Защита авторских и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Двойственность авторского права (налицо тесная связь с личностью автора, в то же время произведение - это имущественная ценность) привела к тому, что разделение авторских прав на две группы у нас и в большинстве зарубежных стран стало традиционным.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие и источники авторского права ……………...………………………4
3. Основные задачи и принципы авторского права……………………………..7
4. Объекты авторского права……………………………………………...…….10
5. Субъекты авторского права…………………………………………….….…14
6. Виды авторских прав………………………………………………………….17
7. Защита авторских и смежных прав……………...…………….…………….20
8. Заключение…………………………………………………………………….26
9. Список использованной литературы……...…………………………………27

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ защита ин.соб. (авторское право).doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Отношения между соавторами могут быть определены их соглашением. При отсутствии такого соглашения авторское право на коллективное произведение осуществляется всеми соавторами совместно. Споры между соавторами разрешаются судом. 

     Субъектами  авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие. 

     Прежде  всего, по наследству к наследникам  переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. 

     Однако  и в отношении этих прав к наследникам  переходят права на защиту названных  прав от нарушений со стороны третьих  лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.

     В отличие от прав на произведения самих  авторов, которые носят пожизненный  характер, авторские права наследников  ограничены установленным законом  сроком. Авторские права наследников  действуют в течение 50 лет после  смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст.1318 ГК РФ).

     Важной  особенностью наследования авторских  прав является то, что авторские  права переходят к наследнику в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда.

     Помимо  наследников авторские права  могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

     Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими такими способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Виды авторских  прав

     Самой распространенной и в то же время  самой спорной классификацией авторских прав является деление их на личные неимущественные и имущественные. Как справедливо отмечают многие авторы, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно. Например, по их мнению, совершенно неясно, к какой группе отнести право на обнародование произведения, в котором соединены воедино как личные, так и имущественные моменты. Поэтому некоторые специалисты вообще отрицают необходимость и возможность деления авторских прав на личные и имущественные, другие подчеркивают условность этого деления, третьи обращают внимание на относительность данной классификации.

     Личные  неимущественные авторские права (индивидуальные, лишенные имущественного содержания) – это, в первую очередь, собственность,  которая охраняется законом, достояние и, чаще всего, предмет гордости или источник прибыли. На основании неимущественных авторских прав автор по закону имеет следующие права: право на авторство (от которого нельзя отказаться и передать другому лицу); право на имя (использование собственного имени, псевдонима, либо анонимно); право на обнародование, которое так же включает и право на отзыв; право на защиту репутации автора. 
  
          Согласно неимущественным авторским правам, автор имеет право не только на обнародование своего произведения, но также и на отзыв, то есть на аннулирование принятого ранее разрешение на обнародование. Однако, в данном случае предусмотрено, что он не только обязан публично оповестить об отзыве (если произведение на данный момент обнародовано), но и возместить все возникшие убытки в полном объеме пострадавшему пользователю.  
  
          Повышенный интерес к неимущественным авторским правам в последнее время является весьма актуальным. В случае если автор работает по найму или трудовому договору, то все права сохраняются исключительно за ним. В случае публикации или использования произведения автора, наниматель (заказчик) обязан  не только указать наименование предприятия (организации), но и в обязательном порядке указать имя автора, подчеркнув,  таким образом, право авторства и право на имя автора произведения, которые считаются наиболее значимыми авторскими правами. 
  
          Личные неимущественные авторские права принадлежат исключительно автору вне зависимости от имущественных прав. Неимущественные авторские права охраняются от любого вида посягательства бессрочно и сохраняются за автором даже в случае уступки исключительных прав другому лицу. Спецификой неимущественного авторского права (в отличие от имущественного авторского права) является тот факт, что они являются неотчуждаемыми, то есть они не могут быть переданы во владение иного лица, переданы по наследству, переданы по авторскому или любому иному договору. 
  
         Нарушение неимущественных авторских прав влечет за собой административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовое регулирование любой интеллектуальной собственности, в том числе имущественного и неимущественного авторского права, производится на основании Федерального законодательства России и принятых на его основе подзаконных актах.

     Тем не менее в большинстве научных  и учебных работ авторские  права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку (ст. 16 Закона). Безусловно, закрепление Законом подразделения авторских прав на личные и имущественные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практически любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание становится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, которую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора.

     Данная  классификация авторских прав, несмотря на некоторую условность лежащих в ее основе критериев, имеет большое практическое значение. Закон исходит из того, что, по общему правилу, личные неимущественные права могут принадлежать лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и, как правило, не могут передаваться другим лицам. В то же время у иных лиц, и прежде всего наследников, возникает право на охрану авторства, авторского имени и репутации умершего автора, которое действует бессрочно.

     Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах", права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 14), издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 11), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 13). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Защита авторских  и смежных прав

     Защита  авторских и смежных прав определяется совокупностью мер, которые направлены на восстановление и обязательное признание  данных прав при их нарушении либо оспаривании. Основными субъектами права на защиту являются авторы произведений литературы, искусства и науки, владельцы смежных прав и их наследники или правообладатели. 

     За  нарушение прав авторских и смежных, предусмотренных действующим законодательством, наступает уголовная, гражданская или административная ответственность.

     Как известно, защита авторских прав может  осуществляться как в более эффективной  юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме. В рамках первой выделяется общий  порядок защиты, а в качестве средства защиты выступает поданный в суд иск. Неюрисдикционная форма защиты представляет собой действия организаций, занимающихся защитой авторских прав, или граждан, совершаемые самостоятельно и без обращения в суд. 

     Способами защиты авторских либо смежных прав являются материально-правовые мероприятия принудительного характера, с помощью которых происходит восстановление нарушенных прав и законное воздействие на правонарушителя. 

     Обладатели  авторских и смежных  прав также могут  воспользоваться  перечисленными способами защиты: 

  • признание прав; 
  • возмещение убытков с учётом упущенной выгоды; 
  • восстановление положения, которое существовала до нарушения, и прекращение действий, создающих угрозу нарушения либо нарушающих право; 
  • выплата компенсации, размер которой устанавливается законодательством и определяется по усмотрению суда, вместо возмещения убытков; 
  • взыскание дохода, приобретённого нарушителем за счёт нарушения авторских или смежных прав; 
  • принятие иных мер, связанных с защитой прав и предусмотренных законодательством. 

   Кроме возмещения убытков, компенсационной  выплаты или взыскания доходов  суд за нарушение авторских прав имеет право взыскивать штраф, размер которого составляет 10% от суммы, которая  уже присуждена судом в пользу истца. 

   Обладатели или авторских или смежных прав за защитой вправе обращаться в суд, третейский суд, арбитражный суд, орган дознания и органы предварительного следствия в соответствии их компетенции. 

   Что касается контрафактных фонограмм  или произведений, то они подлежат обязательной конфискации. Впоследствии они уничтожаются или передаются обладателям авторских или смежных прав согласно его просьбе. Суд также может принять решение по поводу конфискации материалов и оборудования, которые использовались при изготовлении контрафактных экземпляров.

    Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой защитой. В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах имеют весьма незначительный процент среди других гражданских дел. Конечно, многие авторские споры не доходят до суда и разрешаются в процессе досудебного урегулирования. Причинами этого являются и низкий уровень правопорядка, и неосведомленность авторов о своих правах и способах защиты, и фактическое отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам эффективную правовую помощь, и т. д.  

    Следует констатировать, что в последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появлением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации и т. д. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практически не обращают внимание органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты авторских прав, которые предоставляет российское законодательство, имеет особую актуальность. Большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права. 

Информация о работе Защита авторских и смежных прав