Свободные экономические зоны: понятие, типы, исторический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т.п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Работа содержит 1 файл

иностанные инвестиции.docx

— 34.96 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свободные экономические зоны: понятие, типы, исторический аспект.

     Стремительное увеличение числа свободных экономических  зон - одно из наиболее характерных  явлений, получивших интенсивное развитие в мировой экономике.

     Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и  т.п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей  страны, активное взаимодействие с  иностранным капиталом, а также  тесная связь с мировым рынком.

     В конвенции Киото (май 1973 г.) было приведено та кое определение понятия <свободная экономическая зона - это часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.

     Наибольшее  распространение свободные экономические  зоны получили в развивающихся странах. Если к 1981 г. в указанных государствах было создано 96 таких зон, то к началу 1990 г. - уже около 300. Еще несколько десятков свободных экономических зон находится в стадии формирования.

     Общая занятость в свободных экономических  зонах, созданных в развивающихся  странах, достигает 2 млн.

человек; Ожидается, что к середине 90-х  годов этот показатель превысит 3 млн.

     Свободные экономические зоны существуют почти  во всех промышленно развитых странах.

     Первоначально свободной экономической зоной  считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающего к  ним района), выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Такие зоны сохранились и до настоящего времени.

     В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовывающая, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой  пошлины или вывозятся беспошлинно  за границу.

     Использование подобных экономических зон позволяет  поставщикам отложить реализацию товаров  до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию  потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в  дальнейшем меньшей пошлины.

     Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий бес пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально «свободные порты» создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.

     По  мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств «свободные порты» стали упраздняться, а на их территориях и. в других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара.

     Основателями  такого типа свободных экономических  зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство различного рода кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий.

     Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом  положении, предоставлялся ряд льгот  по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые  операции, которые обычно не разрешаются  нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций).

     В пределах таких зон, скажем, банки  могли свобод но моделировать с любыми валютами и поддерживать деловые  отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов  и т; д.

     В течение длительного времени  свободным экономическим зонам  была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах  товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что  позволяло повысить их качество.

     И только в начале 60-х годов была разрешена обработка: товаров в  свободных экономических зонах. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие  прибавочную стоимость товара.

     Следовательно, из собирающих центров и пунктов  распределения свободные экономические  зоны все чаще становятся местом обработки  и трансформации товаров.

     Еще один этап развития свободных экономических  зон начался в 80-е годы благодаря  ряду мер, направленных на преодоление  застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной  чертой этого этапа можно считать  усиление экономического развития отдельных  регионов, находящихся в кризисном  состоянии. Так, путем создания не больших  экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов  Франции и около 25 районов Великобритании.

     Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических  зон являются льготные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.

     В практике экономических зон в  настоящее время применяется  широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических  условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы: отмена какого-либо налогообложения  в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в  ряде стран; отмена налогов на доход  иностранного персонала, работающего  в свободной экономической зоне;- полная или частичная отмена налогов  на прибыль зональных предприятий  на определенный срок и в зависимости  от ряда условий.

     Создание  свободных экономических зон  в разных странах в настоящее  время предполагает достижение таких  целей: обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно  в экономической зоне, так и  за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте; организация в экономических  зонах таких производств, продукция  которых шла бы на экспорт, не ущемляя  при этом уже существующие местные  предприятия, действующие на внутреннем рынке.

     Кроме того, многие страны, создающие свободные  экономические зоны, считают, что  они будут способствовать развитию отсталых в экономическом отношении  районов, модернизации технологий, получению  новых ноу-хау, обучению собственных  специалистов и рабочих новым  методам труда, а также использованию  собственных сырьевых ресурсов для  производства экспортной продукции.

     Важным  моментом с точки зрения создания свободных экономических зон  является роль различных государственных  и муниципальных органов управления. В большинстве стран, как развитых, так и развивающихся, экономические  зоны учреждаются решением центральных  правительственных органов, министерствами планирования или финансов. Эти органы имеют необходимый опыт в сфере  управления крупными проектами, а также  весьма компетентны в области  внешнеэкономических связей.

     Со  времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную  зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль .

     Выделяют  следующие типы свободных экономических зон:

- таможенные зоны;

- беспошлинные торговые зоны;

- таможенные свободные зоны;

- зоны свободной торговли;

- внешнеторговые зоны;

- предпринимательские зоны;

- зоны технико-экономического развития;

- зоны развития новой и высокой технологии;

- научно-промышленные парки;

- экспортно-производственные зоны;

- свободные промышленные зоны;

- оффшорные центры; свободные банковские зоны;

- туристические центры и др.

     Свободные экономические зоны – это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

     Классификацию свободных экономических зон осуществляют по 4 критериям:

- по  характеру деятельности;

- по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;

- по  отраслевому признаку;

- по характеру собственности.

По  характеру деятельности выделяют:

     1. Зоны свободной торговли представляют  собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен  льготный режим хозяйственной,  в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу,  хранению, сортировке, упаковке и  перевалке товаров. Иногда допускается  незначительная обработка иностранных  товаров в целях их дальнейшего  реэкспорта. К числу свободных экономических зон можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

     2. Экспортно-производственные или  промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения,  возникли в результате эволюции  торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не  только торговлей, но и производственной  деятельностью. 

     Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

     3. Научно-промышленные парки или  технико-внедренческие зоны. Относятся  к зонам 3-го поколения (70-80-е  гг. XXв.). В них концентрируются  национальные и зарубежные исследовательские,  проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

     Наибольшее  число таких зон функционирует  в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой  технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной  наукоемкой продукции.

     4. Сервисные зоны представляют  собой территории с льготным  режимом предпринимательской деятельности  для фирм, оказывающих различные  финансово-экономические, страховые  и иные услуги.

     К числу сервисных зон относятся  оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые  гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой тайны, лояльностью  государственного регулирования. В  этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и  консалтинговая деятельность.

Информация о работе Свободные экономические зоны: понятие, типы, исторический аспект