Уголовный процесс во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один принцип — равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.

Работа содержит 1 файл

Особенности Уголовного Процесса во Франции.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Данная конструкция  позволяет отказаться от доследственной проверки, срок которой, (ст. 109 УПК РФ) часто не соблюдается даже на самом высоком уровне уголовной юстиции. Доследственная проверка подчас растягивается на недели (месяцы), превращаясь в своего рода неурегулированную законом стадию уголовного процесса.

Французский опыт организации дознания, совпадающий с опытом многих иных стран и российским дореволюционным опытом, позволяет сделать вывод, что дознание необходимо. Тем не менее оно не должно являться формой предварительного расследования, будучи самостоятельной стадией уголовного процесса, имеющей место до возбуждения уголовного дела.

2.2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ.

 

Любое, даже самое несложное, уголовное дело требует определенной досудебной подготовки, поэтому деятельность органов уголовной юстиции до передачи материалов в суд является совершенно необходимой. Как правило, эту роль успешно выполняет во Франции судебная полиция в стадии дознания.

Лишь по некоторым  уголовным делам, составляющим не очень  значительную часть от общего количества преступлений, после дознания проводится и предварительное следствие, являющееся самостоятельной стадией уголовного процесса.

 

Субъектами  предварительного следствия являются:

  1. Следственный судья
  2. Обвинительная камера
  3. Прокурор

Прокурор играет двойную роль при производстве предварительного следствия. С одной стороны, он является стороной в процессе, а с другой - «оком общества» при уголовных судах. Прежде всего именно прокурор вправе возбуждать публичный иск и направлять следственному судье требование о производстве предварительного следствия. Без соответствующего решения прокуратуры ни следственный судья, ни обвинительная камера не могут начать предварительное следствие.

Кроме того, прокурор в определенной мере осуществляет руководство  предварительным следствием. Например, он вправе требовать производство дополнительных следственных действий (ч. 1 ст. 82 УПК), дает заключение о необходимости применения мер пресечения (ст. 140, 146 УПК) или освобождения из-под стражи (ч. 2 ст. 148 УПК) и др.

Далее прокурор контролирует предварительное следствие, скажем, он вправе присутствовать при производстве следственных действий (ст. 119 УПК) или требовать передачи ему всех материалов дела в течение 24 часов (ч. 2 ст. 82

УПК).

В качестве стороны прокурор может обжаловать юрисдикционные постановления следственного судьи в обвинительную камеру (ст. 185 УПК).

В целом, в литературе отмечается, что эволюция процессуального  статуса прокурора характеризуется  сужением его прав руководства и  надзора во время предварительного следствия. При этом прокурор все  более приобретает роль стороны в данной стадии уголовного процесса. Особенно ярко эти тенденции проявились в период кодификации 1958г.

 

Статус обвиняемого  в уголовно-процессуальном праве  Франции.

Уголовный процесс во Франции традиционно рассматривается  как система действий государственных органов. Теория правоотношений в уголовном судопроизводстве никогда не привлекала французских юристов. Видимо, это является причиной того, что проблема процессуального статуса обвиняемого

мало разработана в  науке. Если же опираться на УПК, то понятие слова «обвиняемый» в уголовном процессе раскрывается статье 61 УПК: «Обвиняемый - лицо, которому в порядке ст. 114 УПК следственный судья предъявляет инкриминируемые факты во время первого допроса»

 

Защитник.

 

Впервые статус защитника во французском уголовном процессе появился в 1897 году. Закон от 4 января 1993 года предусмотрел, что ни один допрос (даже первый) указанных лиц не может иметь место в отсутствие адвоката кроме случая добровольного отказа от него. Статья 114 в новой редакции предоставляет обвиняемому и потерпевшему право пригласить адвоката за пять дней до первого допроса. Причем, за четыре дня до него адвокату должны быть предоставлены материалы дела.

Права-адвоката - защитника  сходны с правами тех лиц, интересы которых он представляет. Отметим право общаться без ограничения с обвиняемым и право присутствовать на допросах и очных ставках.

Особо следует выделить право защитника обжаловать юрисдикционные акты следственного судьи в обвинительную камеру Апелляционного суда. Наличие такого права у обвиняемого и его защитника служит несомненной процессуальной гарантией прав личности. Наиболее часто жалобы приносятся адвокатами с связи с ограничением свободы их подзащитных (заключением под стражу, продлением срока заключения, отказом в освобождении из-под стражи и т. п.). Право защитника участвовать в рассмотрении жалобы обвинительной камерой и излагать там свое мнение по существу дела также заслуживает упоминания, ибо создает стройный процессуальный порядок обжалования действий следственного судьи.

Обвиняемый и потерпевший  могут иметь неограниченное число  адвокатов (ст. 115 в редакции закона УПК).

 

Потерпевший.

Согласно ст. 85 УПК «Всякое лицо, которое считает  себя пострадавшим от преступления или  проступка, может путем подачи жалобы компетентному лицу занять положение гражданского истца». Таким образом, во Франции иск, возбужденный прокуратурой, считается публичным, a иск, возбужденный по инициативе частного лица - гражданским. В последнем случае окончательное решение о начале предварительного следствия принимает также прокуратура.

Потерпевший наделен  двумя процессуальными способами  защиты своих интересов. Во-первых он вправе предъявить гражданский иск  в, уголовном процессе и самостоятельно начать таким образом уголовное преследование. Во-вторых, потерпевший вправе вступить в уголовный процесс в качестве гражданского истца, когда уголовное преследование было уже возбуждено прокуратурой в порядке публичного иска.

В дальнейшем гражданский  истец занимает положение стороны  обвинения в процессе. Закон предоставляет потерпевшему по отношению к следственному судье права столь же обширные, как у обвиняемого и до некоторой степени как у прокурора. В частности, потерпевший вправе иметь адвоката, знакомиться с материалами дела, обжаловать постановления следственного судьи.

 

Далее будут рассмотрены  наиболее интересные аспекты французского уголовно-процессуального права  в области предварительного следствия.

 

Допрос  потерпевшего и свидетеля.

Потерпевший вправе требовать участия адвоката при своем допросе. Кроме того, во время данного допроса, так же как и в случае с обвиняемым, может присутствовать прокурор.

В качестве свидетеля  может быть допрошено любое лицо по усмотрению следственного судьи (ст. 101 УПК). Круг лиц, которые допрашиваются как свидетели, крайне широк и включает, скажем, полицейских, экспертов и даже ду-, щевнобольных (в силу наличия принципа оценки доказательств по внутреннему убеждению). Не может допрашиваться в качестве свидетеля следственный судья, осуществляющий производство по делу, а также лицо, против которого имеются серьезные улики его виновности (ст. 105)

 

Отдельные поручения.

По общему правилу  следственный судья самостоятельно осуществляет все следственные действия (ч. 1 ст. 81 УПК). Однако закон дает ему  возможность в случае необходимости делегировать некоторые свои полномочия иным должностным лицам с помощью отдельных поручений.

Следственный  судья может направить отдельное  поручение любому судье своего трибунала, а также любому следственному  судье или офицеру судебной полиции во Франции (ч. 1 ст. 151 УПК). Принимая во внимание ограниченную территориальную компетенцию следственного судьи, последние два случая нередко являются единственным законным способом производства следственного

действия в  ином судебном округе.

Офицер судебной полиции не вправе в порядке отдельного поручения допрашивать потерпевшего, обвиняемого и лицо, указанное в жалобе потерпевшего, а также проводить очную ставку между ними. В остальном, права лиц, получивших отдельное поручение, сходны с правами следственного судьи, отдавшего его, по производству определенного следственного действия. В принципе, вполне допускается перепоручение, то есть, допустим, следственный судья иного округа, получив отдельное поручение, субделегирует его офицеру судебной полиции с учетом изложенных ограничений.

Лица, действующие по отдельным поручениям, не могут применять  меры пресечения путем выдачи приказов. Они управомочены лишь на одну меру процессуального принуждения - задержание, которое фактически идентично задержанию во время дознания.

 

Судебный  контроль. Временное заключение под  стражу.

 

Статья 137 УПК  года гласит: «Обвиняемый остается свободным, кроме случаев, когда  для выполнения задач следствия  или в целях обеспечения безопасности он подвергается судебному контролю или в виде исключения временному заключению по правилам, указанным далее». Решение о применении судебного контроля принимается по усмотрению следственного судьи в любой момент предварительного следствия (ч. 1 ст. 139 УПК). При этом необходимо наличие двух условий: во-первых, обвиняемому должно грозить наказание, связанное с лишением свободы за уголовный проступок (или более строгое, связанное с преступлением); во-вторых, эта мера может применяться только для «обеспечения задач следствия или в целях обеспечения безопасности» (риск уничтожения доказательств, продолжения преступной деятельности и т. п.) .В принципе, аналогичные условия обязательны и для заключения под стражу.

Судебный контроль в сущности является комплексной  мерой пресечения, ибо согласно ст. 138 УПК в редакции закона от 30 декабря 1985 года существует 16 вариантов различного рода ограничений, которые охватываются единым понятием «судебный контроль».

Доктрина классифицирует эти ограничения различным образом, но в основном выделяет следующие группы: 1) обеспечивающие невозможность побега (запрет покидать определенную территорию или резиденцию, запрет посещать определенные места и т. д.); 2) обеспечивающие невозможность совершения новых преступлений (запрет заниматься определенной профессиональной или общественной деятельностью, запрет управлять транспортными средствами или носить оружие, запрет подписывать чеки и т. д.); 3) меры социально-воспитательного характера (помещение в лечебные учереждения или обязательство пройти курс лечения, запрет встречаться с определенными лицами или вести определенный образ жизни и т. д.); 4) меры, защищающие потерпевшего скажем, обязательство содержать определенное лицо или обеспечить его безопасность).

 

Окончание предварительного следствия.

 

Согласно действующему УПК предварительное следствие  не ограничено какими-либо сроками. Данное положение было воспринято из Кодекса уголовного расследования Закон также не определяет, какие акты обязательно должны фигурировать в деле. Следственный судья по своему усмотрению вправе оценивать тот момент, когда необходимо заканчивать предварительное следствие.

По завершении своих  действий следственный судья информирует  об этом стороны в письменной или  устной форме. Затем в течение  двадцати дней потерпевший и обвиняемый (лицо, привлеченное к рассмотрению) получают право ходатайствовать о производстве дополнительных следственных действий или ставить вопрос перед обвинительной камерой о признании недействительными каких-либо актов, имеющихся в деле. По истечении указанного срока и, завершив и случае необходимости производство дополнительных процедур, следственный судья передает дело прокурору, о чем выносится постановление.

Последний, изучив дело, обязан направить требование либо о  продолжении следствия, либо о прекращении уголовного преследования, либо о передаче дела в суд. Закон ограничил сроки принятия прокурором решения по данному вопросу тремя месяцами по общему правилу и одним месяцем в случае содержания обвиняемого под стражей. Этот же закон обязал следственного судью уведомить адвокатов обвиняемого и потерпевшего о передаче дела в прокуратуру.

Требование прокурора  в данном случае не обязательно для  следственного судьи. Окончательное  решение принимает последний, прокурор же может лишь обжаловать его в обвинительную камеру. В литературе отмечается, что правило о передаче дела прокурору и получении его требования является гарантией качества следствия, ибо материалы попадают к профессионалу, который может указать на имеющиеся недостатки.

После получения требования прокурора следственный судья принимает решение об окончании предварительного следствия, за исключением случая, когда прокурор потребовал его продолжить, а следственный судья с этим согласился.

Постановление следственного  судьи на данном этапе может быть двух видов: о прекращении дела или о передаче его в суд. В первом случае решение принимается если деяние не является ни преступлением, ни проступком, ни правонарушением, или если лицо, совершившее деяние не установлено, если не имеется достаточных доказательств против обвиняемого.

Если следственный судья принимает решение о  направлении дела в суд, то он должен окончательно квалифицировать деяние. В зависимости от этого по делам  о правонарушениях выносится  постановление о направлении их в полицейский трибунал, по делам о проступках - в исправительный трибунал. Если имеет место преступление, подсудное суду асснзов, следственный судья выносит постановление о направлении дела Генеральному прокурору, который передает его в обвинительную камеру для предания суду.

При всех вариантах  закон не требует составления  отдельного обвинительного акта. Согласно ст. 184 УПК постановление о направлении дела в суд или Генеральному прокурору должно содержать; имя, фамилию, дату н место рождения, место жительства и профессию обвиняемого, а также уголовно-правовую квалификацию деяния и причины, по которым следственный судья пришел к выводу о наличии достаточных доказательств виновности. Последнее не означает требование приведения всех доказательств. Более того, немотивированное постановление не рассматривается в судебной практике как незаконное.

Закон требует, чтобы стороны были ознакомлены  с окончательным решением следственного судьи «в кратчайшие сроки» (ст. 183 УПК) либо устно, либо путем отправки заказного письма.

Информация о работе Уголовный процесс во Франции