Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Анализ современного состояния рынка государственных ценных бумаг России и его структуру, систему государственного регулирования рынка ценных бумаг, особенности участников рынка государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг России и их характеристики, существующие проблемы рынка и пути их решения. Автор рассматривает прогнозы и тенденции развития российского рынка государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

       Ввод  заявки на продажу возможен только в том случае, если дилера-продавца зарезервировано достаточное количество облигаций и,

соответственно, заявки на покупку, если у дилера-покупателя зарезервировано необходимое количество денежных средств. При поступлении заявки на покупку торговая система проверяет, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, меньшей или равной поступившей заявке. Если такие заявки имеются, то фиксируется сделка по цене заявок из очереди на продажу, поступившая заявка находится в системе, пока не будет полностью удовлетворена. Если поступившая заявка не удовлетворена или удовлетворена не полностью в течение торговой сессии, то ее остаток:

       • ставится в очередь неудовлетворенных  заявок на покупку, если

она подана с сохранением в котировках;

       • снимается с торгов, если она подана без сохранения котировки.

       Аналогично  при поступлении заявки на продажу  торговая система проверяет неудовлетворенные  заявки из очереди на покупку с  ценой, равной или большей, чем у  поступившей заявки. Конкурентная заявка на покупку (продажу) ГКБО может быть удовлетворена частично только на вторичных торгах.

       Заявки  в очереди на продажу располагаются  по мере возрастания цены заявки и, наоборот, в очереди на покупку  — по мере снижения цены заявки. При  равной цене очередность заявок определяется временем их подачи. Размер заявки не влияет на ее приоритет. Сделка заключается по наиболее выгодной цене, имеющейся в торговой системе, т. е. по цене заявки, находящейся в очереди первой: максимальной — на покупку и минимальной — на продажу.

       Кроме описанных выше сделок, дилеры могут заключать внесистемные сделки. Эти сделки заключаются дилерами в ходе переговоров без выставления заявок и потому лишь фиксируются торговой системой.

       При этом различают сделки без подтверждения, когда информация о сделке вводится только одной стороной, и сделки с подтверждением, когда информация вводится обеими сторонами по сделке. Исполнение внесистемных сделок подчиняется тем же правилам, что и обычных сделок.

       Сделки  «репо» с ГКБО/ОФЗ Центробанк России ввел с августа 1996 г. Эти сделки Центробанк проводит с дилерами рынка, у которых образовалась отрицательная денежная позиция по итогам торговли.

       Центробанк  выступает в качестве покупателя государственных облигаций и лимитирует объемы таких сделок. Сделка «репо» может заключаться на один день или на определенный фиксированный срок (обычно 7 дней).

       Следует отметить, что с 2003 г. в торговой системе НП «Фондовая биржа РТС» осуществляется торговля ценными бумагами субъектов РФ (Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Москвы и др.) как в форме первичного размещения, так и вторичного обращения облигаций. Более того, RTS Bonds предназначена не только для заключения сделок с облигациями внутреннего займа субъектов РФ, но и муниципальными, корпоративными облигациями, а также с еврооблигациями. Допуск облигаций к обращению в этой торговой системе означает автоматическое включение информации о ценах сделок по бумагам в официальную статистику биржи.

       «Фондовая биржа РТС» предлагает участникам две  технологии торговли:

       1. С полным предварительным депонированием  активов (бирже- вой рынок облигаций).

       2. Без предварительного депонирования  ценных бумаг и денежных средств  (классический рынок облигаций).

       В условиях торговли с полным предварительным  депонированием активов заключение сделок осуществляется автоматически при совпадении основных параметров заявок. Торговля без предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств производится в соответствии с Правилами торговли НП «Фондовая биржа РТС».

       Расчетная система состоит из совокупности расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и расчетных подразделений Центробанка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ГКБО/ОФЗ. Расчетные подразделения Центробанка РФ представлены его территориальными учреждениями и структурными подразделениями, которые уполномочены Центробанком осуществлять расчеты по денежным средствам по итогам торгов на рынке ГКБО/ ОФЗ в соответствии с нормативными актами Центробанка РФ, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ. Расчетными центрами ОРЦБ являются небанковские кредитные организации, уполномоченные на основании договора с Центробанком обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с ГКБО/ОФЗ путем открытия счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам.

  • Расчетными центрами ОРЦБ являются:
  • Расчетная палата ММВБ (Москва);
  • Сибирский расчетный центр (Новосибирск);
  • Петербургский расчетный центр (Санкт-Петербург);
  • Расчетная палата Уральской региональной валютной биржи (Екатеринбург);
  • Нижегородский расчетный центр (Нижний Новгород);
  • Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи (Самара);
  • Расчетная палата Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи (Владивосток);

       Расчетная палата Ростовской межбанковской валютной биржи 

(Ростов).

       Депозитарная  система — это совокупность организаций, обеспечивающих учет прав владельцев на ГКБО/ОФЗ, а также перевод облигаций по счетам «депо» по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Центробанка РФ.

       Следует отметить, что для рынка ГКБО характерна двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарии. Головной депозитарий — это организация, уполномоченная на основании договора с Центробанком РФ обеспечивать учет прав на ГКБО/ ОФЗ по счетам «депо» дилеров и перевод ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо». Функции головного депозитария на рынке ГКБО/ОФЗ осуществляет в настоящее время некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный Центр» (НДЦ).

       Субдепозитарии  составляют организации, обеспечивающие учет прав инвесторов на ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо», а также перевод ГКБО/ОФЗ по счетам «депо» инвесторов на основании соответствующих договоров с инвесторами. На рынке ГКБО/ОФЗ функции субдепозитария могут выполнять только дилеры. При этом дилеру не допускается вести свои счета «депо» в своем субдепозитарии.

       Центробанком  установлено требование по обязательному  ведению всех субдепозитариев на единой технической базе Центра технического обеспечения субдепозитариев дилеров (ЦТОСД), функции которого выполняет в настоящее время НДЦ. Такая система обеспечивает высокую прозрачность рынка и позволяют Центробанку РФ эффективно выполнять функции по регулированию рынка государственных ценных бумаг.

       Саморегулируемая  организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) (ранее — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг — НАУРаГ) учреждена крупнейшими операторами рынка ценных бумаг при участии Минфина и Центробанка РФ в январе 1996 г.

       В состав ассоциации входит около 200 кредитных  организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг из 20 регионов России, операции которых составляют более половины объема российского рынка ценных бумаг. Управляющими органами ассоциации являются общее собрание ее членов и совет ассоциации. В состав совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Центробанка и ФКЦБ России. Стратегию ассоциации определяет Наблюдательный совет.

       В ноябре 2000 г. НФА получила лицензию ФКЦБ России саморегулируемой организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг но брокерско-дилерской деятельности и доверительному управлению, в декабре 2001 г. — по депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков на рынке ценных бумаг.

       Важнейшими  задачами ассоциации являются:

  • сохранение для членов НФА как профессиональных участников возможности эффективной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке — брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой;
  • участие в последовательной реструктуризации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 г.;
  • осуществление стратегических разработок по развитию государственных ценных бумаг (как федеральных, так и субъектов РФ;
  • в области налогового режима, операций «репо», приобретения резидентами еврооблигаций РФ и др.).

        НФА активно выполняет  функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников, так и участия в системе контроля ФКЦБ России над деятельностью профессиональных участников. Ею заключено Генеральное соглашение с Центробанком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.

        Партнерами НФА  в ее работе являются крупнейшие объединения  — Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников векселного рынка, Российский биржевой союз и другие профессиональные и общественные объединения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Структура государственного  долга, выраженного  в ценных бумагах. 

       Сейчас, когда для российской экономики  все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга должны стать объектом более пристального внимания.

       В проекте Основных направлений бюджетной  политики на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012 года подчеркивается, что кратко- и среднесрочная политика в области государственного долга РФ направлена:

  • на обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
  • развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  • инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

       Ключевые  задачи в области государственных  внутренних заимствований, в частности, предполагают повышение ликвидности государственных ценных бумаг, а также сохранение их оптимальной дюрации и доходности. В то же время намечается, что показатели долговой устойчивости РФ (соотнесение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением – в 3 раза – внешнего долга (рис. 2.2.1. Приложения).

       Хотя  доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась (с 16% на 01.01.2004 до 56 – на 01.08.2009), тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось (рис. 2.2.2. Приложения).

       Результатом проводившейся политики замещения внешнего долга внутренним стало заметное снижение нормы обслуживания государственного долга: с 9,9% в 2006 г. до 1,6 – в 2008 г. В дальнейшем предусматривается сохранение преемственности в сфере долговой политики, в первую очередь в области государственных внешних заимствований, а также долговых процессов, формирующихся вследствие взаимодействия с международными финансовыми организациями.

       В кратко- и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними.

       При этом возможны:

  • полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств;
  • ускоренная реализация большинства действующих проектов, осуществляемых в рамках соглашений о займах;
  • внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов российскими юридическими лицами без осуществления государственных заимствований РФ.

       В связи с актуальностью и востребованностью  инструмента государственных гарантий предполагается их предоставление по ряду направлений, в том числе:

  • в рамках антикризисных мер, предпринимаемых Правительством РФ (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение части кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее);
  • в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (по заимствованиям ОАО «АИЖК»);
  • для осуществления долгосрочных инвестиций в наиболее важные, с государственной точки зрения, проекты;
  • с целью поддержки экспорта промышленной продукции.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг