Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 101.27 Кб (Скачать)

 

- совершенствование информационной  и разъяснительной работы с  налогоплательщиками, плательщиками  сборов и налоговыми агентами;

 

- расширение и повышение  результативности взаимодействия  российских налоговых органов  с налоговыми органами иностранных  государств, для целей налогового  контроля [41].

 

 

 

3.3 Перспективы совершенствованиям  налоговой системы в международном  сотрудничестве

 

В условиях глобализации мировой  экономики налоговые администрации  расширяют международное сотрудничество, направленное на защиту национальных интересов и борьбу с уклонением от уплаты налогов.  В этой связи  в международном сотрудничестве налоговых администраций происходят новые качественные изменения.

 

Характер информационного  обмена с ознакомительного (обмен  сведениями о законодательстве, опыте  работы, подготовке и переподготовке кадров) изменяется на практический. Переход информационного обмена в практическое русло означает межведомственный обмен информацией по конкретным налогоплательщикам, конкретным хозяйственным операциям и т.д.

 

На смену взаимодействию в режиме «вопрос-ответ» приходит потоковый  обмен информацией, когда на регулярной основе передаются массивы информации, например, об участниках ВЭД, деятельности интернациональных компаний).

 

Следующим шагом в развитии международного сотрудничества налоговых  администраций станет возможность  проведения скоординированных одновременных  проверок организаций, осуществляющих транснациональную экономическую  деятельность. Ниже приводятся меморандумы  и соглашения, заключенные ФНС  России с национальными налоговыми администрациями Аргентины, Финляндии, Франции и Абхазии в конце 2009 года.

 

1 октября 2009 года в ФНС  России была проведена встреча  с делегацией Федеральной администрации  государственных доходов Аргентинской  Республики (ФАГД Аргентины) по  вопросам международного сотрудничества. Во время визита обсуждались  перспективы двустороннего сотрудничества, и в частности возможность  заключения между ФНС России  и ФАГД Аргентины Меморандума  о сотрудничестве и взаимопомощи  в налоговой сфере, который способствовал бы повышению эффективности налогового администрирования в обоих государствах.

 

За основу предлагается взять  проект предложенного Меморандума  и после соответствующего согласования с заинтересованными ведомствами  подписать на уровне Руководителей  налоговых администраций. Основными  формами сотрудничества Меморандума  являются:

 

-  предоставление информации  о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях  в налоговом законодательстве  своих государств, о методах учета  налогоплательщиков, их идентификации  и ведении единого государственного  реестра налогоплательщиков;

 

-  обмен опытом при  организации информационного обмена  в электронном виде;

 

-  обмен опытом по  переводу информации, имеющейся  у налоговых органов, в электронный  вид и автоматизации ее обработки;

 

-  проведение научно-практических  конференций, семинаров по вопросам  налогового администрирования;

 

По итогам встречи был  подписан протокол рабочей встречи  ФНС России и ФАГД Аргентины.

 

В рамках расширения международного сотрудничества налоговых администраций  и в период официального визита Руководителя ФНС России в Финляндскую Республику 26 ноября 2009 года в Хельсинки был  подписан Меморандум между ФНС России и Налоговой администрацией Финляндии  о создании рабочей группы по вопросам сотрудничества и обмена информацией.   Приоритетным направлением Рабочей  группы является развитие сотрудничества и проработка рабочих вопросов, связанных  главным образом с обменом  информацией, и в частности процессом  его автоматизации.  Помимо вышеуказанных вопросов Меморандум призван решать вопросы спонтанного обмена информацией, в частности, относительно поступления денежных средств на банковские счета открытые в Финляндии, принадлежащие российским гражданам, а также перспективы внедрения практики проведения совместных налоговых проверок с участием представителей налоговых органов России и Финляндии, с привлечением, в случае необходимости, компетентных лиц других заинтересованных государств.  Данный документ закрепляет новый этап взаимодействия налоговых служб двух стран.

 

В ходе официального визита Руководителя ФНС России во Францию 8 декабря 2010 года в Париже был подписан Меморандум между ФНС России и  Главным управлением государственных  финансов Министерства бюджета, государственных  счетов, государственной службы и  государственной реформы Франции  о взаимопонимании и техническом  сотрудничестве.

 

Меморандум призван способствовать сотрудничеству между ФНС России и ГДГД Франции по приоритетным для  обоих ведомств направлениям, включая  обмен опытом по вопросам налогового администрирования, устройства налоговых  систем обоих государств, методам  борьбы с уклонением от уплаты налогов, досудебного урегулирования налоговых  споров и инициирования и осуществления  процедур банкротства. При этом в  качестве основных форм сотрудничества планируются: организация ознакомительных  визитов и встреч представителей ФНС России и ГДГД Франции, обмен  печатными изданиями и методическими  материалами, проведение семинаров, дискуссий  и конференций по вопросам деятельности сторон.

 

Данный документ закрепляет новый этап взаимодействия налоговых  служб двух стран.

 

В рамках налаживания международного взаимодействия в области налогового администрирования 15 декабря 2009 года в  Москве в ходе официальной встречи  Руководителя ФНС России с Министром  по налогам и сборам Республики Абхазия  подписан Протокол между ФНС России и Министерством по налогам и  сборам Республики Абхазия о взаимопонимании  и сотрудничестве. Мокрецова М.П. и Пипия В.А. подписали первый документ по налоговым вопросам, заключенный между налоговыми ведомствами Российской Федерации и Республики Абхазия.

 

Протокол предоставляет  налоговым ведомствам возможность  обмениваться информацией о национальных налоговых системах, особенностях и  изменениях налогового законодательства, осуществлять обмен специалистами  и экспертами, создавать рабочие  группы, оказывать содействие в сфере  подготовки и переподготовки кадров [45].

 

Вывод: Необходимой мерой  при совершенствовании налоговой  системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.

 

Налоговая политика государства  на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы  с учетом необходимости поддержания  сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

 

Одним из значимых нововведений станет налог на недвижимость, его  положительные и отрицательные  моменты можно будет оценить  в будущем, а на данном этапе одни экономисты предполагают, что он приведет к обвалу цен на жилье, но в тоже время увеличится стоимость на содержание и аренду жилья, другие считают, что  налоговые ставки возрастут для  большинства граждан, а не только для «богатых» и «очень богатых» собственников дорогой недвижимости. Предполагается, что налог на недвижимость станет основой региональных бюджетов.

 

 

Заключение

 

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

 

В данной выпускной квалификационной работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной  налоговой системы РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

 

Структурно работа состоит  из введения, содержания, трех глава, заключения, списка использованных источников и  приложения.

 

В первой главе выпускной  квалификационной работы рассматривается  историческое развитие налоговой системы  в России , определяется понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем, принципы построения налоговой системы РФ, дается детальная характеристика налоговой системы РФ. Во второй главе были рассмотрены проблемы налоговой системы Российской Федерации и проведен анализ налоговой системы страны.

 

Говоря о проблемах  современной налоговой системы  РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования –  налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой. Сложные  методики расчета налогов, наличие  большого количества бюрократических  процедур приводят к значительному  увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

 

Анализ структуры и  динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ – показал, что имеют  место положительные тенденции  в динамике практически всех видов  налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль  организаций, налог на добавленную  стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.

 

В рассматриваемом периоде  наблюдается увеличение поступлений  практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость  составил в 2010 году 41 % всех налоговых  поступлений, против 39% предыдущего  года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 6%. За анализируемый период в 2010 года, положительной динамикой отметился налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого возросли в 1,4 раза по сравнению с 2009 годом, что обусловлено повышением цены на нефть.

 

В третьей главе «Направления совершенствования налоговой системы  Российской Федерации» предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию  налоговой системы страны, в частности:

 

- реформирование системы  налогового администрирования с  целью сокращения уровня издержек  исполнения налогового законодательства, как для государства, так и  для субъектов налога;

 

- обеспечение стабильности  налогового законодательства хотя  бы в среднесрочной перспективе;

 

- совершенствование методик  исчисления налогов;

 

- совершенствование налогового  документооборота;

 

Таким образом, тема данной квалификационной дипломной работы была полностью  раскрыта.

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие/ Алиев Б.Х. Алиев М.Б. АбдулгалимовHYPERLINK "http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/" А.М. Вузовский учебник,- 2008 -240с

 

2.  Александров И.М. Налоги  и налогообложение: учеб.пособие / Александров И.М. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 370 с.

 

3.  Алиев Б.Х. Налоги  и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.:Финансы и статистика, 2005. –401 с.

 

4.  Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. / Вещунова Н.Л. – СПб.: Питер, 2006. –350 с.

 

5.  Волков Д. Б. Проблемы  налогового стимулирования субъектов  сельского хозяйства//Налоговая  политика и практика.- 2010.-№5.- С. 26- 28.

 

6.  Врублевская О. В.  Налоги и налогообложение /ПHYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/4015451/"од редакцией  М. В. Романовского, О. В. Врублевской - М.:Питер,2009- 528 с.

 

7.  Вылкова Е.С.Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. /Сердюков А. Э, Вылкова Е.С., М.: Финансы и статистика, 2008- 704 с.

 

8.  Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 633 с.

 

9.  Гражданский Кодекс  Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четертая:текст с изм. и доп.на 20 сентября 2010 г.-М.:Эксмо,2010.-512 с.(Законы и кодексы)

 

10.  Грачев Е.Ю. Финансовое  право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2003- 325c.

 

11.  Григорьева К.С. Эффективность  налоговой системы РФ на современном  этапе. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http:// www.lib.tsu.ru

 

12.  Грязнова А.Г. Финансово-кредитный  энциклопедический словарь/под ред.  А.Г. Грязновой, М.: Финансы и  статистика, 2004- 1168с.

 

13.  Елизарова Н.В.Финансовое  право. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.e-college.ru/

 

14.  Злобина Л.А.Налоги  и налогоооблажение. Учебное пособие 2-е, издание/Злобина Л.А. М.: Издательство МГУП, 2008.- 406 с.

 

15.  Зрелов А.П.- Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]. Зрелов А.П.Налоги и налогообложение :учеб. пособие 2010. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

 

16.  Игнатов А. В.Антиутопии  отечественной налоговой системы//Налоговая  политика и практика.- 2010.-№3.- С.17-19.

 

17.  Институт независимых  социально экономических исследований. [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.insei.ru

 

18.  Казак А.Ю. Финансы  и кредит /Под ред. А.Ю. Казака. – СПб.: Питер, 2004.-615 с.

 

19.  Качур О.В .Налоги и налогообложение/ Качур О.В. М.: Кнорус, 2007. — 304 с.

 

20.  Князев В.Г. Налоги  и налогообложение / Князев В.Г ,Пансков В.Г.– М.: МЦФЭР. 2008. –336 с.

 

21.  Ковалева В. В.Финансы/  под ред. В. В. Ковалева 2-е  изд.,- М.: Велби, Проспект, 2007. -640 с.

 

22.  Конституция Российской  Федерации: официальный текст.  – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 40 с.

 

23.  Костикова Е.Г. Налоговое  право России: Учебник/ Костикова  Е.Г. Мамилова Е.Г. Кирилина В.Е. Шарандина Н.Л. Цинделиани И.А.-М.: Эксмо, 2008. - 576 с.

 

24.  Лыкова Л.Н. Налоги  и налогообложение в России: учебник/  Лыкова Л.Н – М.: Дело, 2004. –400 с.

 

25.  Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2006 –505 с.

 

26.  Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. – М.: Финансы и статистика, 2007. –326 с.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации