Таможенный союз СНГ и интересы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:22, доклад

Описание работы

• Выгоды Таможенного союза для России значительно превосходят его издержки
• В процессе формирования Таможенного союза наряду с достижениями выявился ряд серьезных проблем
•Взвешенная позиция России - решающий фактор успеха интеграции

Работа содержит 1 файл

Таможенный союз СНГ и интересы России.docx

— 24.47 Кб (Скачать)

Сторонники первого  из них (в основном либералы-монетаристы) считают, что ТС в его теперешнем состоянии фактически является обузой для РФ, и предлагают подождать с его формированием по крайней мере до тех пор, пока страны-партнеры не сблизятся с Россией по основным экономическим параметрам.

Приверженцы второго  подхода (в частности, представители  обрабатывающей промышленности), наоборот, выступают за формирование ТС быстрыми темпами.

Пока верх одерживает второй подход, подтверждением чего является зафиксированное в договоре от 29 марта 1996 г. намерение ускорить создание ТС.

Ни один из этих подходов, на мой взгляд, нельзя считать  рациональным, хотя в общем плане  признание важности ТС для России предпочтительнее, чем отрицание  его значения. Нужна взвешенная позиция, чуждая обеих крайностей.

Представляется, что Россия вряд ли должна стремиться к завершению формирования ТС в сжатые сроки, да это и нереально, учитывая опыт последних двух лет. Сначала  целесообразно создать хотя бы минимально необходимые экономические и  институционально-правовые предпосылки (синхронизация хода реформ, сближение  систем хозяйствования, национальных экономических законодательств  и т.д.), причем Россия могла бы более  настойчиво добиваться этого от своих  партнеров (разумеется, и сама она  должна действовать в этом направлении).

В то же время  различия между РФ и ее партнерами не являются непреодолимым препятствием на пути формирования ТС и развития интеграционного процесса в целом. Более того, сам этот процесс в  значительной мере способствует преодолению  этих различий. Так, например, полное снятие ограничений во взаимной торговле РФ и Белоруссии в рамках ТС, облегчая доступ на белорусский рынок российских предпринимательских структур, как  бы “подталкивает” Белоруссию к углублению реформ. Поэтому для России важно  сохранить и упрочить достигнутые  позитивные результаты в создании ТС.

В краткосрочном  плане первоочередной задачей России с точки зрения защиты ее экономических  интересов, как представляется, должно стать незамедлительное обеспечение  действенного таможенного контроля на внешних границах стран-партнеров (желательно с привлечением для этого  представителей российской таможенной службы). С Белоруссией прогресс в этом отношении уже достигнут, и теперь необходимо радикальное  улучшение таможенного контроля на внешних границах Казахстана и  Киргизии.

В последнее  время обсуждается вопрос о возможности  присоединения к ТС новых членов, в частности Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Однако, на мой взгляд, они пока не готовы к этому, учитывая их нынешнее экономическое и военно-политическое положение. В данном вопросе наиболее целесообразной для РФ представляется следующая позиция: рассматривая такое присоединение как в принципе возможное и желательное, не форсировать пока этот процесс и добиваться от стран-претендентов создания необходимых экономических, правовых и политических предпосылок, что, очевидно, займет несколько лет.

***

В заключение хотелось бы отметить, что взвешенная, сбалансированная позиция России, исключающая как  необоснованное забегание вперед, так и искусственное сдерживание объективно назревших процессов в сфере взаимных экономических отношений, может стать решающим фактором успешного развития ТС и обеспечить соблюдение и защиту интересов России в отношениях со странами-партнерами.

Информация о работе Таможенный союз СНГ и интересы России