Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов на примере Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие бюджетной эффективности инвестиционных проектов и рассмотреть её на примере проектов в Белгородской области.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить основные понятия и классификацию инвестиционных проектов
- рассмотреть понятия, виды и оценку эффективности инвестиционных проектов;
-определить эффективность инвестирования с учетом социальных результатов;
-представить положения и показатели эффективности инвестиционных проектов;
- выявить факторы риска эффективности инвестиционных проектов;
- проанализировать инвестиционную деятельность Белгородской области;
- сделать анализ методов оценки инвестиционных проектов Белгородской области;

Работа содержит 1 файл

курсовая текст - копияjjjjjjjjjjjjjjjj.docx

— 164.37 Кб (Скачать)

Рис. 1.3 Показатели социальной эффективности инвестиционных проектов.

Таким образом, социальная эффективность  инвестиционных проектов имеет несколько показателей.  Сделаем характеристику их расчетов и определим диапазон применения. Коэффициент социальной рентабельности (SR) рассчитывается как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.

SR=  . (1)

По мнению Андреева И.А., показатель социальной рентабельности наиболее применим для программ социально-экономического развития региона страны, разработанных  государственными и негосударственными научно-исследовательскими институтами. Их результативность «может быть оценена  отношением изменения душевых (семейных) денежных доходов населения региона после ее внедрения к затратам на ее разработку и реализацию» [2. c. 13].

При оценке инвестиционных проектов некоммерческой организации  наиболее привлекательными являются проекты  с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве  случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта  компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т.е. сумма экономической  и социальной рентабельности была выше нуля. Коэффициент рентабельности не учитывают временной стоимости поступлений от проекта, что имеет большое значение, если доходы от проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет показатель чистой приведенной социальной стоимости . Он определяется по аналогии с чистым приведенным денежным потоком следующим образом:

NPSV= – первоначальные инвестиции.  (2)

 Для общей оценки инвестиционных проектов некоммерческой     организации можно использовать коэффициент общей чистой приведенной стоимости.

                                             TNPV=NPV+NPSV,

 TNPV= + – первоначальные инвестиции. (3)

Проект считается приемлемым, если TNPV>0. Некоммерческая организация  в силу наличия высокой социальной ценности проекта может реализовывать  экономически убыточные проекты, в  которых NPV<0. Кроме того, возможен и такой вариант, когда инвестиционный проект имеет положительную приведенную  денежную стоимость, но отрицательную  социальную стоимость. Так, установление высоких цен на медицинские, образовательные, культурные услуги позволит получать высокие доходы от такой деятельности, но в то же время ограничит потребление  услуг малообеспеченными слоями населения.

Наряду с показателем  чистой приведенной социальной стоимости  активно используется индекс социальной доходности. Он рассчитывается как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций:

TPI= + / первоначальные инвестиции (4)

В силу того что индекс социальной доходности является относительным  показателем, а не абсолютным, как  коэффициент чистой приведенной  социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости различных проектов.

Для оптимизации бюджета капиталовложений некоммерческих организаций большое  значение приобретает коэффициент внутренней нормы социальной доходности проекта. Он характеризует уровень социальной доходности инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Внутренняя норма социальной доходности определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость будущих социальных выгод равна настоящей стоимости затрат на реализацию проекта, т.е. чистая приведенная социальная стоимость NPSV равна нулю.

IRSR = k при NPSV = 0. (5)

 

Однако для комплексной оценки инвестиционных проектов целесообразно  применять коэффициент внутренней нормы общей доходности. Он будет определяться сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость будущих финансовых и социальных доходов равна стоимости первоначальных инвестиций.

                                              TIRR = K при TNPV = 0. (6)

Для оптимального инвестиционного  портфеля некоммерческой организации  отбираются проекты с максимальным значением нормы доходности.

Таким образом, оценка инвестиционных проектов включает анализ финансовых и социальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной. Социальные результаты инвестиционных проектов могут быть противоречивыми, что не позволяет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта.

Итак, инвестиционный проект - это комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров, который имеет многозначную классификацию, различные цели и систему оценки. Эффективность инвестиционного проекта отражает соответствие проекта целям и интересам его участников.   Эффективность инвестиционных проектов представлена несколькими видами:  социально-экономическая,  коммерческая, бюджетная, и т.д. Бюджетная эффективность определяется по ряду факторов и критериев.

Оценка инвестиционных проектов включает анализ финансовых и социальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной. Социальные результаты инвестиционных проектов могут быть противоречивыми, что не позволяет сделать однозначный  выбор в пользу того или иного  проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Бюджетная эффективность инвестиционных проектов

Бюджетная эффективность  оценивается по требованию органов государственного или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств (рис.2.1)

Рис.2.1. Содержание денежных потоков при оценки бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Таким образом, поступление  и расход денежных средств, которые  лежат в основе расчетов бюджетной  эффективности инвестиционных проектов,  многообразны.

При определении бюджетной эффективности учитываются формы участия бюджетных средств в финансировании проекта, в том числе:

- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта. В этом случае учитываются отток предоставленных бюджетных средств и приток в бюджет (по шагам расчетного периода) дивидендов по указанным акциям;

- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита, а также кредитов ЦБ РФ, региональных и уполномоченных банков отдельным участникам проекта, выделяемых в качестве заемных средств, подлежащих компенсации из бюджета. В этом случае учитываются отток предоставленных бюджетных средств и приток в бюджет (по шагам расчетного периода) сумм возвращаемого кредита и процентов по нему;

- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование). В этом случае учитывается только денежный отток в объеме предоставленных средств;

- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов. В этом случае в оттоке денежных средств учитываются только дотации (по шагам расчета);

- налоговые кредиты, заключающиеся в частичном или полном освобождении от тех или иных видов налогов в течение начальных шагов расчета (налоговые каникулы) с последующим возмещением невыплаченных сумм и выплатой процентов по ним. В этом случае дополнительных оттоков средств не возникает, притоки же в период налоговых каникул уменьшаются на сумму освобождения от налогов, а по истечении налоговых каникул увеличиваются на ту же сумму и на проценты по ней;

- налоговые льготы, не предусматривающие возмещения сумм освобождения от налогов и отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков средств также не возникает, но уменьшаются их притоки.

Рассмотрим  систему показателей  бюджетной эффективности инвестиционных проектов (рис 2.2)

 

 Рис. 2.2. Система показателей бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Итак, ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта. Их разность (ЧД - ЧДД), которая, как правило, положительна, нередко называют дисконтом проекта, но ее не надо смешивать с нормой дисконта. Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при условии, что он положителен).

По проектам, предусматривающим  бюджетное покрытие расходов в иностранной валюте и валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам. При этом необходимо учитывать, что стоимость иностранной валюты не всегда правильно определяется валютным курсом, а цена товаров, входящих во внешнеторговый оборот и не входящих в него, нередко оказывается различной [11].

По проектам, предусматривающим  создание новых рабочих мест в  регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств  учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета и бюджета  субъекта Федерации на выплату соответствующих  пособий.

По проектам, предусматривающим  закупку производимой продукции  для государственных нужд, учитывается  также экономия бюджетных расходов на такую закупку по сравнению  с альтернативными вариантами закупки  той же продукции (например, приобретение ее по импорту или закупка на действующих  предприятиях по более высоким рыночным ценам).

Расчеты бюджетной эффективности  обычно производятся методом "привязки к производству". В этом случае бюджетная поддержка проекта  на каждом шаге (т. е. бюджетные расходы) точно совпадает с денежными  поступлениями соответствующему участнику  проекта. Аналогично, размеры уплачиваемых участником налогов будут точно  совпадать с соответствующими доходами бюджета. Поэтому расчеты бюджетной  эффективности выполняются на основе предварительно проведенных расчетов эффективности участия в проекте. В то же время необходимо учитывать  тот факт, что некоторые платежи  в бюджет (например, налог на имущество) уплачиваются не синхронно с производством  продукции. В расчетах эффективности  участия в проекте это отражается показателями изменения оборотного капитала. Эти же показатели (с противоположным знаком) должны включаться и в расчеты бюджетной эффективности. Они будут отражать изменение бюджетных активов, т. е. задолженности участников проекта перед бюджетом

В ряде случаев проекты  могут предусматривать применение трансфертных цен. Если такие цены применяются  вертикально интегрированными компаниями типа НК "ЛУКОЙЛ", которые приобретают статус консолидированного налогоплательщика, то это может привести к уменьшению поступлений в региональный бюджет. С этих позиций нельзя априори рассматривать любой инвестиционный проект, финансируемый без государственной поддержки, выгодным с точки зрения регионального бюджета.

Бюджетная эффективность  инвестиционных проектов оценивается  по требованию органов государственного и регионального управления, она  может рассчитываться для бюджетов различных уровней (федеральный, региональный). Существует несколько типов расчетов бюджетной эффективности в зависимости от вида проекта и его масштаба.  Существует система показателей бюджетной эффективности: чистый доход, чистый дисконтный доход, внутренняя норма доходности бюджета, индекс доходности гарантий.

Инвестиционные проекты  относятся к будущему периоду времени, в связи с чем прогнозировать их эффективность проблематично. В такой ситуации эффективность проектов должна рассчитываться с учетом рисков.

В Методических рекомендациях даны следующие определения понятия  рисков.   Риск – это возможность возникновения в ходе реализации проекта таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта [11]. Риск – это событие, которое может либо быть, либо не быть. И, если оно будет, то возможны три вида результата:

- положительный (прибыль, доход иди другая выгода);

-   отрицательный (убытки, ущерб, потери и т.п.);

-   нулевой (безубыточный и бесприбыльный) результат.

На реализацию инвестиционных проектов оказывают влияние многие перемены в политической, социальной, коммерческой и деловой среде, изменения в  технике и технологии, производительности и ценах, состояние окружающей среды, действующее налогообложение, правовые и другие вопросы. Все это может выступать в качестве предпосылок определенного вида риска (рис. 2.3).

2.3. Классификация рисков инвестиционных проектов

Таким образом,  риски реализации инвестиционных проектов разнообразны и многозначительны, следовательно, система управления реализацией  инвестиционного проекта должна предусматривать сбор и обработку  информации о меняющихся условиях его  реализации и соответствующую корректировку  проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между  ними. Для учета факторов риска при оценке эффективности проекта используется максимально доступная информация об условиях его реализации, для чего используют следующие  метода (в порядке повышения точности):

Информация о работе Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов на примере Белгородской области