Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
выявление источников правового регулирования иностранных инвестиций, определение понятий иностранных инвестиций и иностранных инвесторов;
изучение сущности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
характеристика правового режима иностранных инвестиций, действующего в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.
4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРС ПРАВ. РЕГ-Е И.И. (СОДЕРЖАНИЕ).doc

— 192.50 Кб (Скачать)

      3) исключение, применяющееся к режиму налогообложения:  исключение разрешает стране заключать налоговое соглашение, предоставляющее специальный налоговый режим инвестициям другой страны в обмен на другие уступки без обязательств перед третьими странами, которые могли бы требовать предоставления таких же преимуществ;

      4) исключение определенных отраслей, регионов, сфер и условий осуществления деятельности, отдельных организаций. Так, например, в соответствии с законодательством об объектах, находящихся только в собственности государства, о приватизации, не могут быть приватизированы либо иным образом перейти в частную собственность стратегические предприятия. 

      Наряду  с изъятиями ограничительного характера, законодательство Республики Беларусь предусматривает, и изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Республики Беларусь.  Данные изъятия направлены на привлечение иностранных инвестиций в экономику государства.

      Ранее, до внесения в 2006 г. изменений и дополнений в ИК, такими изъятиями из предоставляемого иностранным инвестициям национального  режима являлись, например: освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями; освобождение коммерческих организаций с иностранными инвестициями от необходимости получать лицензии на импорт продукции (работ, услуг) для собственного производства; освобождение коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30 процентов, от обязательной продажи иностранной валюты, получаемой в виде выручки от экспорта продукции (работ, услуг) собственного производства и др. [20].

      В настоящее время определенные льготы предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» для инвесторов (в том числе иностранных), осуществляющих деятельность на территории населенных пунктов с численностью населения до 50 тысяч человек (освобождение в течение пяти лет от уплаты ряда налогов, обязательной продажи иностранной валюты от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду; введение пятилетнего моратория на применение к инвесторам законодательства, ухудшающего их положение и условия деятельности и т.д.) [6].

      Законодательство  Республики Беларусь содержит систему  гарантий прав иностранных инвесторов, обеспечивающих защиту их инвестиций. Так, согласно статье 9 ИК государство:

      гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;

      гарантирует равенство прав, предоставляемых  инвесторам независимо от их формы  собственности при осуществлении  инвестиционной деятельности, а также  равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов, то есть, по сути, устанавливает принципы справедливого и равноправного обращения и недискриминации;

      гарантирует стабильность прав инвестора, установленных  ИК, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

      предоставляет инвестору право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности.

      В статье 10 ИК закреплены гарантии использования  результатов инвестиционной деятельности.

      Так, инвестор вправе самостоятельно распоряжаться  прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

      Иностранному  инвестору гарантируется после  уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный  перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

      Государство также гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются ИК и законами Республики Беларусь.

      Компенсация стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

      Компенсация стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору - в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции. Размер компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества может быть обжалован инвестором в суд.

      Действия (бездействие) государственных органов  или их должностных лиц, органов  административно-территориальных единиц или их должностных лиц и акты государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки и иной вред, могут быть обжалованы инвестором в суд.

      Вред, в том числе убытки, причиненные в результате действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц либо в результате принятия актов государственными органами Республики Беларусь или органами административно-территориальных единиц Республики Беларусь, подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда. 

 

4 СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 
 

      Одной из наиболее известных и распространенных форм привлечения иностранных инвестиций на территорию Республики Беларусь является создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

      Так, согласно статье 77 ИК иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [7].

      При этом юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые  преследуют извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

      Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в  сферах: обеспечения обороны и  безопасности Республики Беларусь без  специального решения Президента Республики Беларусь; изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

      Иностранные инвестиции в имуществе юридических  лиц, занимающих монопольное положение  на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

      Согласно  статье 80 ИК под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде  которого частично или полностью  используются иностранные инвестиции. В целях определения особенностей регистрации все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

      Коммерческой  совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

      Коммерческая  организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством  Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации. Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актами законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

      Коммерческая  организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным  инвестором доли участия (акций) в ранее  учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.

      Решение о создании коммерческой организации  с иностранными инвестициями принимается  ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20000 долларов США в эквиваленте.

      Государственная регистрация коммерческих организаций  с иностранными инвестициями, за исключением  банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих организаций  с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах и страховых организаций, страховых брокеров, осуществляется уполномоченным государственным органом (далее - регистрирующий орган).

      Для государственной регистрации коммерческих совместных организаций в регистрирующий орган представляются следующие документы:

      письменное  заявление учредителей (подписывается  всеми учредителями коммерческой совместной организации);

      нотариально удостоверенные оригиналы или нотариально  удостоверенные копии учредительных  документов создаваемой коммерческой совместной организации в двух экземплярах;

      для учредителей - юридических лиц Республики Беларусь - нотариально заверенная копия решения собственника имущества  или уполномоченного им органа о  создании коммерческой совместной организации, а также нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию, и нотариально заверенные копии учредительных документов (для каждого белорусского юридического лица);

      для учредителей - физических лиц Республики Беларусь - копия трудовой книжки, заверенная печатью организации по последнему месту работы, либо копия пенсионного удостоверения, заверенная органами социального обеспечения по месту жительства, либо справка органа занятости;

      для учредителей - иностранных юридических  лиц (организаций) - легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его учреждения или постоянного места жительства на момент создания коммерческой совместной организации (выписка должна быть датирована числом не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ