Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности проектов, реализующихся на основе механизма концессионных соглашений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить возможность применения концессионных соглашений как формы государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры;
- раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры.
Объектом исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере производственной инфраструктуры.

Содержание

Введение3
Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре 5
1.1. Основное понятие инвестиций 5
1.2. Классификация инвестиций 5
1.3.Источники осуществления инвестиционной деятельности 7
1.4.Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры 9
2. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных
проектов12
2.1. Особенности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности 12
2.2. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России 14
Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России
31
3.1. Преимущества концессионных соглашений в России 31
3.2. Проблемы концессий в России и пути их решения 33

Заключение36
Список использованной литературы38

Работа содержит 1 файл

(Автосохраненный)курсовая.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем, с задачей  обновления парка  оборудования, сокращения удельных расходов, внедрения  новых управленческих решений  частный сектор справляется, как правило, эффективнее, чем государственный. Именно поэтому, во всем мире проекты в сфере инфраструктуры реализуются с помощью государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).4

В настоящее  время в Российской Федерации  наибольшее распространение нашли  применение следующие формы государственно-частного партнерства:1) финансирование из Инвестиционного  фонда РФ; 2) концессии;3) особые экономические  зоны;4) венчурное финансирование.

       Основной принцип концепции ГЧП состоит в том, что государство определяет, в модернизации и возведении каких объектов инфраструктуры оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.

     В международной практике государственно-частное партнерство может принимать различные формы: контрактные отношения, лизинг, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия, концессионные соглашения. Формы, в которых реализуется ГЧП, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, капитальные вложения, коммерческий риск, а также длительностью сотрудничества и тем, кому принадлежит имущество.

     Содержание концессионных отношений  предполагает такую форму  партнерства для решения общественно значимых задач, при которой бизнес обладает наибольшей самостоятельностью в хозяйственной деятельности. При этом государство (концедент) принимает на себя часть рисков концессионера, что является одной из главных характеристик концессий. Кроме того, по сравнению с другими формами ГЧП, для концессионного соглашения характерны наиболее длительные сроки реализации, что особенно важно для его использования в отраслях инфраструктуры.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных проектов.

 

        1. Особенности инвестиционных  проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности

     Ценность  концессионного соглашения  для государства  очевидна  − это возможность переложить на частного инвестора финансовое бремя или его часть по выполнению государственных функций и соответствующие риски. Заинтересованность бизнеса в концессиях проявляется в том, что концессионер:

•  получает в долговременное владение и пользование государственные активы, часто на льготных условиях платы за концессию;

•  осуществляя инвестиции, имеет определенные гарантии их возврата, так как государство, являясь партнером концессионера, берет на себя определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельности;

• обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность бизнеса  во время действия срока концессии;

•  за счет партнерства с государством получает гарантированный рынок сбыта для продукции, реализуемой на основе концессионного соглашения.

     Таким образом, именно концессионная  форма  привлечения капитала  является наиболее эффективной  при реализации долгосрочных  проектов в сфере инфраструктуры.

     В настоящее время  партнерство на основе концессий  в сфере инфраструктуры успешно  используется более чем в 120 странах мира: как в развитых, так и в развивающихся. Если говорить об активности участия частного сектора в реализации инвестиционных проектов, то, безусловно, такая активность наблюдается - особенно на региональном уровне. По данным, полученным из Росреестра, на конец 2011 года на региональном уровне было заключено 833 концессионных соглашения.

Так, например, во Франции степень участия частного сектора во всех инфраструктурных отраслях достаточна велика. Действуют более 20 000 договоров с частными операторами, при этом 75% дорожной сети построено  на базе концессий (табл. 2).

     Таблица 2

 Государственно-частное  партнерство во Франции (концессии)

 

 

Сектор

Стоимость проекта (млрд. евро)

Участие частного сектора, %

 

Платные автодороги

6

~100

Автостоянки

0,8

59

Городской транспорт

8,6

16

Водоснабжение и канализация

11,4

71

Утилизация  городских отходов

5,7

73

Районное  теплоснабжение

0,9

93


 

 

 Практическое  применение концессионного механизма   в РФ определено в Федеральном   законе от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О  концессионных соглашениях».

В работе определены следующие особенности  инвестиционных проектов по строительству  платных автомагистралей, оказывающие  непосредственное воздействие на методику оценки эффективности рассматриваемых проектов:

• масштаб проекта и потребность в крупных стартовых капиталовложениях, которые невозможно растянуть на длительный срок;

•    поэтапное возведение инфраструктурного объекта;

•    длительный период окупаемости инвестиций;

•  высокий риск неполучения прогнозируемых доходов в связи с наличием альтернативных путей объезда и мало предсказуемой готовностью потребителя платить за доступ к традиционно бесплатному объекту инфраструктуры;

•     влияние на экономику страны в  объемах, многократно превышающих  доходы, полученные от непосредственной эксплуатации объекта. Например, благодаря  новому инфраструктурному объекту  может произойти активизация  экономической жизни региона, созданы  дополнительные рабочие места и  др. Иными словами, инвестиционным проектам в сфере транспортной инфраструктуры свойственно мультипликативное  воздействие на экономику региона  и страны в целом.16

 

        1. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России

Государственно-частное  партнерство представляет собой  взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных  формах и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.7

Следует отметить, что единой классификации  форм финансового обеспечения ГЧП не существует. Однако эксперты разграничивают понятия «ГЧП-инструменты» и «ГЧП-институты».

К ГЧП-институтам относятся:

- Государственная корпорация «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)»;

- Инвестиционный фонд РФ;

- государственные корпорации (ОАО  «РЖД», ГК «Российская корпорация  нанотехнологий», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Росинфокоминвест»);

- Российская венчурная компания;

- Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию;

- Фонд ЖКХ;

- Фонд содействия развитию малых  форм предприятий и др.

По источникам финансирования ГЧП-инструменты можно разделить на:

  1. инструменты бюджетного инвестирования:

- федеральные целевые инвестиционные  программы;

- федеральные адресные инвестиционные  программы;

         2) инструменты бюджетного финансирования  без признаков бюджетных инвестиций:

    - сервисные контракты;

    - контракты жизненного цикла;

3) долевое  финансирование со стороны корпоративного  бизнеса;

4) инструменты  частного инвестирования:

   -  концессионные соглашения;

   - инвестиционные соглашения с  условиями инвестирования со  стороны бизнеса;

5) смешанное  финансирование, осуществляемое в  ряде комплексных проектов;

6) кредиты  и иные финансовые инструменты  Внешэкономбанка;

7) субординированные кредиты коммерческих банков, финансирование ими строительной фазы проектов, в том числе и через инфраструктурные депозитные счета;

8) синдицированное  кредитование.

Новым источником финансирования ГЧП стали инфраструктурные облигации, выпуск которых осуществляется концессионером в ходе реализации концессионного проекта. Эмитентом инфраструктурных облигаций может выступать специально созданная в рамках ГЧП-контракта проектная компания (SPV).

Важно подчеркнуть, что главную роль инициатора и  гаранта в системе финансирования ГЧП играет государство. Оно может  осуществлять:

  1. прямое финансирование:

- бюджетные ассигнования через  размещение государственных и муниципальных заказов;

- финансирование федеральных целевых  или адресных инвестиционных  программ;

- государственные целевые кредиты;

- облигационные займы и др.;

         2) косвенное финансирование:

              - предоставление инвестиционного  налогового кредита и налоговых  льгот;

             - государственное страхование инвестиций;

             - субсидирование процентных ставок  по кредитам;

             - предоставление суверенных государственных гарантий;

             - таможенно-тарифное регулирование и др.

 С другой стороны, частный бизнес обеспечивает:

- финансовые  ресурсы;

- профессиональный  опыт;

- эффективное  управление;

- гибкость и оперативность в принятии решений;

- способность  к новаторству.

Характерной особенностью финансирования ГЧП-проектов является привлечение как внутренних, так и внешних источников.

Внутреннее  финансирование обеспечивается из средств предприятия, планирующего осуществить тот или иной проект.

Во внешнем  финансировании различают:

1) заемное  финансирование:

- инвестиционный  банковский кредит, включая специализированную  инвестиционную кредитную линию;

- целевые  облигационные займы;

- лизинг  оборудования;

- коммерческий  кредит;

2) долевое  финансирование:

- дополнительная  эмиссия акций существующего  предприятия, объявляемая для  нужд финансирования конкретного  ГЧП-проекта;

- создание  нового предприятия с привлечением  в него соучредителей;

3) смешанное  финансирование:

- инновационные  кредиты;

- целевая  дополнительная эмиссия конвертируемых  акций;

- выпуск  целевых конвертируемых облигаций;

- мезонинное  финансирование.

Анализ  практики реализации ГЧП-проектов показал, что одним из барьеров в их финансовом обеспечении является затяжной характер принятия решений на уровне правительственных органов. Сдерживающими факторами также выступают:

- отсутствие  в России сформированного рынка  проектов ГЧП;

- лимитирование сумм их финансирования;

- сокращение  размеров Инвестиционного фонда  РФ;

- недостаточная  ликвидность коммерческих банков;

- ограниченное  использование валютных свопов  и опционов;

- макроэкономическая  неопределенность;

- падение  индексов фондового рынка;

- снижение  кредитоспособности финансовых  институтов (табл. 3).14

Таблица 3

Основные проблемы использования  источников финансовых ресурсов для  ГЧП-проектов

Источник финансовых средств

Проблема использования

Средства федеральных адресных инвестиционных программ/федеральных целевых программ

Сокращение объемов финансирования в 2009-2010 гг., отказ от некоторых проектов, продление сроков реализации проектов.

Средства Инвестиционного фонда  РФ

Сокращение объема средств Инвестиционного  фонда РФ для вложения в проекты  в 2009 г. на 57 млрд руб., в 2010 г. – на 20,5 млрд руб.

Средства Банка развития-Внешэкономбанка

Крайне высокая нагрузка в связи  с уменьшением инвестиций из других источников.

Информация о работе Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России