Российский рынок B2B – состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:54, доклад

Описание работы

Первоначально к В2В ("бизнес для бизнеса") относили все средства Интернет (то есть сайты), используемые при осуществлении сделок купли-продажи между коммерческими структурами. Под это определение подпадали и корпоративные сайты, если компания использовала их для реализации собственной продукции, и отраслевые порталы, предоставляющие информацию о какой-либо отрасли в целом, и сайты, используемые компаниями для организации закупок.

Работа содержит 1 файл

Российский рынок B2B.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Проблемы и перспективы развития рынка В2В в России

Проблемы, осложняющие  развитие отечественного рынка В2В, во многом сходны с аналогичными проблемами В2В-рынка во всем мире. Клиенты ЭТП  сталкиваются с двумя группами рисков — технологическими и коммерческими. К первым относятся некачественная связь с Интернет-провайдером, угроза взлома средств криптозащиты, внутренняя утечка конфиденциальной информации из баз данных ЭТП и т.д. Практически все риски этой группы минимизируются за счет использования более мощных и надежных (но и более дорогостоящих) технических средств. Кроме того, подобные риски можно страховать, и эта практика начинает находить применение в России.

Пример

Компания "Ингосстрах" застраховала эксплуатацию информационной системы межбанковского процессингового  центра Faktura.ru, а также деятельность оператора системы, ЗАО "Центр Корпоративного обслуживания", предоставляющего участникам информационные и технологические услуги. Сумма страхового покрытия превысила 500 тыс. долларов

Использование ЭТП  в качестве механизма доведения  продукции до конечного потребителя ведет к появлению коммерческих бизнес-рисков как для продавцов, так и для покупателей. В первую очередь, это риски несоответствия качества поставляемой продукции и сроков поставки, риски потери покупателем предоплаченных по сделке денежных средств, риски неоплаты или просрочки оплаты поставленной поставщиком продукции. Недостаточное доверие компаний к электронным средствам ведения бизнеса и к своим виртуальным партнерам является серьезным барьером на пути развития электронной торговли.

Что же касается России, то здесь "проблема доверия" стоит наиболее остро и является одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие электронной коммерции. Главная причина недоверия — отсутствие у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых торговцах. Одним из способов повышения доверия потребителей к Интернет-покупкам, по мнению ряда специалистов, является создание систем добровольной сертификации, а также подготовка и публикация независимыми экспертами регулярных рейтингов Интернет-магазинов и других типов ЭТП.

Специфические российские проблемы развития ЭТП 

Низкий уровень  телекоммуникации и проникновения  Интернета, неподготовленность персонала  российских компаний к использованию  средств электронной торговли.

Низкий уровень  обеспечения безопасности в Рунете и локальных сетях многих российских компаний.

 Отсутствие необходимой  правовой базы для ведения  электронной торговли. До сих  пор законодательно не определены  такие базовые понятия, как  электронная торговля, электронная  сделка, электронный документ, интернет, веб-сайт и т.д. Отсутствуют судебные механизмы разрешения конфликтов и споров в этой сфере. Все это создает правовой вакуум, который не позволяет должным образом защищать права участников электронной торговли. Ситуация может кардинально измениться к лучшему, когда будет принят закон "Об электронной торговле", проект которого в феврале 2005 года был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ. По прогнозам экспертов, принятие данного законопроекта может повлечь за собой многократный рост объемов электронной торговли.

 Слабое распространение  систем электронных платежей, низкий  уровень использования пластиковых  карт вообще и для совершения  платежей в частности.

В настоящее время  участники рынка электронной  торговли и эксперты прогнозируют уверенный рост российского сегмента B2B в ближайшие несколько лет на уровне 40-50%. В ближайшие год-два эксперты ожидают следующих событий в области межфирменной онлайновой торговли:

 Постепенное перераспределение  клиентской базы обычных товарных бирж на онлайновые торговые площадки, предоставляющие своим клиентам гораздо большие информационные и торговые возможности.

 Расслоение по  принципу "победитель получит  все": квадратичная зависимость  роста объемов выручки от числа  клиентов позволит создать еще большие преимущества для успешно действующих ЭТП по сравнению с конкурентами, позднее вышедшими на рынок.

 Диверсификации  отраслевых площадок за пределы  своей вертикали не произойдет, поскольку основой их конкурентоспособности  являются специфические для занятой ниши знания, опыт и взаимоотношения.

 Развитие ЭТП  биржевого типа за счет внедрения  дополнительных функций. По мере  развития клиентской базы и  программного обеспечения площадки  межфирменной торговли начнут  предлагаться такие услуги, как форвардные сделки и опционы.

 Появление супер-узлов  межфирменной онлайновой торговли  с общей инфраструктурой и  развитой системой услуг, используемых  несколькими отраслевыми рынками.

B2В-решения в России, как и в любой другой стране, имеют собственную специфику и существенные отличия от европейских или американских электронных площадок. Сегодня слишком много негативных факторов осложняют процесс внедрения решений электронного бизнеса в существующую практику хозяйствования: характерными чертами российской экономики в течение многих лет является высокая нестабильность и непрозрачность, наличие значительной доли «теневого» сектора, зачастую тесно интегрированного с легальным бизнесом. Помимо этого существует целый ряд экономических, правовых и управленческих факторов, оказывающих значительное влияние на развитие B2B-проектов в России.

Общеэкономические факторы:

 высокий уровень  монополизации отдельных секторов  народного хозяйства (в частности,  промышленности, связи, транспорта);

 значительная  роль межличностных отношений и персональной заинтересованности в формировании цепочек снабжения и сбыта;

 неопределенность  системы ценообразования в рамках  одного предприятия, обусловленная  наличием различных схем расчетов;

 непродуманная  система налогообложения, приведшая к массовому уклонению от уплаты налогов;

 дефицит собственных  средств предприятий «реального»  сектора; 

 гигантские географические  масштабы промышленно-экономического  комплекса страны. 

Структурные факторы:

 сравнительно  низкий уровень использования  ИТ (в том числе недостаточное развитие телекоммуникаций) в работе предприятий, особенно в регионах;

 низкий процент  корпоративных пользователей по  отношению к общей Интернет-аудитории. 

Управленческие факторы:

 инерционность  руководства в восприятии новых подходов к ведению бизнеса (в основном у руководителей так называемой советской формации);

 недоверие к  новым инструментам ведения бизнеса; 

 сомнения в  безопасности Интернет-транзакций.

Правовой фактор:

 отсутствие законодательной  базы, регулирующей деятельность в сфере электронной торговли.  

Информация о работе Российский рынок B2B – состояние и перспективы развития