Защита авторских и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Двойственность авторского права (налицо тесная связь с личностью автора, в то же время произведение - это имущественная ценность) привела к тому, что разделение авторских прав на две группы у нас и в большинстве зарубежных стран стало традиционным.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие и источники авторского права ……………...………………………4
3. Основные задачи и принципы авторского права……………………………..7
4. Объекты авторского права……………………………………………...…….10
5. Субъекты авторского права…………………………………………….….…14
6. Виды авторских прав………………………………………………………….17
7. Защита авторских и смежных прав……………...…………….…………….20
8. Заключение…………………………………………………………………….26
9. Список использованной литературы……...…………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ защита ин.соб. (авторское право).doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

     Вместе  с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу  отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным  волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Объекты авторского  права 

     Согласно  ст.1225 ГК РФ: "Интеллектуальные права  на произведения науки, литературы и  искусства являются авторскими правами".Авторское  право распространяется на произведения, обнародованные или необнародованные, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.В юридической литературе, в том числе учебной, объект авторского права (произведение) определяют как нематериальный продукт духовного творчества человека, имеющий объективную форму. В определение объекта авторского права, которое давалось в ст.475 ГК РФ, не содержалось прямого указания на творческий характер труда авторов произведений, что давало некоторым авторам основания утверждать, что "новые, творчески самостоятельные произведения - это лишь часть охраняемых авторским правом произведений" Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития. - Москва: 1984. Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется. Отнесение произведения к категории исключительно научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение.  

     Если  нет творчества, нет и объекта  авторского права. Например, не может  быть объектом авторского права простой  список телефонов, простая компиляция и т.д. В случае спора о наличии или отсутствии творчества назначается экспертиза, с помощью которой суд может решить этот вопрос. Творчество может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала. Продукт творческой деятельности автора может быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.  

     Произведение  считается имеющим объективную  форму, если оно выражено в одной  из следующих форм:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и т.д.);
  • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.); в других формах.
 

   Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной  форме.  

   Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом. 

   Из  этого определения следует, что  для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности  для неопределенного круга лиц  ознакомиться с произведением. Фактическое  ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно. 

   Практические  и правовые последствия признания  произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования  никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений. 

   Если  произведение не подпадает под категорию  обнародованных, оно считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о произведении с изложением его содержания.  

   Появление за последние годы новых технических  средств, с помощью которых стало  возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило  список объектов авторского права. 

   Наиболее  полный их перечень приведен в ст.1259 ГК РФ. 

   Согласно  этой статье к объектам авторского права  относятся: 

  • литературные  произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения  декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения  архитектуры, градостроительства и  садово-паркового искусства, в том  числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие  произведения.

   Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права.

   К объектам авторского права также  относятся:

  • производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
  • составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

   Охрана  предоставляется производным и  составным произведениям независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

   Переход права собственности или права  владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключения составляют лишь произведения изобразительного искусства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом права собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения.

   Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (ст.1259 ГК РФ).

   Не  являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

   К числу неохраняемых относятся и  такие объекты, которые хотя и  удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного  и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные  символы и знаки);
  • произведения  народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

   К неохраняемым можно отнести и  произведения иностранных авторов.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания его создания. Для возникновения и осуществления  авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Субъекты авторского  права 

     Субъектом авторского права, как правило, является гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Им может быть и гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста и душевнобольной. Так, авторские права детей, представленные на смотры или выставки детской или юношеской самодеятельности и т.д. защищаются авторским правом. Но недееспособные, став субъектами авторского права, не имеют права самостоятельно совершать какие-либо сделки, связанные с использованием авторского права. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять авторские права на свои произведения. (Ст.26 Гражданского кодекса РФ). За авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками авторское право признается на все произведения независимо от места их обнародования или нахождения в какой-либо объективной форме. 

     Если  произведение обнародовано либо не обнародовано, но существует на территории Российской Федерации в какой-либо объективной  форме, то авторское право распространяется на такое произведение независимо от гражданства автора. 

     За  гражданами других государств, обнародовавшими свои произведения за пределами Российской Федерации, авторское право признается в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 

     Лицо, обозначенное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если отсутствует доказательство иного. 

     При обнародовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением  случаев, когда псевдоним автора не вызывает сомнения в его личности), издатель имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора и имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. 

     Авторское право может принадлежать нескольким лицам - соавторам. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. 

     Соавторство всегда является результатом соглашения о совместной работе. По крайней  мере, между соавторами должно быть хотя бы устное или подразумеваемое  соглашение о создании коллективного произведения. 

     Недействительным  является соавторство, навязанное автору лицам, от которого так или иначе  зависит использование произведения. 

     Оказание  автору технической помощи соавтора не порождает. При соавторстве должно быть творческое участие лиц в создании произведения. В юридической литературе выделяют два вида соавторства: нераздельное и раздельное. Нераздельное соавторство возникает в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое. При нераздельном соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, поэтому все соавторы пользуются неделимым авторским правом на всё произведение в целом и на каждую его часть. 

     Раздельное  соавторство возникает на одно произведение, каждая часть которого выполнена  самостоятельным автором, и долю каждого из них можно легко  установить (соавторство композитора  и либреттиста, соавторство на учебник группы авторов и т.д.). В этом случае наряду с совместным и неделимым правом всех соавторов на произведение в целом каждый из авторов сохраняет свое право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение. Например, можно требовать указания своего авторства в отношении этой части и самостоятельно распоряжаться ее использованием, поскольку такое осуществление возможно отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. 

Информация о работе Защита авторских и смежных прав