Электронный бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать имеющиеся формы малого бизнеса на рынке электронных услуг, рассмотреть общие закономерности и особенности в их становлении на российском рынке с учетом опыта развитых капиталистических стран. Выявлены и систематизированы проблемы тормозящие развитию бизнесу, свойственные как для России, так и для мирового рынка. На примере нескольких российских Интернет проектов, являющихся первооткрывателями и первопроходцами на рынке электронных услуг, были выделены основные причины их неудач. На основе их анализа составлен план действий и сформулированы рекомендации начинающему и функционирующему предпринимателю. В работе также охарактеризованы новые направления и достижения сферы электронных услуг в России.

Содержание

Введение 2
I. Электронный бизнес в России. 5
1.1. Проблемы Интернет бизнеса в России. 5
1.2. Особенности и проблемы электронного бизнеса в России. 11
II. Инвестирование Интернет проектов. 15
2.1. Стратегия инвестирования. 15
2.2. Венчурные инвестиции и их механизм в Интернет бизнесе. 18
2.3. Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектах. 22
III Интернет магазины, как основная форма кредитной деятельности в Интернете. 25
Заключение. 30
Список используемой литературы. 32

Работа содержит 1 файл

курсач Электронный бизнес в России.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Одной из таких ниш, безусловно, станет электронная коммерция. Эта область Сети, обладающая огромным потенциалом – достаточно посмотреть  на прирост инвестиций на рынке электронной коммерции. Но в России эта ниша практически не развита. Тем не менее, проекты здесь существуют и сейчас демонстрируют достаточно уверенный рост, как по оборотам, так и по числу пользователей.

      Если  познакомиться с достижениями Интернет - бизнеса за прошлый, 1999 год PricewaterhouseCoopers – мировой лидер консалтинга и аудита, подготовил обзор инвестиций в американские компании, сделанных крупным национальным венчурным капиталом во всех видах индустрии.

      В четвертом квартале 1999 года венчурные  вложения достигли 14,7 млрд. долларов, превысив на 302% тот же показатель 1998 года. За прошлый год 4006 компаний получили 35,6 млрд. долларов — в то время как за 1998-й 2849 фирм получили 14,7 млрд. долларов. Прирост составил 150% по общему объему годовых инвестиций и 41% по числу предприятий, получивших эти инвестиции. Таким образом, в 1999 году одной компании в среднем досталось 8,9 млн. долларов, что на 71% больше, чем в 1998-м.

      Впервые за последние пять лет годовые  инвестиции в нетехнологические  компании упали, в то время как  Интернет - фирмы привлекли львиную  долю вложений.

      Таким образом, новички имели больше шансов в 1999 году, чем до этого, добиться инвестиций от венчурных фирм, готовых на высокие риски, связанные как раз с более ранней стадией инвестирования.

      На  сегодня приблизительный объем  инвестиций в российский Интернет составляет не менее 100 млн. долларов. Возможно, эта  сумма скромна по западным меркам, однако для безденежных российских Интернет - просторов эти миллионы выглядят весьма заманчиво.

      Активность  инвесторов в российской Сети в значительной степени сдерживается во–первых  завышенной самооценкой большинства  проектов. В частности, покупка 20% акций проекта port.ru компанией DataArt за 940 тыс. долларов в значительной степени подогрела ожидания владельцев Интернет - площадок, которые теперь не хотят вести переговоры с инвесторами, начинающими торг с суммы, меньшей полумиллиона долларов. Во-вторых, число проектов, интересных инвесторам, ограничено. Ситуация с инвестициями осложняется еще и тем, что часть ресурсов не имеет юридической базы (государственных сертификатов, лицензий и т. п.) для своей деятельности. Вести же переговоры с частными лицами инвесторы не рискуют.

      Остается  только гадать, к чему приведет (с  нуля до 100 млн. долларов) рост инвестиций в российскую Сеть, может быть, к  очередному витку роста стоимости  проектов, когда еще непроданные  ресурсы будут покупаться уже не за миллионы, а за десятки миллионов долларов, а может быть, к массовому появлению новых проектов, взращенных в бизнес - инкубаторах, и, как следствие, к падению стоимости существующих ресурсов А возможно, и к тому, и к другому. Очевидно одно - инвестиционные деньги откроют для российской Сети много новых интересных возможностей. Интернет - рынок в том виде, в котором мы его знаем сейчас – исчезнет.

2.2. Венчурные инвестиции  и их механизм  в Интернет –  бизнесе.

      Современная экономика развивается настолько стремительно, что ни одна технология, ни один проект не могут ждать – деньги на развитие бизнеса, как правило, нужны либо сразу, либо никогда. В случае опоздания даже самые крупные вложения могут стать бесполезными, ибо аналогичная идея может появиться у конкурентов. Поэтому владельцы проектов, предприниматели и руководители молодых компаний заинтересованы в быстром и мощном притоке сторонних средств. Но одного желания компаний мало. Необходима еще и готовность инвестора вкладывать быстро и эффективно. Инвестор также не может ждать. Если идея не будет профинансирована в срок, она уплывет от инвестора точно так же, как из рук ее создателей. Идеи витают в воздухе, и вопрос лишь в том, кто их первый подхватит и оформит в нечто конкретное – бизнес-план, технологию и т.д. Таким образом, интересы предпринимателя и инвестора пересекаются – и в точке пересечения должен появиться механизм их продуктивного взаимодействия. Венчурный капитал как раз и является механизмом, сокращающим время появления денег на развитие компаний. В 50-х прозорливые финансисты-предприниматели, исходя из своих личных связей и знания рынка, строили венчурные фонды. Личное взаимодействие инвестора и инвестируемого при общем понимании того, что время не ждет, делало привлечение денег очень быстрым процессом.

      Развитие  Интернет - компаний теснейшим образом  связано с венчурным инвестированием. В известном смысле, именно венчурные  фирмы были тем финансовым двигателем, который привел в движение компьютерную индустрию Силиконовой долины. В  середине прошлого десятилетия, примерно с 1996 года, сильный поток венчурных капиталов был направлен в Интернет - сектор.

      Принцип венчурных инвестиций заключается  в следующем. Венчурный инвестор приходит в компанию с целью предоставить средства для развития, содействовать быстрому росту фирмы и выходу на фондовый рынок. Затем венчурный капиталист выходит из компании, получая многократный, а в случае с Интернет - фирмой тысячекратный прирост капитала. В конечном счете, именно момент выхода из компании является самым главным эпизодом для венчурного капиталиста, ради которого он и вкладывает деньги. Интересно, что венчурная компания не приобретает контрольного пакета акций, ограничиваясь участием в предприятии.

      Венчурная инвестиционная компания представляет собой инвестиционный фонд, созданный из паев преимущественно частных инвесторов. Управление фондом ведет управляющая компания или группа управляющих менеджеров. Чтобы заработать на вложенных средствах, управляющие должны выбрать действительно перспективную фирму, ибо их основные доходы представляют собой процент (earned interest) от прибыли, или, точнее, прироста на вложенные средства (capital gains), чаще всего в размере 20%. Однако чаще всего процент не выплачивается до тех пор, пока фонд не вернет вкладчикам все вложенные ими средства, плюс оговоренный возврат по их инвестициям (hurdle). Собственно же – зарплата управляющих фонда, то есть деньги, которые они получают независимо от возврата по инвестициям, представляет собой ежегодную компенсацию (management charge) в размере 2-3% от первоначальных вложенных инвесторами в фонд средств.

      Механизм  работы венчурной инвестиционной компании выглядит следующим образом. После  сбора средств инвесторов под  декларированную цель (скажем, инвестирование в hi-tech компании какой-либо страны) начинается поиск и отбор объекта инвестиций. Что касается развивающихся стран, в том числе России, то основная проблема заключается в дефиците детальной информации о компаниях. Основные источники — пресса, выставки, материалы организаций по поддержке бизнеса, личные связи, которых явно недостаточно. Отсутствие системы раскрытия информации о частных компаниях — одно из главных препятствий развитию венчурного финансирования. Когда выбор сделан, начинается период тщательного наблюдения, изучения избранной фирмы. Венчурный инвестор подвергает рассмотрению все аспекты состояния компании и бизнеса. По результатам, если принимается положительное решение, составляется инвестиционное предложение или меморандум (investment offer), а окончательное решение принимает инвестиционный комитет венчурного фонда (investment committee).

      В целом, есть несколько видов венчурных  инвестиций, наиболее распространенные из которых:

      инвестиции  в бизнес-проект (seed investment);

      инвестиции  в начинающий бизнес (start-up investment);

      инвестиции  в компанию, уже имеющую какую-то историю на рынке и готовую  продуктовую (сервисную) линейку, но пока находящуюся на стадии начала реализации своих продуктов или услуг (early stage investment);

      инвестиции  в расширение рыночной доли и совершенствование продуктов стабильной и перспективной компании (expansion investment).

      Что касается развивающихся рынков, то число seed- и start-up-инвестиций здесь очень  небольшое, ибо слишком велики риски. Как раз Интернет - проекты могут  стать — массовым исключением. После того, как инвестиции сделаны, наступает период управления проинвестированной фирмой (handson management), когда представитель управляющих фонда входит в совет директоров компании. Таким образом, венчурная компания — едва ли не главный двигатель развития компьютерной и Интернет - коммерции, по крайней мере, на первом этапе. Радует, что Российская ассоциация венчурного капитала, созданная еще в 1997 году, проявляет в последнее время активность, организуя рабочие семинары в Москве, Петербурге и Киеве.

      Следует понимать, почему в современной экономике  возник описанный механизм. Классический капитализм подразумевает постепенное  накопление. Сегодня человек заработал  денег, завтра нарастил свой небольшой  капитал и открыл маленькую компанию. Через год — нанял еще сотрудников и набрал неплохую клиентскую базу. Можно было начать в двадцать лет менеджером в какой-нибудь фирме, к тридцати создать свое дело и к сорока стать владельцем богатой компании. Иными словами, главным элементом экономики был частый предприниматель, создающий бизнес на собственные накопления, заработки и доходы. Чтобы ускорить время развития бизнеса, безусловно, можно привлечь банковские кредиты, однако их эффективность в данном случае очень сомнительна. Кроме того, суммы, необходимые молодым компаниям на развитие, достаточно велики — фирмы просто не смогут предоставить адекватный залог. Тем не менее, деньги — не главное. Основная причин, по которой классическая, схема не срабатывает в современной экономике, – это время, фактически, именно высокая скорость оборота капитала – главная причина формирования рынка инвестиций, предназначенных для вложений в стартовый бизнес и деловые проекты. В целом современная технологическая революция, одним из элементов которой является развитие сетевого бизнеса, заключается в том, что сильные брэнды формируются за считанные месяцы, а не в течение десятков лет.

2.3. Бизнес инкубаторы  в инвестиционных  проектах.

      Вложения  в начинающее предприятие являются особенно рискованными. На данный момент этот вид финансирования составляет 17% от всех венчурных капиталовложений в Соединенных Штатах и Европе. Сжатые сроки инвестирования почти не оставляют времени на оценку. Особенно если речь идет о проекте, который должен занять свободную рыночную нишу. Часто некогда даже провести более или менее детальные маркетинговые исследования. Понятно, что в такой ситуации инвестор должен найти новый способ застраховать свои вложения. Ответ был найден самой стихией новой экономики — это бизнес инкубация. Как и венчурный капитал бизнес инкубаторы для Интернет - компаний – изначально американское явление. Несмотря на то, что по явились они еще в 1996, всемирное признание они получили в прошлом году. Еще в середине 1999 года в Европе не было ни одного сколько-нибудь крупного Интернет инкубатора, а к декабрю их насчитывалось уже около 100. Причем масштаб привлеченных отдельными европейскими инкубаторами средств был в среднем не ниже, чем в Америке.

      Идея  инкубаторов является логическим продолжением той тактики, которой стали придерживаться венчурные инвесторы в последние годы. Тактика заключается в формировании целого портфеля разных проектов, чтобы застраховаться на случай провала одного и даже нескольких. Если компания набирает портфель из десяти проектов, то почему бы не создать для них всех общую базу — материальную, юридическую, финансовую? Надо купить или арендовать здание, оборудовать его компьютерами и доступом в Сеть, создать бухгалтерию, обеспечить юридическую поддержку, необходимую молодым фирмам. Вот перечень того, что предоставляет новому предприятию серьезный бизнес инкубатор: это помещение, оборудование, Web-хостинг, бухгалтерия, финансовое планирование. Юридическая поддержка, системное администрирование, поиск инвестора, консультирование, подбор персонала. При этом в первую очередь инвестор страхует себя. Кроме того, сокращается часть первоначальных расходов на создание компании — аренду помещения, приобретение оборудования, что составляет, как правило, 10—20% первоначальных вложений. В значительной степени за счет предоставления готовой инфраструктуры можно уменьшить первоначальный штат проекта — не нужны бухгалтер, системный администратор, юридический консультант, инвестиционный консультант или финансовый директор. За счет этого удается сэкономить 20—30% фонда заработной платы, то есть 10—15% всех первоначальных вложений (исходя из того, что, как правило, оплата труда составляет до половины расходов в молодых фирмах). В общей сложности, в зависимости от конкретного проекта, инвестор сокращает свои первоначальные вложения на 20—40%. Очевидна выгода и для инвестируемых — можно пользоваться готовой инфраструктурой, но главное — финансовым и юридическим опытом инвестора. При хорошем уровне взаимопонимания обеспечивается столь необходимая молодым фирмам синергия инновационности и опыта. Крупный инкубатор, как правило, за год выводит на рынок 10—20 проектов, из которых действительно удачными будут 3—4.

      Таким образом, проекту или компании не надо искать подходящего исполнительного  директора, зачастую нужного лишь для  того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Сами руководители бизнес - инкубатора берут на себя эту роль. Кроме того, работая в инкубаторе, компании на начальном этапе своего существования могут полностью сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на организационные вопросы. Около 90% времени на начальном этапе предприниматель тратит на поиск инвестора, юридическую проработку контрактов и партнерских соглашений, регистрацию компании, организацию рабочих мест и решение то и дело возникающих технологических проблем. Таким образом, только 10% времени остается на собственно развитие продуктов и услуг, создание маркетинговой стратегии, то есть на все то, что является залогом успешного выхода на рынок.

Информация о работе Электронный бизнес в России