Психология толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:50, статья

Описание работы

Уолл-стрит названа в память о стене («уолл»), которую первые поселенцы воз­ вели на южной оконечности Манхэттена, чтобы не разбрелся их скот. Отголоски этого сельского наследия слышатся в современном биржевом лексиконе. Особенно часто упоминаются названия четырех животных: быки (bulls), медведи (bears), свиньи (pigs) и овцы (sheep). Как говорят трейдеры, быки делают деньги; медведи тоже делают деньги; а свиньи идут под нож.

Работа содержит 1 файл

психология толпы.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Глава 2

Психология  биржевой толпы

2.1. ЧТО ТАКОЕ ЦЕНА?

Уолл-стрит названа  в память о стене («уолл»), которую  первые поселенцы воз­ вели на южной оконечности Манхэттена, чтобы не разбрелся их скот. Отголоски этого сельского наследия слышатся в современном биржевом лексиконе. Особенно часто упоминаются названия четырех животных: быки (bulls), медведи (bears), свиньи (pigs) и овцы (sheep). Как говорят трейдеры, быки делают деньги; медведи тоже делают деньги; а свиньи идут под нож.

Бык бьет врага  рогами снизу вверх. Бык - это покупатель: игрок, который делает ставку на повышение и выигрывает от роста цен.

Медведь бьет врага  лапой сверху вниз. Медведь - это продавец: игрок, который делает ставку на понижение и выигрывает, когда цены падают.

Свиньи - это алчные игроки. Потеряв от жадности всякую осторожность, они и попадают под нож. Одни свиньи покупают или продают непомерно большие для них позиции, прогорая при первом незначительном движении рынка не в их пользу. Другие прогорают, передержав позиции, т. е. продолжая дожидаться еще большей прибыли, хотя тенденция уже развернулась.

Овцы - это робкие игроки, боязливо следующие за тенденциями, слухами и гуру. Время от времени они, нацепив на себя бычьи рога или облачившись в медвежью шкуру, пытаются выступить в роли знатоков. Однако их легко узнать по жалобному блеянию, когда на рынке наступают трудные времена.

Как только двери  биржи открываются, быки приступают к покупке, мед­ веди - к продаже, тесня и попирая свиней и овец, а колеблющиеся игроки выжидают в сторонке. Биржевые котировочные аппараты по всему миру выдают непрерывный поток последних цен на всех рынках. Тысячи пар глаз прикованы к одной точке-цене: подходяще для сделки или нет? 

Споры о цене

Как разрешить спор

Трейдеров можно разделить на три группы: покупатели, продавцы и колеблющиеся наблюдатели. Цена спроса (ask price) - это цена, которую запрашивает за свой товар продавец. Цена предложения (bid price) - это цена, которую предлагает за этот товар покупатель. Споры между продавцами и покупателя­ ми - явление постоянное.

Покупатели хотят  заплатить как можно меньше, а  продавцы - взять как можно больше. Если представители обеих групп будут стоять каждый на своем, сделка никогда не состоится. Нет сделки - нет цены: ведь цены продавца и покупателя - лишь их желаемые цены.

У продавца есть выбор: либо дождаться роста цен, либо согласиться на предложенную меньшую цену. У покупателя также есть выбор: либо дождаться снижения цен, либо надбавить свою цену.

Сделка совершается  в тот момент, когда обе стороны  оценивают рынок одинаково: либо напористый бык, приняв условия продавца, платит за товар больше; либо боязливый медведь, согласившись на условия покупателя, продает товар дешевле. Колеблющиеся трейдеры своим присутствием побуждают к действиям и быков, и медведей.

Торгуйся продавец и покупатель без свидетелей, их переговоры могли бы затянуться надолго. Однако на рынке оба поторапливаются. Ведь вокруг масса колеблющихся наблюдателей, которые в любой момент могут стать конкурентами.

Покупатель знает, что если он будет чересчур долго раздумывать, то другой трейдер, вмешавшись в торги, уведет товар. А продавец знает, что если не сбавит цену, то другой трейдер, вмешавшись в торги, может пойти на эту уступку. Обилие колеблющихся трейдеров побуждает продавцов и покупателей быть посговорчивее друг с другом. Сделка совершается в тот момент, когда два человека - покупатель и продавец - оценивают рынок одинаково. 

Соглашение  о ценности рынка (consensus of value)

Каждая точка  цен на вашем котировочном экране отражает соглашение между покупателем и продавцом. Покупатели покупают в расчете на рост цен. Продавцы продают в расчете на их снижение. Покупатели и продавцы торгуются среди массы колеблющихся трейдеров. Последние могут стать игроками и на повышение, и на понижение по мере того как время идет, а цены меняются.

Покупая, быки толкают  рынок вверх. Продавая, медведи толкают  рынок вниз. Колеблющиеся трейдеры ускоряют ход событий, подстегивая продавцов и покупателей.

На рынках играют люди со всего мира: лично, через  компьютерную связь или через брокеров. Каждый может купить или продать. Любая цена - это сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое биржевой толпой и выраженное в факте сделки. Цена - явление психологическое: это сиюминутная точка равновесия между игроками на повышение и понижение. Цены создаются массами трейдеров: покупателей, продавцов и колеблющихся наблюдателей. Графики цен и объема отражают психологию бирже­ вой толпы.

Поведение биржевой толпы

Фондовые, фьючерсные и опционные биржи привлекают массу игроков - лично или представленных брокерами. Мелкие сбережения и шальные состояния, деньги знатоков и растяп, банковские и частные капиталы - все стекается на рынок. Любая цена представляет собой сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое покупателями, продавцами и колеблющимися игроками в момент сделки. За каждым изменением цен стоит толпа трейдеров.

Соглашение о  ценности все время меняется. В одних случаях оно устанавливается в мирной обстановке, в других - в буре страстей. В периоды затишья цены меняются понемногу. Когда же рынок охватывают паника или эк­ стаз, цены начинают скакать. Представьте себе аукцион на тонущем корабле: продается спасательный круг. Вот так же скачут цены, когда какая-нибудь тенденция всколыхнет огромную массу трейдеров. Опытный трейдер старается выбрать момент затишья для входа в игру и взять прибыль в штормовой период.

58 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ БИРЖЕВОЙ ТОЛПЫ

Технический анализ рынка - это изучение психологии биржевой толпы. Каждый день - это сражение быков, зарабатывающих на росте цен, и медведей, выигрывающих от их снижения. Цель технического анализа: определить соотношение сил между быками и медведями, чтобы сделать ставку на более сильную группу. Если вы определите, что существенное превосходство на стороне быков, нужно покупать, а если сильнее медведи - продавать и играть на понижение. В случае приблизительного равновесия сил расчетливый трейдер держится в стороне. Пусть дерутся желающие: он же вступит в игру, лишь удостоверившись в наметившемся перевесе одной из сторон.

Цены, объем и открытый интерес отражают поведение толпы. То же самое касается и индикаторов, основанных на них. Технический анализ сродни опросам общественного мнения - это сочетание науки и искусства. Научная часть заключается в использовании статистических методов и компьютеров; творческая - в толковании полученных данных.

2.2. ЧТО ТАКОЕ БИРЖА?

Что же отражают биржевые цены, цифры и графики? Вы просматриваете свод­ ку цен в  газете, следите за котировками на экране, строите график какого-либо индикатора. Вы хотите проанализировать рынок и вступить в игру. Но что такое биржа?

Дилетанты относятся  к бирже как к зрелищу вроде  футбольного матча, на котором они  могут заработать не хуже профессионалов. Трейдеры из научно-технических кругов склонны рассматривать биржу как физическое явление - они применяют к ней принципы электроники, фильтрования сигналов, снижения шумов и т. д. А вот профессиональные трейдеры точно знают, что такое биржа: это столпотворение.

Каждый трейдер старается обыграть остальных, прозорливее оценив перемены на рынке. Трейдеры живут в разных странах, но их объединяет современная телекоммуникационная сеть, посредством которой каждый старается обогатиться за счет другого. Биржа - это столпотворение. Каждый в этой толпе стремится обыграть остальных, превзойдя их умом, хитростью или скоростью. Биржа - беспощадный мир, потому что там один против всех, а все против одного.

Более того, за вход и выход из этого беспощадного мира надо платить. Чтобы заработать хоть грош, надо преодолеть два высоких  барьера - комиссионные и проскальзывание. Первый появляется, как только отдан приказ брокеру: игра еще не началась, а вы уже платите. Стоит вашему приказу поступить на рынок, как на ваши деньги посягают биржевые трейдеры с их проскальзыванием. А если вы решили выйти из сделки, они снова тут как тут - за новыми комиссионными. В биржевой схватке вы сражаетесь против всех игроков, одновременно отбиваясь от биржевых акул с их комиссионными и проскальзыванием.

Толпа мирового масштаба

В былые времена  биржи были маленькими, и многие трейдеры знали друг друга в лицо. Нью-йоркская фондовая биржа, например, была организована в 1792 году двумя десятками брокеров. В солнечную погоду они обычно вели игру под то­ полем, а в дождливую - в таверне «Френсиз», работающей и по сей день. Учре­ див Нью-Йоркскую биржу, брокеры первым делом установили комиссионные для публики, процент которых не был снижен и в последующие 180 лет.

Сейчас лицом к лицу встречаются лишь биржевые трейдеры. Большинство же не членов связаны с биржей через электронную связь. На экранах своих терминалов они видят те же котировки, читают в финансовых изданиях те же статьи, получают от брокеров те же данные. В результате игроки, находясь даже за тысячи километров друг от друга, сливаются в биржевую толпу.

Благодаря современной системе телекоммуникаций мир становится все теснее, а биржи все разрастаются. Эйфория Лондона перекидывается на Нью-Йорк, а подавленность Токио передается Франкфурту.

Анализ рынка  - это анализ поведения толпы. А она ведет себя одинаково, независимо от места жительства и принадлежности ее членов к той или иной культуре. Специалисты по социальной психологии выявили ряд закономерностей, определяющих поведение толпы. Трейдеру необходимо знать, как биржевая толпа влияет на его умонастроение.

Не  единицы, а группы

Большинство людей ощущают сильную потребность «делать как все». Этот примитивный позыв присоединиться к толпе затуманивает ум, когда нужно принимать решение о сделке. Преуспевающий трейдер думает исключительно сам за себя. Он должен быть достаточно силен для самостоятельного анализа рынка и выполнения своих игровых решений.

Никакой силач не выдержит, если на нем повиснет с десяток человек: колени у него подогнутся. Толпа глупа, но она сильнее вас. Ей по силам создавать рыночные тенденции. Ни в коем случае не играйте против них. Если на­ метилась восходящая тенденция, следует либо покупать, либо стоять в стороне. Ни в коем случае не играйте на понижение, исходя из того, что «цены слишком высоки», т. е. не спорьте с толпой. Идти вместе с толпой не обязательно, но идти против толпы чрезвычайно рискованно.

Нужно считаться  с силой толпы, но не нужно ее бояться. Толпа сильна, но примитивна; она действует бесхитростно и шаблонно. Живя своим умом, трейдер получает возможность обыграть толпу.

Источник  денег

Стараясь сделать деньги на бирже, думаете ли вы о том, откуда возьмется пред­вкушаемая вами прибыль? Откуда берутся деньги на бирже? Ведь не от возросшего дохода какой-нибудь компании, не от снижения процентной ставки, не от богатого урожая соевых бобов. Деньги появляются на бирже по однойединственной причине: их приносят трейдеры. Деньги, на которые вы рассчитываете, принадлежат другим людям, которые вовсе не собираются делиться с вами.

Биржевая игра - это попытка взаимного ограбления. Это занятие не из легких. Путь к успеху осложнен еще и тем, что брокеры и биржевые трейдеры берут дань как с проигравших, так и с победителей.

Биржевая игра - как средневековое побоище. Взяв меч, рыцарь отправлялся на поле боя, дабы поразить противника, а тот отвечал ему «взаимностью». Победителю доставались трофеи: доспехи поверженного, его имущество, а также жена и дети; последних он продавал в рабство. Современные люди не бьются в чистом поле, вместо этого они играют на бирже. Но ли­ шить человека денег - это лишить его средств к существованию. Проигравший может потерять дом, имущество, а заодно и жену; его дети останутся без образования.

Один мой приятель-оптимист посмеивался: мол, на биржевом поле брани тьма недоучек: «Процентов девяносто пять брокеров не знают даже азов. Они не понимают, чем занимаются. Мы-то знаем и понимаем, а малограмотные бедняги все равно, что жертвуют свои деньги». Красивая теория, но неверная: на бирже легких денег не бывает.

На бирже есть масса «овечек»: они ждут, когда  их остригут или пустят под нож. Это легкая добыча - но попробуйте заполучить ее: сперва придется сразиться с опасными конкурентами. Это бойцы-профессионалы: американские солдаты, английские рыцари, немецкие ландскнехты, японские самураи и прочие вояки - все охотятся за бедными «овечками». Биржевая игра - это сражение с полчищами врагов, где и за вход на поле брани, и за выход - со щитом или на щите - надо к тому же платить дань.

Конфиденциальные  сведения (inside information)

Есть группа лиц, неизменно получающих сведения раньше прочих трейдеров. Управляющие фирмами, акции которых котируются на биржах, снимают прибыль из года в год. Это по статистике законных сделок, о совершении которых они сообщают в Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission). Однако эти сделки - только верхушка айсберга, а подводная его часть - в незаконной биржевой игре. 
 
 

Информация о работе Психология толпы