Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРС ПРАВ. РЕГ-Е И.И. (СОДЕРЖАНИЕ).doc

— 192.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. 7
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. 14
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. 20
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  С ИНОСТРАННЫМИ  ИНВЕСТИЦИЯМИ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Привлечение иностранных инвестиций – одна из ключевых задач любого современного государства, в том числе и Республики Беларусь. Для решения этой задачи необходимо создание благоприятного инвестиционного климата.

      Под благоприятным инвестиционным климатом обычно понимается наличие в государстве, принимающем инвестиции, политической и экономической стабильности, наличие четкого и прозрачного законодательства, предоставления определенных гарантий, обеспечения защиты прав и интересов инвесторов.

      Между тем, одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования.

      В Беларуси сформированы основы правового  регулирования иностранных инвестиций,  действует  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее - ИК), который определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Идет процесс совершенствования законодательства, направленный на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

      Данная  курсовая работа имеет своей целью анализ основ правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь.

      Задачами курсовой работы являются:

      выявление  источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;

      изучение  сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;

      характеристика  правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;

      анализ  государственных гарантий прав иностранных инвесторов, закрепленных в законодательстве Республики Беларусь;

      характеристика  правового регулирования  создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

      Структура курсовой работы соответствует вышеназванным  целям и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

      В работе использованы логический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

      В ходе курсовой работы  были изучены  нормы инвестиционного и иного законодательства, регулирующего вопросы иностранных инвестиций, специальная литература, в том числе труды таких авторов, как  
М.М. Богуславский, Н.Н. Вознесенская, В.С. Каменков, Е.И.Коваленко, В.Г. Тихиня, И.З. Фархутдинов, О.В. Цегельник и др.

 

       1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 

 
 

      Современное правовое регулирование в области  иностранных инвестиций осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего правового регулирования.

      Так, согласно статье 6 ИК отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются ИК, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь [7].

      При этом если международным договором  Республики Беларусь, вступившим в  силу, установлены иные нормы, чем  те, которые предусмотрены ИК и  иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора.

      Источниками международно-правового регулирования  иностранных инвестиций в Республике Беларусь являются многосторонние международные  соглашения и двусторонние соглашения о содействии осуществлению и защите инвестиций.

      Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, являются неотъемлемой частью нормативной базы, обеспечивающей соблюдение правового режима иностранных инвестиций. Многосторонние договоры, действующие в сфере регулирования инвестиций, классифицируются на региональные и универсальные. К последним относятся Конвенция об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций, подписанная в Сеуле в 1985 г. (далее - Сеульская конвенция) [2], и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства, которая была подписана в Вашингтоне в 1965 г. (далее - Вашингтонская конвенция) [1], а также соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО и касающиеся вопросов регулирования инвестиций. К региональным инвестиционным договорам, в частности, можно отнести договоры об учреждении экономических союзов государств, например, Европейского союза, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное между странами СНГ в 1993 году.

      Республика  Беларусь является участницей и Сеульской, и Вашингтонской конвенций,  которые действуют в республике с 1992 г.

      Обе эти конвенции предусматривают  создание специализированных в области  международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и  определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Указанные организации осуществляют коммерческую по своему характеру деятельность (третейское разбирательство споров, возникающих между инвестором - частным физическим или юридическим лицом - и государством, принимающим инвестиции, и международное страхование иностранных инвестиций), однако регулирование этой деятельности полностью подчинено условиям международного многостороннего договора, на основе которого эти организации были созданы.

      Кроме того, в рамках СНГ Республика Беларусь является участницей Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. [3] и Конвенции о защите прав инвестора 1997 г. [4].

      В целом, международные многосторонние договоры о защите инвестиций можно охарактеризовать как договоры, устраняющие неблагоприятные последствия, возникающие для инвесторов в результате принятия государством тех или иных мер регулирования.

      Дополнительные гарантии защиты иностранным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь о содействии осуществлению и защите инвестиций с другими странами. В настоящее время заключено 59 таких договоров, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой, Китаем, ФРГ [22, с. 43]. Двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций рассматриваются как дополнительные гарантии к нормам, которые содержатся в национальных законах. Страны - экспортеры капитала и их инвесторы считают, что задача защиты иностранных инвестиций наиболее эффективно решается путем заключения двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. В этих договорах закрепляются правовые режимы осуществления инвестиционной деятельности, средства защиты иностранных инвестиций от убытков, порядок и условия их использования.

      Внутригосударственное регулирование иностранных инвестиций осуществляется большим массивом нормативных  правовых актов, как непосредственно  регулирующих инвестиционную деятельность (акты инвестиционного законодательства), так и тем или иным образом направленных на создание благоприятного инвестиционного климата (акты налогового законодательства, законодательства о внешнеторговой деятельности и др.).

      Основным  источником правового регулирования  иностранных инвестиций в Республике Беларусь является ИК, который  определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

      В ИК содержатся определения основных понятий в сфере инвестиционной деятельности (инвестиций, объектов и  форм инвестиционной деятельности), формы  государственного регулирования инвестиционной деятельности, урегулирован порядок создания организаций с иностранными инвестициями.

      К иным источникам правового регулирования  иностранных инвестиций (направленных на привлечение иностранных инвестиций) можно также отнести:

      Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов»;

      Декрет Президента Республики Беларусь № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»;

      Указ  Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и  контроля внешнеторговых операций»

      Указ  Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)»;

      Закон Республики Беларусь «О внешнеторговой деятельности»;

      Закона  Республики Беларусь «О свободных экономических  зонах»;

      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 444 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и особенностях их заключения» и др.

      Что касается определения понятия «иностранные инвестиции», то следует отметить, что законодательство Республики Беларусь не содержит данного определения. Вместе с тем, это понятие можно вывести через определения понятий «инвестиции» и «иностранные инвесторы», содержащиеся в ИК.

      Так, согласно ст. 1 ИК под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [7].

      Инвестиции - это слово иностранного происхождения: от лат. «investire» – «одевать», нем. Investitionen, англ. «investment, investments» в широком смысле трактуется как «вложения в будущее», любые имеющиеся средства, облеченные, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, приносящее выгоду [13, с. 7]; «капитальные вложения»; «долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия с целью получения прибыли»; «долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные сферы экономики как на национальном, так и на международном уровне с целью получения прибыли», «вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) с целью получения дополнительной прибыли или оказания влияния на дела предприятия, компании».

      По  сути, инвестиции - это имущество в широком его понимании, и отношения по передаче, вложению, использованию инвестиций в процессе осуществления той или иной деятельности, будут являться имущественными, товарно-денежными, стоимостными, т.е. гражданско-правовыми. Но, тем не менее, такое имущество имеет свою специфику, что обусловливает его отдельное инвестиционное регулирование и даже название.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ