Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России

Автор: a*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

1. Роль государства в регулировании инвестиционной деятель¬ности.
2. Факторы и механизм их влияния на инвестиционную деятель¬ность.
3. Инвестиционная политика, ее сущность и роль в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Кр_2.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1. Роль государства  в регулировании  инвестиционной деятельности.

   Инвестиции  – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

   В 1994-1998 гг. в России сформировалась система государственного регулирования инвестиционной деятельностью в рыночных условиях. Формирование этой системы происходило под влиянием противоборства двух точек зрения.

   Одни  экономисты считали, что в первый период реформирования экономики опасно проводить немедленную, быструю либерализацию экономики и переход к рынку. Нужен постепенный переход к свободному рыночному ценообразованию, к либерализации внешней торговли.

   Другая  группа экономистов, разделявших идеи "шоковой терапии", полагала, что чем быстрее и масштабнее будет проходить реформирование социалистической экономики, тем быстрее российская экономика включится в мировое капиталистическое хозяйство.

Как показало время, те лица, которые принимали  решение в российском руководстве, в большинстве случаев оказались под влиянием второй группы экономистов. В результате экономика оказалась в глубоком кризисе - stroyverno.ru. Резко упала инвестиционная активность.

   В экономике рыночного типа, к которой  в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших капиталовложений.

   Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

   Инвестиционная  политика должна быть ориентирована  на:

  1. определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
  2. выбор приоритетов;
  3. повышение эффективности инвестиций.

   Данное  определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать  и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.  Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

   Цель  инвестиционной политики государства  заключается в:

  • обеспечении структурной перестройки экономики;
  • стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;
  • создании дополнительных рабочих мест;
  • привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
  • развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
  • поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

   Следует отметить, что государственное регулирование  инвестиций и инвестиционная политика  - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

   Наряду  с рыночными экономическими саморегуляторами в виде использования категорий спроса, предложения, цены и конкуренции государство использует определенные государственные регуляторы.

   Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

   Прежде  всего государство оказывает  регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

  1. посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
  2. посредством прямого управления государственными инвестициями;
  3. принятием государственных инвестиционных программ;
  4. посредством особого регулирования государственной Деятельности;
  5. экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:
    • налогообложение;
    • участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
    • создание свободных экономических зон;
    • распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
    • кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов, %).

   Инвестиционная  деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.

   В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

  • Конституция Российской Федерации (1993 г.).
  • Градостроительный кодекс РФ (1998 г.).
  • Гражданский кодекс РФ, часть первая (1994 г.), часть вторая (1996 г.).
  • Закон РФ "Об основах градостроительства в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г. № 3295-1.
  • Закон о налогообложении: Налоговый кодекс, часть вторая (2001 г.).

   Основополагающее  значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в  России имеют следующие Законы:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
  2. Градостроительный кодекс РФ (1998).
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Закон РФ "О социальном развитии села" от 21 декабря 1990 г. (опубликован в Экономической газете (1991, № 4)).
  5. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г.
  6. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ.
  7. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.
  8. Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.). федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет:
    • основы градостроительной политики;
    • порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;
    • права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).

   Градостроительный кодекс (1998 г.) регулирует отношения  в области системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городов и сельских поселений, сохранения объектов историко-культурного  наследия и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

   Градостроительный кодекс определяет компетенцию органов  государственной власти РФ и органов  субъектов РФ, права и обязанности граждан и значение градостроительной документации.

   В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

   Через налоговое законодательство государственные органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.

   В последние годы государственное  регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается государственными федеральными органами и органами местного самоуправления.

   Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных  вложений, проводится органами государственной  власти субъектов РФ и предусматривает:

   В соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений":

  1. создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
    • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
    • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
    • защиты интересов инвесторов;
    • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими при родными ресурсами;
    • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
    • принятия антимонопольных мер; развития финансового лизинга;
    • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  1. прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
    • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
    • формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
    • предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
    • разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
    • предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов).

   Основная  роль в системе организации регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне принадлежит Государственному комитету РФ февраля 1999 г. № 39-ФЗ.

   Прямое  государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

   Суммы ассигнований на указанные федеральные  нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений.

   Государственные централизованные капитальные вложения — это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

   Приоритетные  направления, для которых необходима государственная поддержка в  финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Госстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

Информация о работе Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России