Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития.

Содержание

Введение. 3
1.Инвестиционный капитал: характеристика и источники. Цели инвестирования. 5
2. Функции и структура рынка ценных бумаг. 7
2.1. Функции рынка ценных бумаг. 7
2.2. Участники рынка. 9
2.3. Способы организации торговли ценными бумагами. 10
2.4. Инструменты рынка. 12
3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации 18
3.1.Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ. 18
3.2 Проблемы рынка ценных бумаг Российской Федерации 22
Заключение. 24
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине И.М..doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Операции  с  ценными   бумагами  проводят  фондовые  биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

   Функции  фондовой биржи:

   а) создание  постоянно действующего рынка;

   б) определение  цен;

   в) распространение   информации  о  товарах   и   финансовых инструментах, их  цена и условия обращения;

   г) поддержание   профессионализма   торговых  и  финансовых посредников;

   д) выработка  правил;

     Всего  в мире коло 150 фондовых бирж, крупнейшими  являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская, Тайваньская, Цюрихская,  Парижская,  Гонконгская и биржа Куала Лумпур.

 

3. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации

3.1.Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ.

 

Рынок ценных бумаг  в РФ, несмотря на все действия чиновников по его полному неосознанному уничтожению, все же будет «жить» и развиваться ускоренными скачкообразными темпами. Это один из самых многообещающих рынков по доходности, и различные «бумы» роста курса корпоративных акций, которые переживали в свое время западные страны, будут превзойдены.

Говорят, что  рынок ценных бумаг в России непредсказуемый. Это не совсем верно. Российский рынок  дисциплинирует всех его участников гораздо сильнее, нежели западные рынки, своими частыми и значительными  колебаниями цен на различные  финансовые инструменты. Он также поддается техническому анализу не хуже, чем остальные мировые рынки.

Некоторые сложности  заключаются в его излишней политизированности, которая вызывает резкие непредсказуемые  колебания цен в ту или иную сторону. Еще одна проблема связана с надежностью и порядочностью организаций, ведущих взаиморасчеты между участниками сделки. Существуют проблемы, обусловленные операциями, которые должны считаться безрисковыми (отсутствуют безрисковые ценные бумаги).

Прежде, чем  давать рекомендации и говорить о дальнейшей перспективе фондового рынка Российской Федерации, необходимо проанализировать историю его развития с целью выявления серьезных недостатков и стратегических просчетов.

Становление и  развитие рынка ценных бумаг РФ можно  разделить на несколько этапов:

Первый — 1991—1992 гг.

Второй — 1992—1994 гг.

Третий — 1994 г. — 4 квартал 1995 г.

Четвертый — 1996 г. — 17 августа 1998 гг.

Пятый — 17 августа 1998 г. — 2000 г.

До 17 августа 1998 г. рынок ценных бумаг, несмотря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. После непродуманных решений от 17 августа он перешел в новую фазу своего развития.

Шестой -  2000 г. - по настоящее время.

Первый  этап (1991 - 1992 гг.)

1991 год был  первым годом интенсивного создания  акционерных обществ, выпуска ценных бумаг, активизации участников рынка. Этот процесс стал возможен благодаря разработке корпоративного законодательства. Однако имевшиеся в начале 1991 года прогнозы, предсказывающие лавинообразный рост предложения ценных бумаг корпораций и интенсивную их перепродажу с участием институтов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, не оправдались. Это объясняется неподготовленностью участников рынка, неотработанностью порядка операций с ценными бумагами, отсутствием механизма контроля за отчетностью акционерных обществ.

Второй  этап (1992 - 1994 гг.)

Характеризуется выходом в обращение «именного  приватизационного чека» — ваучера.

Выход в обращение  ваучера внес значительный вклад  в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а, с другой стороны, — провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами.

Фондовый рынок  получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных  особенностей ваучера — его инвестиционная привлекательность, т.е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению — инвестировать в какое-либо предприятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка.

Активно заработали инвестиционно-финансовые компании, финансовые брокеры, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фонды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из таких организаций кануло в лету.

Как смогли многие руководители довести их до банкротства, не использовав уникальный шанс, который выпадает один раз в жизни (аккумуляция большого количества вкладчиков с вытекающими из этого возможностями)?

Правительство ставило перед собой следующие  цели:

  • создание класса акционеров;
  • обретение более эффективного собственника, что впоследствии позволило бы снять нагрузку с бюджета государства;
  • ускоренное развитие структуры рынка ценных бумаг;
  • увеличение поступлений в бюджет и др.

Третий  этап (1994 г.- 4 квартал 1995 г.)

Этот этап можно  назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к еще более сильному падению акций приватизированных предприятий.

Четвертый этап (1996 г. - 17 августа 1998 г.)

Его характеризуют  два важных события — выпуск облигаций  государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, добиваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.

Пятый — 17 августа 1998 г. — 2000 г.

Характеризуется восстановлением, стабилизацией и дальнейшим развитием российского фондового рынка.

Основными чертами данного этапа являются:

1) резкое сокращение  доли государственных ценных  бумаг на российском РЦБ. После дефолта 1998 г. Правительство осуществило новацию по непогашенным ГКО-ОФЗ, т.е. их замену на новые среднесрочные облигации со сроками погашения через 3-5 лет с фиксированным доходом. С февраля 2000 года начался новый выпуск ГКО в ограниченных объемах;

2) резкое сокращение  объемов вексельного обращения,  обусловленное кризисом банковской системы и постепенным налаживанием денежных расчетов между предприятиями;

3) рынок корпоративных  ценных бумаг характеризуется  торговлей акциями в основном так называемых «голубых фишек» — это крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (РАО ЕС, ГАЗПРОМ), нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, предприятий металлургической промышленности и других предприятий, имеющих экспортный потенциал;

Шестой -  2000 г. - по настоящее время.

Среди позитивных изменений РЦБ России можно выделить следующее:

- за 2000 – 2004 гг. емкость рынка и его ликвидность  увеличилась более чем в 5 раз, капитализация рынка акций превысила 200 млрд. дол. и соотношение капитализации рынка акций к ВВП составляет 45%;

- создана инфраструктура  РЦБ и при этом качественно  улучшилась индустрия рынка;

- произошел  рост доверия инвесторов, как отечественных, так и зарубежных к России.

 

3.2 Проблемы рынка ценных бумаг Российской Федерации

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России предупреждает, что без экстренных мер со стороны  правительства Россия может в  ближайшие год-два потерять рынок капитала.

В докладе ФСФР призывает власти приложить усилия к повышению конкурентоспособности  всех институтов национального рынка  капитала, от регулирующих органов  до профучастников и инфраструктурных организаций.

ФСФР отмечает, что внутренний российский рынок не стал основным источником привлечения инвестиций для крупнейших российских компаний. Потенциальные эмитенты пользуются собственными средствами или проводят первичное размещение своих акций на иностранных биржах. Объемы сделок с российскими ценными бумагами на иностранных биржах растут быстрее, чем на отечественных площадках.

Так, по расчетам ФСФР, в начале 2003 года на долю ММВБ и Лондонской фондовой биржи пришлось примерно по 45 процентов всего оборота  рынка российских акций и депозитарных расписок, но уже к концу года доля Лондонской биржи подскочила до 80 процентов, а ММВБ — опустилась до 15 процентов. К сентябрю 2004 года разрыв сократился, но не намного - до 60 процентов против 20 процентов соответственно1.

ФСФР отмечает, что упадку рынка РФ способствуют системные факторы: правительство не борется с высокой инфляцией, из-за которой стоимость заимствований внутри России намного выше, чем за рубежом, — 10-11 процентов против 7-8 процентов годовых1.

Высокие политические риски, слабая законодательная защита прав инвесторов, а также обилие госорганов, так или иначе регулирующих рынок, также делает его непривлекательным для консервативных инвесторов.

Еще одной причиной упадка российского рынка является неразвитость инфраструктур: нет Центрального депозитария, который учитывал бы права собственности на все российские акции, а разобщенные клиринговые системы затрудняют расчеты между продавцами и покупателями ценных бумаг.

Для сохранения фондового рынка России ФСФР предлагает несколько мер, в числе которых скорейшее создание России Центрального депозитария, разрешение крупным АО выпуска не требующих госрегистрации коротких облигаций и вывод на российские биржи бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, по мнению ФСФР, необходимо создать единый коллегиальный орган, который будет регулировать весь финансовый рынок.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) также подготовила  изменения в законодательстве, обеспечивающем защиту прав инвесторов при слияниях и поглощениях. Изменения в российском законодательстве, подготовленные ФСФР, позволят защитить права акционеров в процессе поглощений. Это не спасет ситуацию полностью, но это существенно улучшит права акционеров при поглощениях. Изменения должны быть сделаны в течение 2005 года.

Кроме того, руководитель ФСФР подтвердил намерение службы подготовить закон об инсайдерской информации. Попытка продвинуть такой закон в парламенте завершилась неудачей, напомнил Вьюгин. "Этот закон во многом очень неприятен для профессиональных участников рынка, поскольку он предполагает определенную систему расследований, и, кроме того, систему наказаний, и довольно жесткую, если следовать образцам США или Европы", - отметил он. В связи с этим закон "встречал определенное сопротивление", констатировал Вьюгин. Подготовку закона будет вести ФСФР совместно с депутатами Госдумы2.

 

                                       Заключение.

Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого  рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.

С переходом  России к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых «фондовых», или «инвестиционных» ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.

Эффективно  работающий рынок ценных бумаг выполняет  важную макроэкономическую функцию, способствуя  перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции.

Рынок ценных бумаг  входит в структуру финансового  рынка как составная часть, объединяя  сегменты денежного рынка и рынка  капиталов.

Несмотря на многие  проблемы,  с  которыми  столкнулся в настоящее  время российский фондовый рынок,  следует отметить, что это молодой,  динамичный и  перспективный  рынок,  который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.

Информация о работе Рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка.