власти  — судебная — занимает далеко  не последнее место в механизме государства. Органы судебной власти имеют свою четко установленную Конституцией и законами Украины компетенцию и действуют относительно независимо от органов законодательной и исполнительной власти, играя исключительно важную роль в общей системе сдержек и противовесов, которая предусмотрена принципом разделения власти;

     -осуществляется судебная власть исключительно специально созданными с этой целью органами — судами. Правильное отправление правосудия является основной задачей судебной власти;

     -традиционно  правосудие определяется как  рассмотрение и решение судами  уголовных, гражданских и других  дел, которые осуществляются в  специальной процессуальной форме;

     -юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных;

     -независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины. Влияние на судей каким бы то ни было образом запрещается;

     - конституцией Украины определено, что система судов общей юрисдикции  строится на принципах территориальности  и специализации. Наивысшим органом  в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины;

     -второе  звено этой системы составляют  Верховный суд Автономной Республики  Крым, областные суды, Киевский и  Севастопольский городские суды;

     -существуют  также межрайонные (окружные) суды, которые создаются для обеспечения коллегиального рассмотрения дел районными (городскими) народными судами, в которые избрано недостаточное количество судей;

Информация о работе Судебная власть Украины