Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Свердловской области. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развития этого региона.
Для раскрытия этой темы нужно рассмотреть следующие разделы:
· обозначить понятие инвестиционной стратегии, изучить процесс ее создания и реализации;
· ознакомиться с процессом создания региональной инвестиционной стратегии, методикой оценки привлекательности того или иного региона;
· на примере стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года рассмотреть региональную инвестиционную стратегию, ее цели, задачи и направления.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы инвестиционной стратегии
1.1 Понятие и сущность инвестиционной стратегии
1.2 Состав и виды инвестиционных стратегий
1.3 Разработка инвестиционной стратегии
2 Региональная инвестиционная стратегия
2.1 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности региона
2.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии
3 Стратегия социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года
3.1 Краткая характеристика Свердловской области
3.2 Основные цели и задачи социально-экономического развития Свердловской области
3.3 Приоритетные направления развития Cвердловской области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инвестиции.docx

— 53.61 Кб (Скачать)

     Стратегическая  платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

     ·     конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона - СЭС),

     ·     привлекательный бизнес-климат;

     ·     эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

     Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии - повышение  благосостояния населения и обеспечение  прироста регионального капитала. В  процессе разработки стратегии анализируется  состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение  будущего состояния (определяется будущая  платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия  региона), состояние бизнес – климата  и эффективность администрации.

     Каждый  российский регион имеет не более 20 - 30 крупнейших предприятий, которые  могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор  которых производится на основе следующих  критериев:

     ·     существующий или потенциальный объем продаж;

     ·     количество и потенциал создания рабочих мест;

     ·     потребление ресурсов региона;

     ·     влияние на вспомогательные или связанные отрасли;

     ·     поддержка социальной инфраструктуры.

     В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес - климата, который включает:

     ·     Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).

     ·     Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.

     ·     Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.

     ·     Анализ состояния и качества спроса.

     ·     Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

     По  результатам анализа бизнес - климата  определяется видение будущего бизнес - климата, а также разрабатываются  рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие  задачи:

     1.   Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).

     2.   Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.

     3.   Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.

     4.   Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

     Важнейшей задачей является создание системы  сквозных и сбалансированных показателей  эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет  скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные  показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности  происходящих изменений.

3 Стратегия социально-экономического  развития Свердловской  области до 2020 года

3.1 Краткая характеристика  Свердловской области

     Свердловская  область входит в число самых  развитых российских регионов и является одной из наиболее благоприятных  в Российской Федерации территорий для инвестирования.

     Регион  демонстрирует уверенный и стабильный экономический рост, превышающий  средний по России. Традиционными  преимуществами для инвесторов, приходящих в область, являются высокий кадровый и научный потенциал, наличие  развитой инновационной инфраструктуры, наличие долгосрочной стратегии  развития, законодательства об инвестиционной деятельности и большого количества инвестиционных проектов.

     Стоит отметить, что Свердловская область, несмотря на трудности, связанные с  общей макроэкономической ситуацией, и сегодня представляет собой  динамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития.

     В стратегических планах Свердловской области  сделан акцент на инновационном обновлении традиционных секторов экономики и  структурной диверсификации экономики  на основе инновационного технологического развития.

     Важным  элементом благоприятного инвестиционного  климата является новая промышленная инфраструктура. Для поддержки деловой  активности и создания условий для  ведения бизнеса в регионе, формируются  так называемые Институты развития:

     Территории  инновационного развития - муниципальные  образования с особым статусом.

     Зоны  опережающего развития - исторически  сложившиеся и естественно-природные  территории, формирующие основной вклад  в развитие экономики региона (одна из таких зон – город Нижний Тагил).

     Территориально-производственные кластеры – машиностроительный (на базе предприятий г. Нижний Тагил), химический на базе ОАО «Уралхимпласт» в г. Нижний Тагил, фармацевтический на базе ГК «Медсинтез» в г. Новоуральск, деревообрабатывающий (г. Алапаевск), сельскохозяйственный (Ирбитский и Михайловский районы) и металлургический‏.

     Технопарки. Уже сейчас функционирует 3 индустриальных и 7 научно-технологических технопарков, в разработке находятся еще 10 технопарков.

     Особые  экономические зоны регионального  уровня - это территории, на которых  действует особый режим осуществления  предпринимательской деятельности. На данный момент разработаны проекты  двух промышленно-производственных и  одной портовой зоны.

     Инвестиционный  фонд Свердловской области, задачами которого являются бюджетная поддержка инвестиционной деятельности, финансирование создания инфраструктуры под приоритетные региональные проекты и предоставление государственных  гарантий инвесторам.

     Корпорация  развития, которая будет производить  инициацию и софинансирование инвестиционных проектов, подготовку площадок для инвесторов, а также поддержку венчурных проектов.

     Второе  важное направление повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области  – развитие транспортно-логистического комплекса Свердловской области. Также планируется модернизация энергетического комплекса региона, усовершенствование банковской системы и дальнейшее развитие инфраструктуры делового сотрудничества.

      

     3.2 Основные цели  и задачи социально-экономического  развития Свердловской  области 

     Миссия  Свердловской области видится в  сохранении роли региона в качестве "локомотива" развития России, преобразовании в социально ориентированный  регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.

     Главная цель долгосрочного развития Свердловской области заключается в обеспечении  современных стандартов материального  и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте  экономики, эффективном государственном  управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных  возможностей и традиционных ценностях.

     Образ Свердловской области в 2020 году:

     · регион - "локомотив" развития России;

     · сформированный устойчивый средний  класс;

     · пространство новой экономики;

     · один из важнейших инфраструктурных центров Евразии;

     · эффективное местное самоуправление.

     Сценарии  долгосрочного социально-экономического развития.

     Применительно к долгосрочному развитию Свердловской области на период до 2020 года выделены три целевых сценария:

     1.                 Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий развития, в основном, соответствует  Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Следуя ему, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран 2007 года.

     В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей  социально-экономического развития. Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые  будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое  обновление традиционного сектора  экономики. Однако это приведет к  консервации структуры экономики  и сохранению доли высокотехнологичного сектора на уровне 19 процентов.

     Такая экономика, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой  политики, не позволит Свердловской области  сформировать бюджет, обеспечивающий создание социальной инфраструктуры, соответствующей требованиям завтрашнего  дня. Средняя заработная плата к 2020 году не превысит 42,3 тыс. рублей.

     При таких условиях доля среднего класса в численности населения области  составит не более 50 - 55 процентов.

     2.                 Инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей  стран "Большой семерки" уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной  способности).

     Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они  должны быть направлены в высокотехнологичный  и инфраструктурный сектора экономики  региона. В этих условиях изменится  структура экономики региона - к 2020 году Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора - 22 процента, долю инфраструктурного  сектора - 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 40 - 50 процентов, доля инновационной  продукции в общем объеме выпуска - до 25 - 35 процентов.

     Это позволит сформировать бюджет, грамотно используя который могут быть решены следующие задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующей  минимальным стандартам:

     1) достижение нормативных показателей  обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;

     2) строительство необходимого количества  детских садов для обеспечения  местами всех детей дошкольного  возраста;

     3) обеспечение односменного обучения  в пределах транспортной доступности  всех детей в общеобразовательных  школах, оснащенных современной  техникой и учебными пособиями;

     4) газификация всех населенных  пунктов Свердловской области.

     Средняя заработная плата увеличится до 54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное  существование работнику и его  семье. При этих условиях в 2020 году 65 - 70 процентов населения Свердловской области можно будет отнести  к среднему классу.

     3.                 Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры).

     Данный  сценарий развития региона предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран "Большой семерки" также  по минимальному варианту, но по обменному  курсу валют. Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить  приток инвестиций в экономику региона  и, прежде всего, в высокотехнологичный  сектор, доля которого к 2020 году может  составить 24 процента.

Информация о работе Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области