Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности проектов, реализующихся на основе механизма концессионных соглашений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить возможность применения концессионных соглашений как формы государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры;
- раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры.
Объектом исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере производственной инфраструктуры.

Содержание

Введение3
Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре 5
1.1. Основное понятие инвестиций 5
1.2. Классификация инвестиций 5
1.3.Источники осуществления инвестиционной деятельности 7
1.4.Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры 9
2. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных
проектов12
2.1. Особенности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности 12
2.2. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России 14
Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России
31
3.1. Преимущества концессионных соглашений в России 31
3.2. Проблемы концессий в России и пути их решения 33

Заключение36
Список использованной литературы38

Работа содержит 1 файл

(Автосохраненный)курсовая.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

 

Продолжение табл.5

Проект

Варианты вложения средств

Сумма проекта, млн руб.

Затраты государства на 1 предприятие, млн руб.

Количество предприятий

Государственные вложения, млн руб.

Частные вложения, млн руб.

Затраты частного бизнеса на 1 предприятие, млн р.

Доля участия в проекте, ед.

Всего

Инвестфонд РФ

Региональный бюджет

Всего

Средства ВЭБ

Банковские кредиты

Собственные ресурсы предприятий

Государство

Госструктуры

Коммерческие банки

Частный бизнес

Создание регионального индустриального  парка «Невинномысск»

1

15 622

78,8

7

552

492

60

15 070

-

-

15 070

2 152,8

0,035

-

-

0,965

2

17 184

78,8

7

2114

-

-

15 070

3 906

-

11 164

-

0,123

0,227

-

0,650

3

19 996

624,8

7

4374

-

-

15 622

-

10 935

4 687

-

0,218

-

0,547

0,235


Окончание табл. 5

Проект

Варианты вложения средств

Сумма проекта, млн руб.

Затраты государства на 1 предприятие, млн руб.

Количество предприятий

Государственные вложения, млн руб.

Частные вложения, млн руб.

Затраты частного бизнеса на 1 предприятие, млн р.

Доля участия в проекте, ед.

Всего

Инвестфонд РФ

Региональный бюджет

Всего

Средства ВЭБ

Банковские кредиты

Собственные ресурсы предприятий

Государство

Госструктуры

Коммерческие банки

Частный бизнес

Создание регионального индустриального  парка «Буденновск»

1

3 110

11

10

110

98

12

3 000

-

-

3 000

300

0,035

-

-

0,965

2

3 710

11

10

710

-

-

3 000

1 500

-

1 500

-

0,191

0,404

-

0,405

3

4 354

87,1

10

1244

-

-

3 110

-

2 177

933

-

0,286

-

0,500

0,214


 

В первой модели ограничен объем выделяемых государственных ресурсов в конкретном году по данному направлению развития проекта. Суммарный размер дотаций  по всей рассматриваемой группе предприятий  не может превышать этот максимальный объем вложений.

Во второй модели применяются подобные ограничения, разница – в целевом использовании  ресурсов в условиях кредитования со стороны государства, а не прямого  участия. Кроме того, во второй модели вводятся ограничения на затраты по субсидированию процентной ставки аналогично третьей модели.

В последней  модели ограничение на объем государственных  вложений существенно меняется. Поскольку  прямое участие государства в  развитии проекта отсутствует, то нет  и соответствующих ограничений. Они заменяются лимитами затрат по субсидированию процентной ставки за кредит.

Таким образом, анализ разных способов стимулирования вложений в ГЧП-проекты показал, что массовое инвестирование возможно при применении третьего варианта. Так, субсидирование процентной ставки по кредитам с использованием 37 млрд руб. государственных вложений позволяет вовлечь в процесс государственно-частного партнерства до 168 млрд руб. В результате удается получить совокупный эффект до 130 млрд руб.

Еще одним  действенным инструментом поддержки  ГЧП-проектов является венчурное финансирование. Практика венчурного финансирования в России началась в 2006 г. с созданием ОАО «Российская венчурная компания». В 2010 г. ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края» получило статус венчурного партнера фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. При этом, по мнению авторов, наиболее эффективно механизм государственной поддержки венчурного инвестирования будет функционировать с помощью так называемого фонда фондов – некоммерческой организации, выступающей от лица государства учредителем фондов венчурного инвестирования. Основными его целями могут стать:

- формирование  структуры венчурного финансирования;

- организация  привлечения ресурсов в высокорисковые проекты.

Итак, предложенные методические положения и практические рекомендации направлены на совершенствование системы финансирования государственно-частных партнерств и призваны способствовать повышению эффективности финансового обеспечения ГЧП-проектов в регионе.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

    1. Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России.
        1. Преимущества концессионных соглашений в России

Среди достоинств концессионной формы управления инвестиционными объектами можно  отметить следующие:

-концессии  снимают финансовую нагрузку  с государства, поскольку концессионер  принимает на себя обязательство  осуществлять все затраты по  финансированию, управлению и текущему  ремонту объектов, переданных в  концессию, покрывая свои издержки, например, за счет тарифов;

-концессии  устанавливают достаточно жесткие  долгосрочные юридически оформленные,  то есть стабильные, отношения  между государством и концессионером;

-концессионные  договоры позволяют привлекать  частный, в том числе иностранный,  капитал без потери стратегического  контроля над жизненно важными  системами и объектами.

Таким образом, интересы государства заключаются  в том, что:

во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности;

во-вторых, государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных  платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов;

в-третьих, оно решает социально-экономические  проблемы.

Интересы  частного бизнеса в концессионных  проектах состоят в том, что:

- концессионер  получает в долговременное управление  государственные активы, ему не  принадлежащие, на льготных условиях  платы за концессию, являющейся  в некотором смысле аналогом  арендной платы;

- инвестируя, концессионер имеет достаточные  гарантии возврата средств, поскольку  государство как партнер концессионера  несет определенную ответственность  за обеспечение минимального  уровня рентабельности;

- в отдельных  случаях (проекты в сфере водо-, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии, что тот будет повышать качество обслуживания;

- концессионер, обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности  труда, нововведений увеличивать  прибыльность бизнеса во время  действия срока концессии, и  при этом срок концессии не  сокращается (рис. 1).12

Рис. 1. Преимущества проектов ГЧП


 









 





            


Итак, как  показывает опыт многих стран, одним  из эффективных путей успешного  функционирования государственного сектора  экономики является привлечение  к финансированию и управлению объектами  государственной собственности  частного капитала не только за счет приватизации, но и на концессионной основе.

В России, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов, применение еще одной достаточно привлекательной  для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике  значительные выгоды. Применение таких  договоров диктуется также недостатком  у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики.15

        1. Проблемы концессий в России и пути их решения

Несмотря  на множество положительных моментов при реализации проектов на основе механизма концессионных соглашений, в существующих реалиях ведения бизнеса, состояния законодательной базы и положения экономики в нашей стране данные проекты подвергаются определенным рискам. К ним относятся:

- рыночный  риск (ограничение спроса и др.);

- риски  снижения выручки;

- риски  неплатежей;

- завышение  стоимости строительства;

- завышение  стоимости эксплуатации;

- недооценка  размера долгосрочных вложений;

- кредитные  риски (скрытые обязательства  по кредитам, невозможность выплатить  требуемую сумму);

- условия  компенсаций и выхода из проекта;

- изменения  в законодательстве;

- «сдвиги»  в экономике;

- валютные  риски;

- налоговые  риски;

- потеря  управления активами;

- политические  риски (нестабильность, протекционизм,  непринятие проекта обществом);

- экологические  риски;

- транзакционные  издержки;

- риски  регулирования (контрактные).

Таким образом, для проектов с использованием механизмов ГЧП на первый план встает вопрос о  структурировании сделок, идентификации  и оценке возможных рисков, а также  разработка плана мероприятий по минимизации рисков, в том числе  по распределению рисков между участниками проекта. Система управления рисками должна стать неотъемлемым компонентом управления реализацией масштабных проектов на основе ГЧП.3

На основании  изложенного можно сделать вывод  о том, что для реализации проектов по схеме ГЧП, широко используемых в  мировой практике, созданы лишь общие  условия. Свидетельством тому является наличие множества барьеров и преград, препятствующих активному внедрению схем ГЧП в отечественную экономику. К таковым можно отнести недостаточность знаний и компетенций у представителей органов государственной и муниципальной власти и частного сектора, необходимость совершенствования методов долгосрочного целевого планирования инвестиций и бюджетное регулирование ГЧП. Среди главных причин неразвитости контрактных форм ГЧП в российских условиях можно отметить:

- отсутствие  реального рынка качественных  проектов по схеме ГЧП;

- ограничения  по привлечению заемных средств;

- неготовность  государства брать на себя  риски и ответственность по  проектам ГЧП.

Достижение  целей использования схем, моделей и инструментов ГЧП для активизации инновационных процессов в целях улучшения экономического потенциала страны и усиления конкурентных преимуществ на мировом рынке невозможно без решения указанных проблем.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственно-частное партнерство  представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое  в различных формах и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач  на национальном, региональном и местном уровнях.10

В условиях бюджетных ограничений  механизм ГЧП (концессий) оживляет финансирование капиталоемких или малоприбыльных отраслей экономики за счет привлечения внебюджетных источников. Его особенности состоят в том, что партнеры преследуют различные цели и имеют разнонаправленные мотивации:

- государство заинтересовано в  росте объемов и улучшении  качества предоставляемых услуг  инфраструктурных и социально  ориентированных отраслей населению  и экономическим агентам;

- частный сектор стремится стабильно  получать и увеличивать прибыль.

При этом обе стороны ориентированы  на успешное осуществление проектов в целом, что зачастую создает  предпосылки для выхода на мировые  рынки капиталов и активизирует привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

Информация о работе Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России