Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов.

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 101.27 Кб (Скачать)

 

Существующая система  налогообложения недостаточно учитывает  сезонный характер производства и поступления  финансовых ресурсов в сельском хозяйстве [5, c.26].

 

Для налоговой системы  Российской Федерации характерно:

 

1. Высокий уровень налогового  бремени, возложенный на предприятия.  Жалобы налогоплательщиков на  тяжесть налогового бремени –  общее явление для всех стран.  Тем не менее, величина налога  – понятие относительное. Одна  и та же сумма для кого-то  может быть незначительна, а  кого-то разорит. Если продукцию,  цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются  средства на достойную зарплату  персоналу и инвестирование в  развитие – соответственно, уровень  налогообложения для предприятия  приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают  достаточно высокий уровень жизни  тех, кто за счет них финансируется  (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и  др.), значит, действующая налоговая  система эффективна для государства.  Недостатки системы налогообложения  являются одной из причин развития  коррупции и теневого сектора  экономики.

 

2. Законодательная и нормативная  база налоговой системы весьма  сложна и запутана. Введение налогового  учета для определения налоговой  базы по налогу на прибыль;  введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.

 

3. Сложность процедур –  одна из коренных проблем практически  всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский  отчет с приложениями – это  несколько десятков страниц текста  и расчетов. Книги покупок и  продаж с троекратной записью  каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно  с бухгалтерским учетом, оформление  возмещения НДС за экспорт  – это далеко не полный перечень  проблем бухгалтера. Инструкция  по составлению годового бухгалтерского  отчета содержит 600 страниц.

 

Следует также учесть и  тот факт, что многие нормативные  документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается  на качестве бухгалтерского и налогового учета [11].

 

4. Не учтены сложные  взаимосвязи всех участников  общественных отношений, складывающихся  в процессе установления и  взимания налогов.

 

Естественное и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки [35,c. 32].

 

Российская система налогообложения  плохо выполняет фискальную функцию  и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения

 

Увеличение социальных взносов  с 26% до 34% определяет значительную налоговую  нагрузку на фонд оплаты труда работников, и может привести к тотальному сокрытию заработных плат, и привести к обратному от запланированного, эффекту.

 

Большой проблемой является налоговое администрирование налога на добавленную стоимость, сложные  методики расчета, усложняют работу всем организациям.

 

Действующая в России налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

 

Предметами для критики  выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению  с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах  оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

 

Обобщить и свести воедино  все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях  и предложениях содержится рациональные предложения. России остро не хватает  собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения того или иного комплекса мероприятий [48, c. 15].

2.2 Анализ структуры и  динамики налоговых доходов, поступивших  в бюджетную систему РФ

 

Нижеприведенный анализ был  проведен на основании данных о поступлении  администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации (см. Приложения 1,2,3).

 

Всего в 2007 году в федеральный  бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году.

 

Рис. 2.1. - Показатели поступления  администрируемых Федеральной Налоговой Службой доходов в федеральный бюджет в 2006-2007гг.

 

 

 

Доходы от уплаты налога на прибыль организаций за 2007 год  поступили в федеральный бюджет в сумме 641321,9 млн. рублей, что составило 100,9 % к объему, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2007 год».

 

При этом Федеральным законом  от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ бюджетное  назначение по налогу было увеличено  на 55198,9 млн. рублей. Факторами исполнения бюджетных назначений явились улучшение  финансовых результатов деятельности организаций, поступления в счет погашения задолженности по налогу, пеням и штрафам в федеральный  бюджет ОАО «НК «ЮКОС» и другие. По сравнению с 2006 годом поступление  налога на прибыль организаций увеличилось  на 131409,4 млн. рублей, или на 25,8 процента.

 

В то же время по доходам, полученным от уплаты налога на прибыль  организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам, показатель уточненной росписи поступлений  доходов в федеральный бюджет выполнен только на 93,7 %. Притом, что  при внесении изменений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2007 год» бюджетные назначения по этому виду дохода были снижены на 477,0 млн. рублей. Это свидетельствует о просчетах, допущенных при расчете поступления налога в федеральный бюджет на 2007 год.

 

Рис. 2.2. - Структура поступлений  администрируемых Федеральной Налоговой Службой доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2007г.

 

 

 

Основная масса администрируемых Федеральной Налоговой Службой России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%) [45].

 

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2007 году составили 404980,5 млн. рублей, или 104,1 % к объему, утвержденному  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2007 год». Сверх утвержденного  объема поступило налога на сумму 15892,6 млн. рублей. Федеральным законом  от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ бюджетное  назначение по налогу было увеличено  на 20314,0 млн. рублей.

 

Основными факторами, повлиявшими  на превышение показателей, установленных  вышеуказанным Федеральным законом, явились превышение фактического темпа  роста фонда заработной платы  относительно заложенного в расчетах к бюджету, а также улучшение  налогового администрирования.

 

Доходы, полученные от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, поступили  в сумме 1390389,9 млн. рублей, что составило 100,6 % к объему, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2007 год». Федеральным законом  от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ бюджетное  назначение было увеличено на 3202,6 млн. рублей.

 

На объем поступлений  налога негативное влияние оказали  значительные суммы налоговых вычетов  и возмещения налога. В 2007 году удельный вес налоговых вычетов в сумме  начисленного по налогооблагаемым объектам налога составил 88,1 % против 88,3 % в 2006 году (в сопоставимых условиях). Вместе с  тем удельный вес налоговых вычетов  превысил принятый в расчетах к федеральному бюджету на 2007 год на 3,1 процентного  пункта (85 %). Сумма фактического возмещения налога на добавленную стоимость  составила 748849,3 млн. рублей против 745704,6 млн. рублей, принятых при расчете  налога на 2007 год.

 

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в 2007 году составили 34314,5 млн. рублей, или 101,2 % к объему, предусмотренному в бюджете на 2007 год. Основной причиной превышения указанного дохода явилось увеличение объема фактического импорта из Республики Беларусь относительно заложенного в расчетах к федеральному бюджету на 2007 год.

 

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, поступили в  федеральный бюджет в 2007 году в сумме 108844,0 млн. рублей, что составило 101,4 % к объему, утвержденному Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2007 год», и превысили установленный  объем на 1452,7 млн. рублей.

 

Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию в 2007 году составили 4282,1 млн. рублей, или 91,7 % к  установленному объему. Бюджетные назначения по акцизам на спирт этиловый (в  том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья выполнены на 92,2 %, по акцизам на спиртосодержащую продукцию - только на 47,8 %. Отставание в выполнении бюджетных назначений произошло  в результате того, что фактический  объем производства и реализации этой продукции был значительно  ниже расчетного на 2007 год.

 

В федеральный бюджет в 2007 году зачислены платежи в счет погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в объеме 3907,5 млн. рублей. При расчете доходов  федерального бюджета на 2007 год эти  поступления учтены не были, несмотря на то, что такие виды платежей предусмотрены  классификацией доходов бюджетов Российской Федерации. Федеральным законом  от 23 ноября 2007 года № 267-ФЗ в объеме доходов федерального бюджета были предусмотрены платежи в счет погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в сумме 2291,9 млн. рублей.

 

Сумма доначисленных по результатам налоговых проверок платежей была уменьшена по решениям вышестоящих налоговых органов и судебных органов (с учетом восстановленных платежей по решениям судебных органов) на 201053,7 млн. рублей, что составило 37,0 % к общей сумме доначисленных платежей и добровольно уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в ходе налоговых проверок. Такие факты свидетельствуют о недостаточной обоснованности принимаемых налоговыми органами решений, некачественном оформлении материалов проверок, а также недостаточной доказательной базе.

 

К недопоступлению налоговых платежей в бюджет приводит использование налогоплательщиками различных налоговых преференций. В 2007 году из-за предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот в бюджетную систему Российской Федерации не поступили доходы от уплаты налога на добавленную стоимость в размере 4157098,7 млн. рублей, налога на прибыль организаций - 79069,6 млн. рублей, налога на добычу полезных ископаемых - 23384,6 млн. рублей, водного налога - 2579,7 млн. рублей.

 

В 2007 году в результате проведения налоговых проверок выявлены неправомерно заявленные налогоплательщиками льготы, за использование которых налоговыми органами дополнительно начислены  к уплате в бюджет налоги и сборы  в объеме 3163,1 млн. рублей, из них по федеральным налогам и сборам - 1750,9 млн. рублей.

 

По ряду налогов и сборов имеет место снижение фактического уровня собираемости по сравнению с  расчетным: по налогу на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, он составил 90,4 % против 96,9 %, по акцизам на производимые на территории Российской Федерации спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья - 86,8 % против 95,4 %, спиртосодержащую продукцию - 20,5 % против 95,4 %, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 92,1 % против 96,0 %, по налогу на добычу полезных ископаемых - 97,9 % против 98,6 процента [42].

 

 

Таблица 2.2.1 - Поступление  налоговых доходов в бюджетную  систему РФ за 2007-2008 гг. млрд. рублей 2007 год 

2008

 

год в процентах к 2007 году

Налоги и сборы в  федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 747,6 4 078,7 108,8

Налог на прибыль организаций  в федеральный бюджет 641,3 761,1 118,7

Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 266,1 1 665,6 131,6

Единый социальный налог  в федеральный бюджет 405,0 506,8 125,1

Налог на добавленную стоимость  на товары 1 390,4 998,4 71,8

Акцизы в федеральный  бюджет 108,8 125,2 115,1

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 141,5

 

 

Источник: [45]

 

Таблица позволяет сделать  вывод о том, что всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году, а по отношению к 2006 году увеличились на 35,9%.

 

Наибольший темп прироста наблюдается по налогам и сборам за пользование природными ресурсами 141,5% к 2007 году.

 

На поступление доходов  повлияли темпы роста российской экономики и благоприятная внешнеэкономическая  ситуация в первом полугодии, а также  принятые меры по совершенствованию  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах и повышению  эффективности налогового администрирования.

Информация о работе Теоретические основы налоговой системы Российской Федерации