Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

       Приобретение  этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.

       Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций.

Биржевой  рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.

       3) Государственные долгосрочные облигации (ГДО).

       Заем  осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. По 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом  виде с набором купонов и реализуются  только среди юридических лиц.

       Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. руб.  в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. в настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).

       Обслуживание  возложено на учреждения ЦБ России. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

       Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. В течение  последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тираж погашения. Выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении  ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную  стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

       Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных  облигаций не получил развития. Вторичный  рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации  предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

       4) Облигации федерального  займа (ОФЗ).

       Облигации федеральных займов являются среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме. Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб.

       Владельцами облигаций федеральных займов могут  быть российские и иностранные юридические  и физические лица, но по отдельным  выпускам могут устанавливаться  ограничения на потенциальных владельцев. Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке.

       Облигации федеральных займов различаются  по принципу определения процентной ставки купонного дохода. Процентная ставка для отдельного выпуска может  быть определена:

       1) постоянной для всего выпуска,  когда величина процентной ставки  одинакова для каждого купонного  периода отдельного выпуска (облигации  федеральных займов с постоянным  доходом – ОФЗ-ПД);

       2) фиксированной на каждый купонный  период отдельного выпуска облигаций, когда величины процентной ставки определены для каждого купонного периода отдельного выпуска (облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом – ОФЗ-ФК);

       3) переменной на каждый купонный  период отдельного выпуска, когда  величина купонной ставки определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и другим выпускам облигаций федеральных займов (облигации федеральных займов с переменным купонным доходом – ОФЗ-ПК).

       Первый  выпуск ОФЗ-ПК был размещен в 1997 г., ОФЗ-ПД – в 1997 г., ОФЗ-ФК – в 1999 г. Последнее погашение облигаций федерального займа с переменным купонным доходом состоялось в 2006 г. В настоящее время в обращении находятся облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (на сумму 288,42 млрд. руб.) и облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (51,43 млрд. руб.).

       5) Облигации государственного  сберегательного  займа (ОГСЗ).

       Начало  выпуска – август 1995 г.

       Срок  обращения – 1 – 2 года.

       Номинал – 100 и 500 руб.

       Форма существования – документарная.

       Эмитент – Министерство финансов РФ.

       Форма владения – предъявительская.

       Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.

       Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.

       Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.

       Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

       Облигации государственного сберегательного  займа стали дополнительным инструментом привлечения средств для покрытия растущего дефицита федерального бюджета.

       Несмотря  на то что облигации могут обращаться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке, первоначально их распространение осуществляется на внебиржевой основе через уполномоченные банки и финансовые институты, имеющие лицензии на право профессиональной деятельности с населением. Особенности размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается в том, что дилеры выкупают облигации у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению либо организациям по рыночным ценам.

       6) Государственные  облигации, погашаемые  золотом (Золотые сертификаты).

       Сущность  – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

       Эмитент – Министерство финансов РФ.

       Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением.

       Форма владения – именная ценная бумага.

       Наличие дохода – беспроцентная.

       Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

       Золотые сертификаты подлежали передаче хозяйствующим субъектам, занимающимся добычей драгоценных металлов в  обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов.

       Описанные характеристики золотого сертификата  утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.

       Размещение золотых сертификатов осуществлялось среди группы уполномоченных коммерческих банков, которые имели право продавать как целые, так и доли золотых сертификатов (до 100 г. золота) своим клиентам – юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам. Начисление и выплата процентного дохода по сертификатам предусматривалось осуществлять ежеквартально.

       7) Другие виды государственных  внутренних долговых  ценных бумаг.

       Казначейские  векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Казначейские векселя Минфина РФ выпускались в бездокументарной форме со сроком обращения один год. По ним Центробанк исполняет роль генерального агента: регистрирует сделки купли, производит погашение. Так же Минфин РФ прибегал к выпуску казначейских векселей для оформления его долгов ряду региональных банков (преимущественно региональным отделениям Сбербанка).

       Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

       Казначейские  обязательства. Имели хождение в 1994—1996 гг. с целью

погашения задолженности федерального бюджета  перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения). Владельцами этих ценных бумаг могли быть юридические и физические лица. КО могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога.

       Выпускались сериями в виде записи в уполномоченных депозитариях (банках-агентах). Каждая серия оформлялась глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по казначейским обязательствам устанавливалась в зависимости от срока до погашения. Процентный доход выплачивался Главным управлением федерального казначейства одновременно с погашением КО.

       8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (Еврооблигации).

       С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.

       Сроки размещения – 5 – 10 лет.

       Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах.

       Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.

       Форма существования – обычно бездокументарная.

       Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Анализ рынка государственных  ценных бумаг в  России.

       2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг. 

       2.1.1. Участники рынка  государственных  ценных бумаг. 

       Участниками рынка государственных ценных бумаг  выступают российское государство, субъекты РФ, Минфин РФ, Комитеты финансов администраций субъектов РФ, Центробанк России и его территориальные подразделения, дилеры, инвесторы. В основном участниками рынка государственных ценных бумаг являются непрофессионалы, поскольку для такой деятельности не требуется лицензии. Исключение составляет дилерская деятельность.

       Минфин  РФ, комитеты финансов администрации  субъектов РФ действуют на основе законов о государственном внутреннем долге и основных условиях выпуска  государственных облигаций, и являются агентами эмитентов.

       Основные  направления агентской деятельности Министерства финансов РФ на рынке ГЦБ:

  • определение потребностей государства в источниках финансирования бюджета;
  • осуществление эмиссии ценных бумаг от имени правительства РФ;
  • переговоры и заключение от имени правительства соглашений с кредиторами;
  • осуществление платежей в счет обслуживания и погашения государственного долга РФ;
  • управление государственным долгом.

       Центробанк  РФ осуществляет активное участие на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в  качестве агента Министерства финансов Центробанк России выступает на рынке облигаций федерального правительства.

       Центробанк  в качестве агента осуществляет следующую деятельность:

  • объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней по даты проведения торговли;
  • устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
  • устанавливает требования к собственному капиталу дилера и др.;
  • устанавливает контроль над ходом аукционов по первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
  • осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;
  • организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг