Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

В 70-80 г.г. нашего века в качестве особого института современного международного права сложилось международное гуманитарное право (которое иногда уточняется: “применяемое в период вооруженных конфликтов”), относящееся ко всей совокупности норм международного права, целью которых является защита жертв вооруженных конфликтов. В общем употреблении слово “защита” означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Международно-правовая защита жертв войны…….….6
Комбатанты и покровительствуемые лица…………………..…6
Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.........................................................................................16
Защита гражданского населения………..……………………..19
Глава 2. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера.………………………….…25
Заключение…………………………………………………….……….29
Список используемых источников…………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая7.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Международно-правовая защита жертв войны…….….6

    1. Комбатанты и покровительствуемые лица…………………..…6
    2. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.........................................................................................16
    3. Защита гражданского населения………..……………………..19

Глава 2. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера.………………………….…25

Заключение…………………………………………………….……….29

Список используемых источников…………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 70-80 г.г. нашего века в качестве особого института современного международного права сложилось  международное гуманитарное право (которое иногда уточняется: “применяемое в период вооруженных конфликтов”), относящееся ко всей совокупности норм международного права, целью которых  является защита жертв вооруженных  конфликтов. В общем употреблении слово “защита” означает предоставление приюта, убежища, укрытия; сохранение от неблагоприятных воздействий. В  международном гуманитарном праве  объектом защиты обязательно является человек, а предоставляется она  в условиях вооруженного конфликта. Поэтому защита в том значении, в котором это слово употребляется  в международном гуманитарном праве, означает любое действие, цель которого - защитить жертвы вооруженных конфликтов от возможной опасности, страданий  и злоупотреблений властью. “Защита” и “помощь”, по сути, являются двумя  сторонами одного и того же явления. Эти два термина указывают  скорее на различные проявления заботы, нежели на совершенно независимые виды деятельности. Внутреннюю связь между  ними можно показать на следующем  примере: обработка и лечение  ран, нанесенных военнопленному при  пытках есть медицинская помощь, а  усилия, предпринятые с тем, чтобы  заставить соответствующие власти подчиниться требованиям права  и, следовательно, прекратить пытки, представляют собой защиту . 1 Международное гуманитарное право содержит совокупность норм, призванных обеспечить лицу, оказавшемуся во власти противной стороны, определенное качество жизни и уважение личного достоинства, правда, в рамках реального, т.е. с учетом военной необходимости. По последней причине ни одна из этих норм не предусматривает, чтобы захваченный одной из сторон комбатант был, например, немедленно освобожден, в то время как боевые действия еще продолжаются. Однако эти нормы предусматривают то, что указанное лицо должно пользоваться гуманным обращением и гарантиями элементарной безопасности, поскольку ему может грозить произвол со стороны властей, в руках которых он находится. Именно поэтому защита может быть предоставлена только при условии согласия со стороны соответствующих властей, которых международное гуманитарное право к этому обязывает. В идеале, защита требует присутствия среди жертв. Такое присутствие позволяет оказывать материальную помощь (продовольствие, медикаменты и пр.) и моральную поддержку (связь между лицом, находящимся во власти противной стороны, и его семьей). Присутствие также позволяет осуществлять наблюдение и оценивать обстановку, тем самым делая возможным своевременное обращение к властям в интересах жертв. Иными словами, присутствие делает возможным проверку и контроль тех гарантий, на которые жертвы конфликта могут претендовать в соответствии с международным гуманитарным правом, а также позволяет пресекать злоупотребления.

Поскольку войны всегда велись между государствами, защита жертв  этих войн относилась к области именно международного права. Поначалу речь шла  о нормах обычного права. 1864 год был  ознаменован началом кодификации, конкретизации и развития этих норм по инициативе Анри Дюнана и затем Международного Комитета Красного Креста, одним из основателей которого он являлся.2 В настоящее время основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

- Конвенция об улучшении  участи раненых и больных в  действующих армиях (I Женевская  конвенция);

- Конвенция об улучшении  участи раненых, больных и лиц,  потерпевших кораблекрушение, из  состава вооруженных сил на  море (II Женевская конвенция);

- Конвенция об обращении  с военнопленными (III Женевская конвенция);

- Конвенция о защите  гражданского населения во время  войны (IV Женевская конвенция);

два Дополнительных протокола  к ним от 8 июня 1977 года:

- Протокол I, касающийся защиты  жертв международных вооруженных  конфликтов;

- Протокол II, касающийся  защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

а также IV Гаагская конвенция 1907 года и являющееся приложением к ней Положение о законах и обычаях сухопутной войны.

На достижение указанной  цели направлено решение следующих научно-практических задач проанализировать классификации жертв войны и их защита.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют исторический, сравнительно-правовой и системно-правовой методы научного исследования.

Структура курсовой работы определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международно-правовая защита жертв войны

1.1 Комбатанты и покровительствуемые лица

Прежде чем перейти  к подробному рассмотрению вопросов, связанных с защитой жертв  войны, следует разъяснить два понятия, лежащих в ее основе: “комбатант”  и “покровительствуемые лица”. Все  положения Женевских конвенций  и Дополнительных протоколов к ним  строятся вокруг этих двух ключевых определений. Несмотря на то, что право войны  существует много веков, термин “комбатант”  был определен лишь в 1977 году. Пункт 2 ст. 43 Протокола I гласит: “Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях”.3 Это право, равно как и статус комбатантов, напрямую связаны с их правом считаться военнопленными в случае, если они попадут во власть противной стороны (п. 1 ст. 44). Статус комбатанта отнюдь не означает, что ему дается карт-бланш. Разумеется, он “обязан соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов” и несет индивидуальную ответственность за любые совершенные им нарушения этих норм. Но даже такие нарушения “не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадет во власть противной стороны, его права считаться военнопленным”. Однако, правило, зафиксированное в п. 2 ст. 44, не лишено исключения, суть которого сводится к обязанности комбатанта “отличать себя от гражданского населения форменной одеждой или другими отличительными знаками в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовкой к нападению”. Далее п. 3 ст. 44 Протокола I предусматривает, что “во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения”. В таком случае он сохраняет свой статус комбатанта, если открыто носит оружие во время каждого военного столкновения и в то время, когда находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие. Напротив, если комбатант попадает в плен в то время, когда он не выполняет данные требования, то он лишается права считаться военнопленным. Справедливости ради, указанное суровое правило смягчается содержащимся в п. 4 ст. 44 Протокола I утверждением: “тем не менее ему предоставляется защита, равноценная во всех отношениях той, которая предоставляется военнопленным в соответствии с III Конвенцией и настоящим Протоколом”. И здесь же уточняется, что эта равноценная защита предоставляется даже “в случае, если такое лицо предается суду и несет наказания за любые правонарушения, которые оно совершило”. Как уже отмечалось выше, статус комбатантов тесно связывается со статусом военнопленных.

На основе ст. 4 III Конвенции  можно выделить следующие категории  комбатантов:

- личный состав вооруженных  сил стороны, находящейся в  конфликте, причем даже в том  случае, если он считает себя  находящимся в подчинении правительства  или власти, не признанных противником;

- личный состав других  ополчений или добровольческих  отрядов, включая личный состав  организованных движений сопротивления,  принадлежащих стороне в конфликте  и действующих на их собственной  территории или вне ее, даже  если эта территория оккупирована, если все эти группы отвечают  четырем условиям:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

3) открыто носят оружие;

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

На статус военнопленных  имеют право различные категории  лиц, которые не подпадают под  определение комбатантов, приведенное  выше, или не являются комбатантами.4 К ним относятся:

- лица, принимающие участие  в спонтанных массовых вооруженных  выступлениях, когда население неоккупированной  территории при приближении противника  добровольно берется за оружие  для борьбы с вторгающимися  войсками, не успев сформироваться  в регулярные войска, если они  открыто носят оружие и соблюдают  законы и обычаи войны;

- лица, следующие за вооруженными  силами, но не входящие в их  состав непосредственно (например, аккредитованные военные корреспонденты);

- члены экипажей судов  торгового флота и экипажей  гражданской авиации сторон, находящихся  в конфликте;

- лица, входящие в состав  вооруженных сил и служащие  в организациях гражданской обороны  (ст. 67 Протокола I).

Партизаны. Рассматривая вопрос о комбатантах, следует специально выделить лиц, действующих в составе так называемых нерегулярных вооруженных сил, и прежде всего участников партизанской войны. Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды, не входящие в состав регулярных армий, сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа. Международное право связывает закрепление за каждым партизаном в отдельности статуса законного комбатанта с выполнением им ряда конкретных условий, выше упомянутых мною при рассмотрении вопроса о категориях комбатантов. Прежде чем перейти к подробному изложению условий, соблюдение которых необходимо для признания партизана законным комбатантом, следует коснуться исторического аспекта данной проблемы. Дело в том, что в 19 веке западная доктрина международного права либо вообще умалчивала о партизанской борьбе, либо по примеру американского профессора Ф.Либера (автора известной “Инструкции 1863 г. для действующей армии США” и единственной в 19 веке специальной работы “Партизаны и партизанские группы”) выдвигала требование о всяческом ограничении этой формы борьбы и выражала надежду, что с улучшением современных обычаев войны партизаны будут рассматриваться как разбойники” .

Однако на рубеже 19-20 веков  по инициативе России и лично благодаря  стараниям профессора Ф.Мартенса законность партизанской борьбы нашла полное и безоговорочное подтверждение. Правила ведения партизанской борьбы, впервые сформулированные в Гаагской конвенции 1899 г., нашли свое отражение в преамбуле Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV Гаагская конвенция) и ст. 1 и 2 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к названной конвенции. С принятием Гаагских конвенций каждый отдельный партизан объявлялся законным комбатантом, поставленным под защиту норм международного права, но при соблюдении им 4 упомянутых условий.

1. Для того, чтобы обладать статусом комбатанта, партизан должен принадлежать к какому-либо военным образом организованному отряду, действующему от имени государства, во главе которого стоит ответственное лицо. 5

2. Партизан должен иметь отличительный знак, позволяющий провести внешнее различие между комбатантом и гражданским лицом.

3. Партизан должен открыто носить оружие.

4. В своих действиях партизан обязан соблюдать законы и обычаи войны.

Подводя итог сказанаму, нетрудно заметить, что в отличие от требований соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны, а также иметь ответственного командира - являющихся незыблемыми - два других условия, при которых партизаны признаются законными комбатантами, носят дискуссионный характер. При всей слабости норм об открытом ношении оружия и отличительном знаке полностью отрицать их нельзя. Дело в том, что отказ от этих условий может ликвидировать основу, на которой базируется основной принцип,- проводить различие между комбатантами и гражданским населением. Более того, он может поставить в невыгодные условия гражданское население, которое в любое время может оказаться объектом нападения. Наконец, такой отказ разрушил бы равновесие прав и обязанностей комбатантов и гражданского населения, что затруднило бы регулирование их правового статуса и нанесло ущерб защите мирного населения. В противовес данному утверждению сторонники отказа от условий об отличительном знаке и открытом ношении оружия приводят следующие доводы. Во-первых, принимая во внимание характер средств ведения войны, используемых партизанами в современных вооруженных конфликтах (от автоматов до танков, артиллерии и ракет), указанные условия являются, по их мнению, бессмысленными. Во-вторых, они считают, что попытки доказать, что отсутствие у партизан отличительного знака или носимого на виду оружия ведет к ослаблению иммунитета мирных жителей, сводят на нет индивидуальный характер ответственности, и, следовательно, окольным путем восстанавливают запрещенные международным правом репрессалии.6 Итогом такой острой дискуссии явилось включение в Дополнительный протокол I 1977 года пункта 3 ст. 44 следующего содержания:

“Для того, чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:

1) во время каждого военного столкновения;

2) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки , предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие”.

Данное положение является большим вкладом в международное  гуманитарное право, поскольку содержит практическое указание по применению в боевой обстановке условия об открытом ношении оружия. Из смысла п. 3 ст. 44 вытекает, что такие ситуации могут иметь  место как на оккупированной территории, когда население выступает против оккупанта, так и в любом вооруженном конфликте.7

Шпионы и наемники. В соответствии со ст. 46 и ст. 47 Протокола I шпионы и наемники не имеют права на статус военнопленного. Но ограничиться только декларацией данного принципа было бы неверным, поскольку этот аспект проблемы имеет практическое значение. Так, во время вооруженных конфликтов нередко возникает вопрос о разграничении понятия шпиона и военного разведчика. Впервые он был детально рассмотрен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к IV Гаагской конвенции 1907 г.), посвятившем ему целую главу под названием “О лазутчиках”. Ст. 29 так определяет понятие военного шпиона или лазутчика: “Лазутчиком может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне”. Следовательно, военного шпиона характеризует то, что он действует “тайным образом” или “под ложными предлогами”. Не считаются лазутчиками (шпионами) военные разведчики, которые проникают в расположение противника для разведывательных целей, но действуют в своей военной форме. Не менее важным для международного гуманитарного права является правило, согласно которому лазутчик (военный шпион), пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда; а возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен неприятелем, он признается военнопленным и не подлежит ответственности за свои прежние действия как лазутчик (шпион) - ст. 30, 31 Положения о законах и обычаях сухопутной войны. К этому можно добавить, что ст. 5 IV Женевской конвенции 1949 года предусматривает: если гражданское лицо на оккупированной территории будет задержано в качестве шпиона или диверсанта, оно будет “пользоваться гуманным обращением и в случае судебного преследования не будет лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей конвенцией”.

Информация о работе Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера