Свободные экономические зоны (США) и их роль в инвестиционных процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:20, реферат

Описание работы

Официально признанное понятие СЭЗ отражено в документах Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.): "Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю".

Работа содержит 1 файл

Доклад 1 США.docx

— 23.42 Кб (Скачать)

Свободные экономические  зоны (США) и их роль в инвестиционных процессах.

Официально признанное понятие СЭЗ отражено в документах Международной конвенции по упрощению  и гармонизации таможенных процедур (Киото, май 1973 г.): "Под свободной  экономической зоной следует  понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся  за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта  и соответствующим налогам, и  не подвергаются обычному таможенному  контролю".

Но наиболее распространенное толкование зон - это их трактовка  как "территории, где введением  беспошлинного таможенного режима, а также посредством других экономических  и административно-правовых мер  осуществляется стимулирование внешнеэкономической  деятельности и привлечение иностранного капитала и "ноу-хау".

Поскольку подходы исследователей проблем формирования и функционирования СЭЗ различаются, то общепринятой типологии  СЭЗ не существует. Можно выделить следующие виды зон, встречающиеся  в мировой практике: складские  и транзитные, промышленные (экспортно-производственные), комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические  зоны). С точки зрения функционального  назначения зоны подразделяются на четыре типа: торговые; промышленно-производственные; технико-внедренческие; сервисные.

 

Анализ американской практики создания свободных экономических зон.

В США в настоящее  время существуют три основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские  зоны и технологические парки.

Зоны внешней торговли.

Свободные торговые зоны возникли в мире только в XIX в., прежде всего  в Северной Европе. В США подобные зоны появились в 30-е годы нашего столетия, получив название зон внешней  торговли.

Такие зоны представляют собой  ограниченные участки национальной территории, в пределах которых устанавливается  льготный, по сравнению с общим, режим  хозяйственной, в том числе внешнеэкономической  деятельности.

Иными словами зоны внешней  торговли - это торговые или торговопроизводственные зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимов рассматриваются как находящиеся за пределами государства.

Современные зоны внешней  торговли предоставляют широкий  спектр услуг: складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, также  полная его переработка, сборка определенных видов продукции из компонентов  местного или иностранного происхождения  и даже создание отдельных видов  производств на базе продукции, поступающей  в зону или выпускаемой в ней. Обычно предпосылками организации  свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам  приграничной торговли и т.д.) и наличие  развитой инфраструктуры (подъездных путей, складских помещений, грузовых терминалов, разгрузочно-погрузочной  техники, устойчивого электро-, водо- и теплоснабжения). Поэтому зоны внешней торговли чаще всего размещаются в портах, аэропортах или вблизи них.

Первые зоны внешней  торговли, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934г.) преследовали цели глубже вовлечь  США в мировую торговлю путем  расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также  добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой были чрезвычайно  велики в период «великой депрессии».

Согласно существующему  законодательству, зоны внешней торговли, действующие на территории США, подразделяются на:- зоны общего назначения,- специализированные зоны (субзоны).

Зоны общего назначения располагаются, как правило, около  или на территории портов и аэропортов, находятся вне юрисдикции таможенной служб США.

Типичная зона внешней  торговли общего назначения имеет сдаваемые  в аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве таких зон имеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут располагать свое хозяйство; коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тарифов для государственных компаний.

Зоны общего назначения представляют собой американский вариант  того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью. Сфера  деятельности зон общего назначения охватывает складирование, сортировку, упаковку товаров без их дополнительной обработки. Такие зоны создаются  на основе разрешения, выдаваемого  Комитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующим при правительстве штата или  при местных властях, например, администрации  порта, комитетам по промышленному  развитию штата, агентствам и корпорациям  по экономическому развитию.

Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных  портах- в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Маягуэс (штат Пуэрто-Рико), Гонолулу (штат Гавайи). Более всего количество зон увеличилось в 70-80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле. Из 52 созданных в 1970 году зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.

Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения, как правило, предоставляется уже существующим производствам. Субзоны технически являются частью зон общего назначения, но территориально могут быть значительно удалены от последних. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств.

В Америке свободные  экономические зоны широко распространены. Этому способствуют, в первую очередь, различные льготы, предоставляемые  действующим на их территории компаниям. Главные из этих льгот таковы:

1. Таможенные пошлины и внутренние  налоги, если таковые должны взиматься,  уплачиваются только тогда, когда  товары перевозятся из зоны  внешней торговли на территорию  таможни и предназначаются для  внутреннего потребления.

2. Товары, находящиеся в зоне  не облагаются таможенными пошлинами  и с них не взимаются акцизные  сборы. Частная собственность  компаний или отдельных лиц,  находящаяся на территории зоны  освобождается от федерального  и местного налогов.

3. Товары, которые экспортируются  из зон внешней торговли в  третьи страны, не облагаются  таможенными пошлинами, внутренними  налогами и не подлежат квотированию.

4. Экспортируемые товары, благодаря  хорошо отлаженной системе охраны  не требуют больших страховых  затрат.

5. Таможенная процедура при экспорте  товаров сведена к минимуму.

6. Товары, запрещенные для импорта  в США, не ввозятся и на  территорию зон. Исключение делается  для товаров, предназначенных  для последующего импорта в  США, если они пройдут соответствующую  переработку в зоне согласно  требованиям американской таможенной  службы.

7. Импорт товаров из зон внешней  торговли на территорию США  осуществляется в соответствии  с процедурой, позволяющей импортеру  уплачивать таможенную пошлину  либо на товар, поступивший  в зону, либо на иностранные  компоненты, использованные в процессе  его переработки. Тем самым  импортеру предоставляется право  выбирать меньшую пошлину.

С общих позиций можно  утверждать, что создание свободных  экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических  связей, экономическому и социальному  развитию всей страны и ее отдельных  регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.

Для многих предприятий  важна также отсрочка уплаты импортных  пошлин на период нахождения иностранных  товаров в пределах зоны внешней  торговли (до момента их выпуска  на таможенную территорию США), а также  невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров.Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли, компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады и выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.

О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней  торговли свидетельствуют следующие  данные. В 1992г общая стоимость  товаров, которые были завезены и  переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долларов. А в конце 90-х  годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны, составляла 130-150 млрд. долларов. Расширение хозяйственной  деятельности зон внешней торговли происходит главным образом благодаря  росту сборочных предприятий  и производству готовой продукции  на базе местных и зарубежных материалов (сырая нефть, узлы для автомобилей  и др.). Основные пользователи зон - заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объема выполняемых в  зонах работ. Товары отечественного производства составляют 75% от общего объема завозимых товаров.

Таким образом, зоны внешней  торговли, глубоко интегрированные  в экономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическое  развитие. Это осуществляется, прежде всего, через стимулирование национальных компаний с помощью льготного  налогового режима производить в  самих США различные виды готовой  продукции, более конкурентоспособной, по сравнению с иностранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка - в начале 90-х было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в таких зонах.

В последние годы в США  прилагают большие усилия в направлении  повышения эффективности зон  внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью на федеральном  уровне была разработана специальная  программа, в соответствии с которой  приняты меры по оказанию поддержки  американским фирмам, действующим в  зонах внешней торговли в тех  отраслях, где существует жесткая  конкуренция со стороны иностранных  компаний. В числе таких мер - изменение  практики и процедуры получения  экспортных лицензий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательские зоны.

К этой группе свободных  экономических зон относятся  те, что непосредственно не связаны  с обслуживанием внешней торговли. В данном случае таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы.

Предпринимательские зоны возникли в США для оживления  мелкого и среднего бизнеса в  депрессивных районах путем предоставления предпринимателям большей свободы  деятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными  центрами регионального развития, основанного  на трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу  предпринимательские зоны в США  подразделяются на федеральные, штатные  и местные, и создаются решениями  правительственных органов соответствующих  уровней.

Предпринимательские зоны обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень  безработицы. Они охватывают, как  правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, не имеют огороженных пределов и  выделяются лишь статусом расположенных  там компаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются  на 10-20 лет, федеральные зоны - также  на 20 лет, срок это может быть продлен.

В целях развития производства и увеличения занятости действующим  на территории зон американским компаниям  предоставляются различные льготы. На федеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые при  строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого  дополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимости  капитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка с налога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов (штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в предпринимательской зоне новые рабочие места.

Помимо экономических  стимулов на предпринимателей распространяется и ряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности. Правительства некоторых  штатов предоставляют зонам прямую поддержку, - в штате Коннектикут  создан специальный фонд для финансирования деятельности предприятий, расположенных  в зонах штата.

Федеральное правительство  и власти штатов продолжают политику расширения организации предпринимательских  зон и предоставления им новых  льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышению деловой активности в  депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы  и постепенному увеличению налоговых  поступлений в бюджеты различных  уровней от предприятий и граждан  в результате оживления экономической  деятельности и увеличения числа  занятых.

Информация о работе Свободные экономические зоны (США) и их роль в инвестиционных процессах