Электронный бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать имеющиеся формы малого бизнеса на рынке электронных услуг, рассмотреть общие закономерности и особенности в их становлении на российском рынке с учетом опыта развитых капиталистических стран. Выявлены и систематизированы проблемы тормозящие развитию бизнесу, свойственные как для России, так и для мирового рынка. На примере нескольких российских Интернет проектов, являющихся первооткрывателями и первопроходцами на рынке электронных услуг, были выделены основные причины их неудач. На основе их анализа составлен план действий и сформулированы рекомендации начинающему и функционирующему предпринимателю. В работе также охарактеризованы новые направления и достижения сферы электронных услуг в России.

Содержание

Введение 2
I. Электронный бизнес в России. 5
1.1. Проблемы Интернет бизнеса в России. 5
1.2. Особенности и проблемы электронного бизнеса в России. 11
II. Инвестирование Интернет проектов. 15
2.1. Стратегия инвестирования. 15
2.2. Венчурные инвестиции и их механизм в Интернет бизнесе. 18
2.3. Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектах. 22
III Интернет магазины, как основная форма кредитной деятельности в Интернете. 25
Заключение. 30
Список используемой литературы. 32

Работа содержит 1 файл

курсач Электронный бизнес в России.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Первый  бизнес инкубатор для сетевых  компаний, или Интернет - инкубатор, — компания Idea lab, основанная в Лос-Анджелесе в 1996 году. Однако Idea lab работал исходя из идей основателя, под которые подыскивалась команда, проводилось исследование рынка и создавался бизнес-план. Остальные инкубаторы, возникшие позже, ищут и принимают проекты со стороны.

      Такая стратегия, когда минимизируются возможные  риски, позволяет привлекать очень  масштабные средства под проекты, начинаемые с нуля. Конечно, пока эти средства на порядок ниже тех, которыми располагают  Интернет - фонды вроде Andersen Consulting, Softbank. Однако с учетом того, что инкубаторы финансируют идеи и проекты, которые еще даже не доросли до стадии молодых компаний, суммы, которыми они оперируют, вполне можно назвать серьезными. К примеру, летом 1999 года в течение двух месяцев новый американский инкубатор eCompanies привлек 130 миллионов долларов. С помощью инкубатора проект зачастую может получить больше средств, чем от обычных венчурных инвесторов. Это возможно благодаря наличию отлаженной и прозрачной системы взращивания компании, подкрепленной опытом управляющих. Как правило, проект пребывает в Интернет - инкубаторе в течение нескольких месяцев — пока не заработает первые деньги или не покажет рост клиентской базы. Обычно инкубационный срок составляет 5—6 месяцев, иногда меньше. На какой объем инвестиций может рассчитывать проект, обратившийся в инкубатор — однозначно ответить трудно. Ведущие американские Интернет - инкубаторы вкладывают по несколько миллионов долларов в понравившиеся им проекты. Например, eCompanies распределила 130 миллионов между семью новыми предприятиями.

      Европейские Интернет - инкубаторы более агрессивны и более формализованы, чем американские. В роли руководителей довольно часто  выступают команды молодых предпринимателей, заручившиеся поддержкой инвесторов. Немцы максимально формализовали процесс отбора проектов. В дополнение к стандартным способам (оценка бизнес планов, полученных по электронной или обычной почте) руководители ввели в практику блиц - встречи с авторами проектов. Авторам задается девять вопросов, и у них есть пять минут, чтобы ярко, оперативно и сфокусировано раскрыть суть проекта. Этого достаточно, чтобы решить – продолжать общение или нет.

      В целом, развитие механизма инвестирования и привлечения средств выглядит примерно так. На определенном этапе скорость, необходимая для вложения денег, становится слишком большой для того, чтобы адекватно оценить проект и провести все необходимые исследования. Поэтому общий тренд таков, что инвестиции в проекты и компании в предстартовом и стартовом состоянии (seed and start up investments) все больше будут идти по схеме инкубатора, а собственно венчурные инвестиции будут направляться на развитие early stage and expansion.

      Сходная ситуация складывается и в России. На данный момент единственный Интернет - инкубатор, проинвестированной компанией A Partners, берет от 30 до 50% за 20-100 тысяч долларов. Можно предположить, что с ростом числа инкубаторов, когда будет предлагаться больше денег, процент снизится до приемлемых 20-25%, а то и меньше. На сегодняшний день свои намерения создать Интернет - инкубаторы высказали RuNet, Holdings и 1НС.

III. Интернет магазин,  как основная форма  кредитной деятельности  в Интернете.

      Если  посмотреть на размеры капиталовложений в Интернет – проекты, то окажется что вложения в электронную коммерцию не так уж велики по сравнению с остальными сферами бизнеса, однако рост этих вложений самый высокий именно у электронной коммерции. Это говорит о том, что в данный момент этот вид деятельности самый популярный и выгодный в мире Интернет – бизнеса. Кроме того инвестиции в электронную коммерцию не так уж велики, потому что она не требует больших стартовых капиталов и поэтому более доступна предпринимателям, чем какая-либо другая деятельность. Этим объясняется бурный рост числа электронных магазинов, как за рубежом, так и в России.

      Как и в реальном рынке, в виртуальном  существует несколько видов магазинов. Каждый вид использует собственную  конкуренцию на рынке, что, естественно, сказывается как на цене, так и  на качестве продукта. В целом можно выделить три основных типа электронных магазинов: электронные супермаркеты, специализированные магазины и мелкорозничные магазины.

      Многие  специалисты полагают, что эволюция фирм электронной торговли началась именно с крупных электронных  супермаркетов. Электронные магазины этого вида выигрывают за счет объема продаж, что позволяет им продавать свои товары по более низким ценам. Однако вследствие того, что подобного рода магазины зачастую торгуют стандартизированной продукцией, ее потребительские свойства рассчитаны на среднего покупателя, что не позволяет супермаркетам уделить должное внимание потребностям и прихотям отдельных покупателей. Очевидно, в реальном мире учесть желания всех потребителей довольно сложно, но глобальные сети создают практически все условия для решения этой проблемы. Однако многие электронные супермаркеты обслуживающие массовый спрос, стремясь расширить ассортимент своей продукции,  забыли об индивидуальных интересах своих виртуальных клиентов, которые зачастую привередливее реальных. Это и явилось одной из причин банкротства многих электронных супермаркетов.

      Помимо  электронных супермаркетов в  Сети имеется множество специализированных розничных электронных магазинов, бизнес которых вполне можно назвать  процветающим. В систему электронной розничной торговли удачно встроилось множество набольших магазинов по продаже всякой всячины от цветов до сувениров. Успех нового вида электронной торговли в большой степени был обеспечен выбором нишевой стратегии в борьбе с традиционными продавцами.

      Наилучшим примером компании, прекрасно реализовавшей  все преимущества нишевой стратегии  в нарастающей конкурентной борьбе между электронными магазинами, несомненно, является крупнейший продавец книжной  продукции Amazon.com. Магазин предлагает своим клиентам быстрый доступ к более чем 3 миллионам книг, каждая из которых сопровождается комментариями, как профессиональных критиков, так и обычных покупателей. Система маркетинга, учитывающая особенности работы в глобальных сетях, принесла замечательный результат — компании Amazon.com удалось увеличить объемы своих чистых продаж за последний год более чем в 5 раз. Такой успех аналитики объясняют активным использованием метода вовлечения клиентов в своеобразное сообщество Amazon.com.

      У многих понятие Интернет - магазина до сих пор ассоциируется с небольшой комнатой, где сидят операторы, принимающие заявки. Однако Интернет - магазин — это достаточно сложный механизм, у которого должна быть грамотно поставлена логистика. Необходима координация многих служб, обеспечивающих работу магазина. Это менеджеры по работе с поставщиками, маркетологи, горячая линия технической поддержки и, конечно же, курьерская служба.

      Любая фирма, начинающая Интернет – торговлю должна обратить особое внимание на следующие  моменты:

      Прежде  всего, следует быть крайне осторожными, выбирая разработчика программного обеспечения и дизайна электронной  страницы. На первый взгляд, существует множество платформ, на которых можно  построить электронный магазин. Однако при ближайшем рассмотрении все они оказываются далеко не идеальными. В результате значительную часть разработок приходится вести самостоятельно или приглашать сторонних исполнителей. Вот их-то и надо контролировать предельно жестко, поскольку результат может оказаться весьма далеким от ожиданий. В общем, создание электронного магазина стоит на трех китах: техническое оснащение, специализированное программное обеспечение и удачный выбор ассортимента продаваемой продукции. Первую проблему можно легко решить, арендовав дисковое пространство на сервере. Поскольку техническая оснащаемость магазина является неизменным гарантом успеха, при выборе той или иной компании - поставщика дискового пространства следует воспользоваться следующими критериями. Во-первых необходимо обратить внимание на организацию этой компании: число работающих, количество технического персонала - график работы службы технической поддержки и, что немаловажно- — на ее клиентов. Во-вторых, оценить технический сервис компании. В-третьих, необходимо ознакомиться со спектром предоставляемых компанией услуг, поддержка операций с электронными платежными средствами, услуги криптографии, анализ обращений к странице, наличие программ автоматического финансового учета. Очевидно, компании, идеально удовлетворяющие предложенным критериям с большей вероятностью гарантируют высокое качество предоставляемых услуг. Однако за эти услуги придется немало платить. Да и зачастую такие компании ориентируют свою деятельность на предоставлении услуг крупным электронным супермаркетам, а не крошечным специализированным лавчонкам. Поэтому придется искать компромисс между ценой и качеством. Поэтому на первом этапе можно ограничиться начальным взносом в $50- а затем платить ежемесячно $20-50. Расширяя бизнес, придется платить больше до $250 ежемесячно.

      Тонкий  момент — вид представления клиентской части, информации и инструментария, доступных онлайновому покупателю. При разработке программного обеспечения  есть большой соблазн двигаться  от собственной деловой логики, технологии торговли. В итоге главная электронная страница магазина, которую видит покупатель на экране компьютера, начинает сильно смахивать на офисную систему.

      Запуская  виртуальный магазин, следует всегда четко информировать клиента  о том, какие услуги здесь доступны.

      Успех торговли через Интернет определяется еще и тем, насколько ясно потребитель оценивает преимущества использования Web-инструментария.

      Кроме того, необходимо использовать различные  поведенческие особенности аудитории. Так, например, после успешного завершения первой внесетевой сделки с компанией клиенты начинают с большей смелостью пользоваться онлайновыми инструментами.

      Любая фирма, начинающая Интернет - торговлю с бесплатной доставкой, должна очень  внимательно разобраться с логистикой.

      Говоря  о перспективах сетевой торговли, обычно имеют в виду два момента. Первый - выход на новые рынки, расширение покупательской аудитории. Второй - снижение издержек за счет дешевизны и удобства сетевых коммуникаций. Перспективы развития онлайновых магазинов: наступает момент формирования рынка, не всем пока очевидно, насколько сложно развивать отрасль - существует очень много подводных камней, которые трудно заметить с самого начала. Поэтому перед тем как начать свой бизнес необходимо провести маркетинговые исследования для выявления вышеупомянутых подводных камней и избежание встреч с ними.

Заключение.

      В условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса –  Интернет бизнес. Он коренным образом  отличается от обычного несетевого –  он развивается так же стремительно, как и сама среда, Интернет позволяет работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого бизнеса; позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов. Одним из выгодных для России свойств этого бизнеса является то, что он чрезвычайно привлекателен для инвесторов, как западных, так и российских. А это в данный момент для России очень важно: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства.

      Однако  наряду с достоинствами нового вида предпринимательства возникают  и проблемы. В основном они связаны  с неразвитой телефонной инфраструктурой  России и неопытностью предпринимателей в данной области рынка. Кроме того, в России пока что не сложилось новое поколение управляющего персонала и обслуживающего персонала, способного эффективно работать на рынке электронных услуг. Нет специализированных по Интернет – проектам инвестиционных компаний, что в значительной степени сдерживает развитие этого рынка, а без капитала даже самая оригинальная идея ничего не значит. Самой большой проблемой России является то, что мнение большинства людей об Интернете отрицательное – для многих это агрессивная среда, переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок электронных услуг в России пока что не совершенен и далек от западного. Однако Российский предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы, которые открываются на этом рынке. Об этом свидетельствуют постоянно появляющиеся новые Интернет – проекты. Российский предприниматель так же затрачивает очень много своих средств на изучение рынка электронных услуг, на его развитие и преодоление тех стереотипов, которые сложились у народа. Остается только надеяться, что эти усилия не пропадут даром и Интернет - бизнес в России станет, таим же прибыльным и привлекательным, как и в западных странах.

      Интернет  не воспринимается всерьез многими  предпринимателями. Но серьезность  этого рынка характеризуют цифры – за 1999 год вложения в Интернет можно сравнить с бюджетом России. Вот доказательство развития этой сферы производства.

      Само  государство должно, наконец, определиться с тем, что такое все-таки Интернет – среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще иное. Необходимо четко определить те рамки, в которых государство будет регулировать Интернет. Сделать регулирование слишком жестким — значит парализовать всякий Интернет – бизнес. Это не получилось в США и вряд ли получится у нас. Как только будут введены хоть какие-то правила игры, тут же появляются и игроки, те, у кого есть желание инвестировать.

      Пока  законов никаких нет (и на это  уйдут годы), игрокам приходится оставаться в неопределенном статусе. Именно поэтому Интернет - инвестиции уходят к иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированные в оффшорных зонах). При этом наше государство фактически добровольно лишает себя дополнительных налоговых сборов. Так что для Интернет - бизнеса нужны правила игры, которые есть во многих развитых странах. Хотя и несовершенная, не до конца проработанная, но законодательная база уже действует, например, в США И хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при разработке нашего законодательства.

Информация о работе Электронный бизнес в России