Понятия инновации и инвестиции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

В современных условиях успешная деятельность предприятий
невозможна без инноваций и инвестиций.
В общем понимании под инновацией подразумевают продукт творческой деятельности коллектива, направленный на совершенствование существующей системы и имеющей практическую реализацию.

Работа содержит 1 файл

эк.ф.доклад.docx

— 78.80 Кб (Скачать)
 

Понятия инновации и инвестиции предприятия

     В современных условиях успешная деятельность предприятий

невозможна без инноваций и инвестиций.

   В общем понимании  под инновацией подразумевают продукт творческой деятельности коллектива, направленный на совершенствование существующей системы и имеющей практическую реализацию.

   Рыночные  условия развития экономики постоянно  выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно- исследовательскую базу в целях  обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.

   Инвестиции  — это денежные средства, целевые банковские вклады,

паи, акции  и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные  права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности в целях получения  прибыли и достижения положительного социального эффекта.

      Причина возникновения инновацией заключается  в постоянном стремлении человека усовершенствовать  существующую общественную систему, устранить  противоречия между реальным и желаемым состоянием.

      Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение  коммерческой выгоды.

     Практика:

     1. Из-за ускоренного развития рынка мобильной связи в России компании, работающие  в данной области, регулярно предлагают новые услуги ( новые тарифы, новые условия предоставления связи), позволяющие расширить круг клиентов.

      2. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» является ведущей мировой компанией в создании космической техники и предоставлении услуг. Многие разработки РКК «Энергии» не имеют зарубежных аналогов.

      3. Примеры неудач – запрет развития генетики и кибернетики в СССР разработка супер - ЭВМ компанией IBM.

      Примеры удач – развитие коммерческой промышленности, космического туризма  России.

      Направление инновационного процесса зависит от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений.

   К ним можно отнести:

-сохранение  позиций на рынке;

- завоевание  новых сегментов рынка;

-структурное  преобразование рынка. 

      Необходимо отметить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

  1. Носят циклический характер:

    -одно  базисное нововведение влечет  за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора  электрического ток  привело  к значительным изменениям в  различных отраслях).

       2. Имеют вероятностный характер:

  - внедрение и продвижение инноваций на рынке – это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

      3. Обладают межорганизационным характером:

      -необходимо  взаимодействие различных организаций  (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых  фирм, финансовых организаций) для  осуществления инновационного процесса.

      4. Имеют межотраслевой характер:

      -нововведения  могут быть использованы в  различных отраслях экономики,  масштаб распространения отражает  их значимость. 

      Главными  субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор, реализующие функции по ее осуществлению.

      Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий  поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

      В качестве разработчиков могут выступать :

- научно-исследовательские  организации;

- малые  инновационные предприятия;

- инжиниринговые  компании;

- отделы  НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ)  на крупных предприятиях;

-индивидуальные  изобретатели.

      Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке.

      Иноваторами являются:

-внедренческие  риско-фирмы;

-концерны;

-финансово-промышленные  группы.

      Инвестор- участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.

Инвесторами инновационного процесса являются:

-государственные  и коммерческие банки;

- инвестиционные  компании;

-страховые  компании;

-пенсионные  фонды;

-специализированные  компании;

-частные  лица. 

      Основным  мотивом инициирования инновационных  процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся :

  1. Преимущества стратегического характера:

    - создание  благоприятной деловой репутации  в глазах потребителей, потенциальных  партнеров, инвесторов;

    -рост эффективности  производства за счет модернизации  и обновления производственных  мощностей;

    -обеспечение  развития предприятия за счет  расширения рынков сбыта и  диверсификации деятельности.

              2. Увеличение рентабельности предприятия  вследствие:

     - временной  монополизации рынка и возможности  получения сверхприбыли от реализации  радикальных новинок;

          - повышение качества и конкурентоспособности  изделий;

         - увеличение доли продукта на  рынке;

              3. Снижение издержек хозяйственной  деятельности благодаря:

         -реструктуризации  деятельности;

         - снижению непроизводительных расходов;

        - экономии  энергетических и сырьевых ресурсов  за счет внедрения сберегающих  технологий;

       - экономии  средств в результате использования вторичного сырья;

       - снижению  количества брака.

    4. специальные  выгоды и льготы:

        - информационная  и правовая поддержка со стороны  государства и частных структур;

       -льготное  налогообложение;

       -льготное  кредитование. 

   Активизация инновационных процессов на предприятии  происходит под влиянием следующих  факторов:

  1. Наличие рыночного спроса на новшество;
  2. Наличие внутренней потребности предприятия в инновационных преобразованиях;
  3. Благоприятные экономические условия;
  4. Обеспеченность ресурсами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация инноваций и инвестиций 

     Для упорядочения сущности инновации как  продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Как ее формированию, ввиду широкого разнообразия инновационных  изменений,  существует множество  подходов. 

     Рассмотрим  особенности различных видов  инноваций

     (схема  ст.20 И.В.Василевская) 

  • Базисные  инновации – это принципиально  новые решения, формирующие новую  отрасль (пример : телега – автомобиль)
  • Модифицирующие нововведения – решения, представляющие собой

существенные  изменения базисных нововведений (пример: катушечный магнитофон – кассетный  магнитофон) .

  • Псевдоинновация – решения, представляющие собой незначительные

 изменения  базисных нововведений (пример: чайник  с двумя носиками).

  • Реактивная инновация – инновация, обеспечивающая выживание Предприятия.
  • Стратегическая инновация – инновация, при внедрении которой фирма

рассчитывает  на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

      Инновации могут быть представлены в виде продукта (новый товар), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая организация труда). 

Классификация инвестиций:

     В свою очередь инвестиции подразделяются на реальные и финансовые.

  • Реальные инвестиции — это средства, направляемые на увеличение основных фондов и оборотного капитала в целях последующего получения конкретного результата (дохода).
  • Финансовые инвестиции — это долго- и краткосрочные вложения средств предприятия в ценные бумаги других предприятий, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные капиталы других предприятий.
 

     Инвестиции  также подразделяются на прямые и портфельные.

  • Прямые инвестиции — это вложения средств, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием либо контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала этого предприятия.
  • Портфельные инвестиции — это вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, покупка акций, не дающих права вкладчикам влиять на функционирование предприятий .
 

   Инновационное пространство составляют три основных элемента, определяющих спрос и предложение:

  1. Рынок инноваций (новшеств);
  2. Рынок инновационного предпринимательства;
  3. Рынок инвестиций.
 

    Государственная инновационная политика 

     Функции государства заключаются в обеспечении  благоприятных условий для инициирования, создания и трансфера инноваций с целью повышения их экономической , социальной и экологической эффективности.

     Основы  государственной инновационной  политики РФ изложены в следующих  концептуальных документах:

    1. Концепция устойчивого развития.
    2. Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.
    3. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.
 

     Правовая  база инновационной деятельности в  РФ представлена рядом законодательных  актов.

  1. ФЗ «о науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа  1996

       № 127-ФЗ. Определяет основные функции  государственных структур управления  в научно-технической сфере.

  1. ФЗ «О статусе наукограда» от 7 апреля 1999 г. №70-ФЗ. Регламентирует вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.
  2. Закон об авторском праве и смежных правах. Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности  (музыкальные, литературные и художественные произведения). Закон охраняет права автора произведения и лиц , способствующих ознакомлению с ними широкой аудитории (звукозаписывающие студии, издательства, исполнители и пр.)

Информация о работе Понятия инновации и инвестиции предприятия