Законодательный процесс: понятие, стадии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:57, контрольная работа

Описание работы

Законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

1. порядок деятельности (в данном случае по созданию закона);

2. сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органов - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством процедуры референдума.

Содержание

Законодательный процесс: понятие, стадии.
Особенности принятия конституционных и органических законов.
Особенности принятии законов о бюджете.
Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

План  работы

(Вариант  №2)

  1. Законодательный процесс: понятие, стадии.
  2. Особенности принятия конституционных и органических законов.
  3. Особенности принятии законов о бюджете.
  4. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Законодательный процесс: понятие, стадии
 

      Законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничить от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значения:

       1. порядок деятельности (в данном  случае по созданию закона);

       2. сама эта деятельность. Она осуществляется  законодательным органов - парламентом  и главой государства при возможном  в определенных случаях участии  правительства либо в редких случаях посредством процедуры референдума.

      Законодательство - одно из основных направлений деятельности парламента. Законодательный процесс повсюду имеет свои особенности. Тем не менее, можно выделить общие черты, свойственные процедуре прохождения законопроектов в парламентах.

      Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит  из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация. Каждый законопроект, внесенный в парламент лицами, имеющими право законодательной инициативы. Подлежит обязательному рассмотрению. Чрезвычайно важно при этом соблюдение установленных правил и последовательности рассмотрения законопроекта в ходе отдельных стадий (чтений), каждая из которых обладает своими особенностями. Парламент обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы обладают глава государства, палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, отдельные депутаты, некоторые органы государства, но только по предметам их ведения. В частности в США право законодательной инициативы предоставлении только членам парламента и хотя исполнительная власть формально не обладает правом законодательной инициативы, программа законодательной деятельности правительства излагается в послании президента. Поэтому можно говорить о практическом признании этого права за президентом страны, главами исполнительных департаментов и постоянных комитетов конгресса1. В Италии и Франции данным правом наделены правительство2, глава государства, и даже автономные образования. Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты называется чтением. Обычно бывают три чтения, но это деление чисто условно в США, например, выделяют до 153.

      В соответствии со статьей 34 Конституции Франции законы принимаются Парламентом.

      Закон устанавливает нормы, относящиеся  к:

      — гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны;

      — гражданству, гражданскому состоянию  и правоспособности, семейно-имущественным  отношениям, наследованию и дарению;

      — определению преступлений и деликтов, а также налагаемых за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых судебных инстанций  и статусу магистратов;

      — источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

      Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

      — порядка выборов в палаты Парламента и органы местного самоуправления;

      — установления категорий публичных  учреждений;

      — основных гарантий, предоставляемых  гражданским государственным служащим и военнослужащим;

      — национализации предприятий и передачи собственности предприятий публичного сектора в частный.

      Закон определяет основные принципы:

      — общей организации национальной обороны;

      — свободного управления местных коллективов, их компетенции и доходов;

      — образования;

      — трудового права, профсоюзного права  и социального обеспечения.

      Финансовые  законы определяют доходы и расходы  государства с соблюдением условий  и оговорок, предусматриваемых органическим законом.

      Программные законы определяют цели экономической  и социальной деятельности государства.

      В соответствии с Конституцией Италии законодательная инициатива принадлежит Правительству, любому члену палат, а также органам и институтам, которые ею наделены конституционным законом.

      Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее  чем 50 тысяч избирателей предложения, составленного в форме постатейного проекта.

      Каждый  законопроект, представленный в одну из палат, изучается согласно правилам ее регламента комиссией, а затем самой палатой, которая одобряет его постатейно и в целом.

      Регламент устанавливает сокращенную процедуру  прохождения законопроектов, объявленных  срочными.

      Обычная процедура рассмотрения и непосредственного  утверждения палатой всегда применяется для законопроектов по вопросам конституционным и избирательным, для законопроектов, делегирующих законодательную власть, санкционирующих ратификацию международных договоров, утверждающих бюджет и расходные сметы.

      Законы  промульгируются Президентом Республики в течение месяца со дня их утверждения.

      Законы  публикуются немедленно после промульгации и вступают в силу на пятнадцатый  день после их опубликования, если в  самом законе не установлен другой срок4.

      В США законотворческий процесс проходит следующим образом.

      Законопроект вносится в Палату представителей, затем проходят слушания (обсуждения) данного законопроекта в комитете или подкомитете. Одобренный законопроект поступает в комитет правил и процедур, который назначает дату слушаний по данному законопроекту на сессии палаты, регламент слушаний, порядок рассмотрения поправок и дополнений. Затем законопроект обсуждается на заседании палаты, где в него могут быть внесены поправки, и проходит повторное голосование.

      После этого законопроект, одобренный Палатой представителей, поступает в Сенат, где процедура обсуждения и принятия — аналогичная. Если принятый Сенатом вариант закона существенно отличается от того, который был принят в Палате представителей, то создается конференция из равного числа членов обеих палат с тем, чтобы устранить имеющиеся различия. Согласованный с конференцией единый текст закона снова поступает на окончательное голосование в обе палаты Конгресса. После положительного голосования закон передается на подпись президенту. Если президент наложит вето на принятый законопроект, то в обеих палатах состоится голосование по преодолению президентского вето. Оно может быть преодолено не менее 2/3 голосов в обеих палатах Конгресса.

      Таким образом, процедура принятия законов  в каждой из вышеуказанных стран не является типичной и отличается друг от друга. 

2. Особенности принятия  конституционных  и органических  законов

      Органический  закон, в некоторых странах именуется  фундаментальный закон или конституционный  закон — термин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы. Охватывает законодательство, регулирующее основы государственного строя. Важнейшим из органических законов является конституция.

      Органический закон - это такой вид закона, который находится между Обычным законом и Конституцией.

Органические  законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:

- Декларация  независимости США;

- Статьи  Конфедерации и вечного союза;

- Северо-западный ордонанс;

- Конституция  США.

      Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки5.

      Согласно  действующей Конституции  Франции, «органические  законы» — это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.

      Данный  механизм обеспечивает Французской  конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс  принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции6.

      Законы, которым Конституция Франции придает характер органических, принимаются и изменяются на следующих условиях.

      Законопроект  или законодательное предложение  ставятся на обсуждение и голосование правомочной палаты только по истечении 15-дневного срока после внесения.

      При отсутствии согласия между обеими палатами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством его членов.

      Органические  законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами.

      Органические  законы могут быть промульгированы  только после объявления Конституционным  советом о их соответствии Конституции Франции7.

      В соответствии со статьей 138 Конституции Италии законы, изменяющие Конституцию, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании.

      Такие законы выносятся на референдум, если в течение трех месяцев после  их опубликования этого потребует одна пятая часть членов одной из палат, или 500 тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

      Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности принятия  законов о бюджете

      Особенности законодательного процесса в финансовой области получают в последние десятилетия все более основательное конституционное регулирование. Финансы – один из главных рычагов, с помощью которого государство воздействует практически на все стороны развития общества.

      В США понятие финансового законопроекта (money bill – буквально: денежный законопроект) охватывает и бюджетный законопроект. Проект бюджета в США вносит на обсуждение Президент. В Палате представителей США расходная часть бюджета рассматривается комитетом по ассигнованиям, а доходная – комитетом путей и средств; бюджет целиком может обсуждаться в комитете всей палаты. В США парламентарии предлагают такие поправки, на основе которых иногда даже сокращаются ассигнования по отдельным программам, но эти поправки не должны изменять действующие законы9.

      В Италии проект бюджета на обсуждение в Парламент вносит Правительство. В соответствии со статьей 81 Конституции Италии палаты ежегодно утверждают представляемые Правительством бюджет и закон об исполнении бюджета. Временное исполнение бюджета может быть разрешено только законом и на периоды, в совокупности не превышающие четырех месяцев. Законом об утверждении бюджета не могут быть установлены новые налоги или новые расходы. Всякий другой закон, влекущий за собой новые расходы или увеличение прежних, должен указывать средства для их покрытия.

Информация о работе Законодательный процесс: понятие, стадии