Свободная экономическая зона в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Получение, использование и распределение созданных материальных благ требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации.

Содержание

Введение
1. Свободные экономические зоны. Общие понятия...........................................5
1.1 Торговые СЭЗ....................................................................................................7
1.2 Промышленно-производственные СЭЗ...........................................................8
1.3 Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ..............................9
1.4 Сервисные СЭЗ..................................................................................................9
1.5 Комплексные СЭЗ...........................................................................................10 1.6 Международные СЭЗ......................................................................................10
1. 7 Последовательные поколения СЭЗ...............................................................10
2. СЭЗ в России......................................................................................................11
3. Свободная экономическая зона в Калининградской области.......................14
4. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ...................................................17
Заключение............................................................................................................20
Список литературы................................................................

Работа содержит 1 файл

Свободные Экономические Зоны на примере Калининградской области.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

    1.4 Сервисные СЭЗ

    Предоставляющие льготные условия тем фирмам и  учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в  основном финансовых, но также и  других.

    Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

     В июне 2006 г. в Федеральный закон  № 116-ФЗ были внесены изменения в  части создания третьего типа ОЭЗ  — туристско-рекреационных ОЭЗ (аналог сервисных зон в мировой практике), целями которых являются повышение  конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере  туризма, развитие лечебно-оздоровительных  курортов и деятельности по организации  лечения и профилактике заболеваний, разработке и использованию природных  лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных  ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм — это самая  мультипликативная сфера услуг  с точки зрения количества занятых  в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

    1.5 Комплексные СЭЗ

    Они не имеют узкой специализации, а  охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной  деятельности, отчего их внутренняя структура  наиболее сложна.

    Комплексные СЭЗ и по размерам значительно  больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях  и более крупного региона. 

    1. 6 Международные СЭЗ

    Такие зоны создаются в приграничных районах  двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих  государств.

    Наиболее  ярким примером международной СЭЗ  может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган. 

    1. 7 Последовательные поколения СЭЗ

    к СЭЗ первого поколения относят  зоны свободной торговли,

    к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны,

    к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие  и сервисные зоны.

     Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения. При активном развитии процесса строительства ОЭЗ 30 октября 2007 г. были внесены изменения в Федеральный закон N 116-ФЗ в части создания четвертого вида ОЭЗ — портовых ОЭЗ, которые будут располагать на территориях аэропортов, а также морских и речных портов России.

    2. СЭЗ в России

    В России свободные экономические  зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора  десятка. Среди них есть и более  узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной  торговли), и комплексные, более крупные  по территории. Однако далеко не все  СЭЗ России выдержали испытание  временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью.

     Создание  ОЭЗ в России является пробным  проектом внедрения новой налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны. Система льгот, устанавливаемых  в ОЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и тесно связана  с реализуемыми в ОЭЗ программами  и проектами. Также важно то, что  система предоставляемых в ОЭЗ  льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ  данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков  или отсутствующих факторов развития. Не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические  дивиденды. Большую роль при этом играет институциональный аспект —  решение политических и социальных проблем регионов, нахождение компромисса  между представителями государства  и крупного бизнеса, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного  климата в стране. Создание льготного  режима для предпринимательства  не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена ОЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и  более удаленных территорий, ведет  к развитию смежных отраслей экономики. В процессе функционирования ОЭЗ  происходят торгово-промышленная диверсификация их деятельности, их комплексное развитие.

     Следуя  зарубежному опыту, Федеральный  закон № 116-ФЗ предусмотрел ряд гарантий для резидентов ОЭЗ, одной из которых  является широко применяемая в мировой  практике гарантия от неблагоприятного для инвестора изменения законодательства Российской Федерации. Смысл ее в  том, что законодательные акты РФ о налогах и сборах, законы субъектов  Российской Федерации о налогах  и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о  налогах и сборах, ухудшающие положение  налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока их деятельности в ОЭЗ.

     Другой  гарантией для резидентов ОЭЗ  является использование экономических  методов стимулирования их деятельности путем предоставления широкого спектра  преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности. Резиденты ОЭЗ получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, упрощение процедур таможенного администрирования  и снижение (отмену) ставок таможенных пошлин на товары, помещаемые ими в  ОЭЗ.

     Особое  внимание уделяется государственному регулированию деятельности ОЭЗ. В  соответствии с Федеральным законом  № 116-ФЗ общее управление ОЭЗ в  РФ, как и в большинстве имеющих  СЭЗ стран, возлагается на федеральный  орган исполнительной власти, которым  является Федеральное агентство  по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Для координации  деятельности органов исполнительной власти создается Наблюдательный совет  ОЭЗ, в состав которого входят представители  РосОЭЗа, исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ, муниципального образования, резидентов ОЭЗ и иных организаций.

     Рассмотрение  общесистемных характеристик ОЭЗ  как российской разновидности СЭЗ  позволяет идентифицировать ее как  самостоятельный, но органически вписанный  в экономическую систему элемент, задачей которого в этой общей  системе является создание совокупности положительных экономичных и  социальных эффектов. Исследования практики применения ОЭЗ в России за период с 1991 по 2008 г. показывают, что, несмотря на очевидные экономические выгоды данный институт имеет в России ограниченное применение. В результате анализа  развития российской законодательной  базы по вопросам функционирования ОЭЗ  был сделан вывод о присутствии  ряда трудностей при организации  ОЭЗ на территории Российской Федерации  и установлено, что перспективы  создания и дальнейшего развития ОЭЗ в российской экономике во многом зависят от формирования и  развития в сравнительно сжатые сроки  эффективного законодательства, рассматривающего вопросы деятельности ОЭЗ. Одна из задач, которую необходимо решить в кратчайшие сроки, — упрощение администрирования  в ОЭЗ, устранение дублирующих функций  между контролирующими органами, введение в полной мере принципа «одного  окна“. Анализ практики существования  ОЭЗ также показывает, что в  процессе их функционирования возникают  проблемы с обменом информацией  между контролирующими исполнительными  органами, приводящие к замедлению процессов оформления и контроля товаров, находящихся в ОЭЗ.

     Так как организационно-правовая база правовых институтов не стоит на месте, а является гибким инструментом экономической  и социальной политики государства, даже самые современные законодательные  акты не могут полностью удовлетворить  потребности реальной действительности в связи с динамично развивающейся  ситуацией в РФ. Повышению эффективности  функционирования ОЭЗ будет способствовать постоянное совершенствование законодательства Российской Федерации, создание оптимальных  методов контроля за его исполнением, а также обеспечение комплекса  мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в  РФ.

     Образование в РФ регионов ускоренного экономического роста, основой которых выступают  ОЭЗ, должно подчиняться единой концепции  развития ОЭЗ в РФ, которую предстоит  разработать и сделать частью законодательной системы государства. 

    3. Свободная экономическая зона в Калининградской области

    Калининградская область – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов  Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство  природных ресурсов, геостратегическое  положение – все это является надежной базой для эффективного решения социально-экономических  вопросов, укрепления связей России с  другими странами Европы

    В 1991 году в Калининградской области  была создана свободная экономическая  зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе  был закреплен федеральным законом.

    1 апреля 2006 года вступил в силу  Федеральный закон от 10.01.2006 года  №16-ФЗ «Об Особой экономической  зоне в Калининградской области  и о внесении изменений в  некоторые законодательные акты  Российской Федерации», призванный  обеспечить благоприятный инвестиционный  климат в регионе, повысить  конкурентоспособность производимых  товаров, создать эффективно работающий  механизм экономических отношений  в Калининградской области, обеспечивающий  развитие эксклава как региона  российско-европейской экономической  интеграции. Данный закон, с одной  стороны, использует положительный  потенциал действующего федерального  законодательства и международного  опыта, с другой - содержит ряд  положений, направленных на создание  правовых и институциональных  условий для обеспечения экономического  роста и привлечения инвестиций  в регион, развития в регионе  капиталоемких экспортноориентированных  производств. 

    Федеральный закон предусматривает введение специального статуса резидента  Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может  стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

    К инвестиционным проектам, реализуемым  резидентами, предъявляются следующие  требования:

    - реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;

    - осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;

    - объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;

    - объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

    Особая  экономическая зона (ОЭЗ) включает всю  территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче  на шельфе. Главная особенность, непосредственно  установленная самим законом, - режим  свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и  из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И  все произведенные в области  товары вывозятся за её пределы беспошлинно.

    Создание  благоприятного инвестиционного климата  является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного  функционирования Калининградской  особой экономической зоны.

    Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата  в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям  предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению  местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.

    Хочу  отметить, что по росту промышленного  производства в январе-ноябре 2010 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.

    Высокий темп роста индекса промышленного  производства в 2010 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска  промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств  составил 144, 9% против 79, 1% за соответствующий  период 2009 года, что оказалось самым  высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место).

Информация о работе Свободная экономическая зона в Калининградской области