Свободные экономические зоны: понятие, типы, исторический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т.п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Работа содержит 1 файл

иностанные инвестиции.docx

— 34.96 Кб (Скачать)

     Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в  них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все  или некоторые виды деятельности.

     В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе  стран, где функционируют оффшорные  компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские  острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

     Компании  в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины  для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

     Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит  в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих  мест.

По  степени интегрированности  в мировую и  национальную экономику  различают:

     1.      Свободные экономические зоны экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

     2.      свободные экономические зоны интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

     Классификация по отраслевому признаку затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

     По  характеру собственности выделяют свободные экономические зоны: государственные; частные; смешанные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  страны – инвесторы  российской экономики

     Политика  Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России. Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные  инвестиции как фактор:

1) ускорения  технического и экономического  прогресса;

2) обновления  и модернизации производственного  аппарата;

3) овладения  передовыми методами организации  производства;

4) подготовки  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

     Готовность  инвесторов к вложению капитала в  экономику той или иной страны зависит от существующего в ней  инвестиционного климата.

     Многим  известны национальные рейтинги инвестиционного  климата и рисков, периодически публикуемые  ведущими экономическими журналами  мира (Euromoney, Fortune, The Economist), а также  наиболее именитыми экспертными  агентствами (Moody`s, Standart & Poor, IBCA). Результаты таких усредненных рейтингов  показывают, что в "очереди за инвестициями" Россия занимает весьма незавидное место в начале второй сотни стран.

     Политическая  и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы»  переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным  анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах  мира.

     Создаваемые в России благоприятные условия  для иностранных инвестиций в  экономику Российской Федерации  позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные  инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они  разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно  в создание промышленных предприятий  по выпуску продукции и товаров  народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих  предприятий.

     Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных  инвестиций инвестор заинтересован  не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход  за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный  инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство  предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться  либо на российском потребительском  рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую  промышленность). России необходимо прилагать  все усилия к привлечению обоих  видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

     Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением  тех, которые находятся в государственной  монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения  должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные  с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и  т.п.), телекоммуникационную и спутниковую  связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного долга, привлечение  их было бы оправданным, во-первых, с  точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

     Однако  для этого необходимо создать  эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных  кредитов. Зарубежный капитал в форме  предприятий со 100-процентным иностранным  участием целесообразно привлекать в производство и переработку  сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для  выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных  инвестиций следует во все отрасли  экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно  использовать в отраслях, имеющих  стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных  с добычей ресурсов.

     Федеральным законом «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных  инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной  суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором  минимальная доля (вклад) иностранных  инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации  с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной  суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).

     Основными странами-инвесторами стали Люксембург, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция, США, Ирландия, Виргинские острова  и Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных  инвестиций и 73% общего объема накопленных  прямых иностранных инвестиций.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом составил 65,6 млрд долл. Странами-лидерами по накоплению российских инвестиций стали Кипр, Голландия, США, Швейцария, Виргинские острова, Великобритания, Германия и Белоруссия.
В 2010 году из России за рубеж направлено 70 млрд долл. иностранных инвестиций. Больше всего инвестиций из России поступило в Швейцарию, за ней идет Голландия, Кипр и Белоруссия. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд долл.
Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящие на рынках.

     Как показывает мировой опыт, привлечение  зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту  производительности труда, повышению  конкурентоспособности продукции  на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

     Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий  расширяют налогооблагаемую базу и  могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части  государственного бюджета.

     Однако  анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует  о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

     Следует также подчеркнуть, что, по подсчетам  специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных  российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.

     Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области  стало присоединение России к  Многостороннему агентству по гарантиям  инвестиций, осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности. В России же, находящейся  в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы  пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в  инвестиционном климате.

     Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к  решению задачи привлечения иностранных  инвестиций.

     Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: 

− достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными  группами, политическими партиями и  прочими общественными организациями;  

− ускорение  работы Государственной думы над  Гражданским кодексом и уголовным  законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального  рынка; 

− радикализация  борьбы с преступностью; 

− торможение инфляции всеми известными в мировой  практике мерами за исключением невыплаты  трудящимся зарплаты; 

− пересмотр  налогового законодательства в сторону  его упрощения и стимулирования производства; 

− мобилизация  свободных средств предприятий  и населения на инвестиционные нужды  путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; 

− внедрение  в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;  

− запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;  

− предоставление налоговых льгот банкам, отечественным  и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы  полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000

2. Елизаветин, М. Е. Иностранный капитал в экономике России  / М. Е. Елизаветин. – М.: Международные отношения, 2004. – 264 с.

3. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы: Учеб. пособ. под ред. Фаминского А. М. – М.: Международные отношения, 2003. -443с.

4.       Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2000.

Информация о работе Свободные экономические зоны: понятие, типы, исторический аспект