Связь производительности труда и производительности капитала с необходимостью в иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:54, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование места и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретический аспект рассматриваемой темы;
- определить производительность труда и повышение его эффективности
- выявить проблемы привлечения иностранных инвестиций в РФ;
- рассмотреть необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА 5
Определение производительности труда и повышение его эффективности 5
Сущность и классификация иностранных инвестиций 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РФ 13
Проблемы инвестиционной привлекательности российской
экономики 13
Роль инвестиций в России 17
Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

реферат иностр.инвест.111.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Важнейшим законодательным актом, и по сей  день регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый в 1991 году закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

     Главным результатом принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными инвестициями национального  режима, при котором такие предприятия пользуются на территории страны равными юридическими правами и несут ответственность и исполняют обязанности наравне с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности в некоторых стратегических отраслях экономики).

     Процесс массовой приватизации в России в 1992-1994 годах, стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций в России

     Вместе  с тем противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы остаются важнейшими препятствиями на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию /6, с. 77/.

     Причиной  незначительного объема инвестиций в период 1991 - 1999 гг. являлась малая  роль существовавших предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -- на их долю, по самым оптимистичным оценкам, приходилось менее 2 % общего объема промышленного производства в России.

     Причиной  такой ситуации являлся неблагоприятный  инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являлись /6, с. 87-88/:

- высокая  общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;

- резкий  спад производства, начиная с  1991 года, следствием которого, в частности,  являлось резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги;

- несовершенство  нормативно-правовой базы в экономике  в целом и в области иностранных  инвестиций в частности;

- высокий  уровень налогообложения и внешнеторговых  пошлин; недостаток качественной инфраструктуры;

- фактическое  отсутствие единой государственной  политики в области привлечения  иностранных инвестиций.

     Все эти причины приводят к тому, что  в рейтингах инвестиционной привлекательности  Россия находится на низком для ранее  великой державы уровне.

     Основными способами привлечения прямых иностранных  вложений в экономику России являются /6, с. 88/:

- привлечение  иностранного капитала в предпринимательской  форме путем создания совместных  предприятий (в том числе - путем  продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

- привлечение  иностранного капитала на основе  концессий или соглашений о  разделе продукции;

- создание  свободных экономических зон  (СЭЗ), направленное на активное  привлечение зарубежных инвесторов  в определенные регионы страны.

     На  первом этапе привлечения иностранных  инвестиций в экономику бывшего  СССР в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически -- обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ).

     В дальнейшем, когда произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд -- стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных  инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов акций открытых акционерных обществ ОАО. Это стало особенно актуальным в ходе приватизации или при создании стопроцентных дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя растет роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26 % прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9 % в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54 % (или 2,1 млрд. долларов) -- в финансово-кредитную сферу) /1, с. 186/.

     Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики  достаточно серьезной задачей. С  помощью средств зарубежных портфельных  инвесторов возможно решение следующих экономических задач /6, с. 83/: пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов ценных долговых бумаг российских эмитентов; пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов ценных долговых бумаг, эмитированных соответствующими органами власти; эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

     Рассмотрим  два основных потока привлекаемых в  Россию иностранных портфельных  инвестиций:

- вложения  портфельных инвесторов в акции  и облигации российских акционерных  обществ, свободно обращающиеся  на российском и зарубежном  рынке ценных бумаг;

- вложения  иностранных портфельных инвесторов  во внешние и внутренние долговые  обязательства Российской Федерации,  а также ценные бумаги, эмитированные  субъектами Федерации.

     В настоящий момент иностранные портфельные  инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями, являются /6, с. 86/:

– создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их обращения на фондовом рынке;

– правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных ценных корпоративных бумаг;

– создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка, открытой как для  отечественных, так и зарубежных инвесторов;

– организация  выпуска российскими предприятиями  новых эмиссий ценных бумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках капиталов;

– создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первую очередь -- инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

     Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического и политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций окажется практически потерянной для развития российской экономики.

     Финансирование  доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти ценные долговые бумаги является широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

     Существенным  его преимуществом является то, что  такое финансирование бюджета является не инфляционным -- это особенно важно  для тех государств, которые, подобно  России, наряду с финансированием  бюджета, нуждаются в проведении жесткой денежной политики.

     К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску  и из средства лечения болезни  превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных  бумаг). 

    1. Необходимость стимулирования иностранного инвестирования в РФ

     Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала в страну заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

     Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:

- за  годы экономических (рыночных) реформ  промышленное производство почти  по всем отраслям в Российской  Федерации значительно сократилось;

- с помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ;

- одной  из главных причин упадка промышленного  производства в ряде отраслей  стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности;

     Проблема  состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В  этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких  формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.

     Из  анализа, проведенного во второй главе  видно, что за последние годы приток иностранных инвестиций сильно возрос, чему способствовала работа правительства  страны по улучшению инвестиционной привлекательности.

     Но  инвестиции в Россию поступают в  основном в форме торговых и прочих кредитов, что увеличивает долговое бремя государства, тогда как  в других странах преобладают  прямые и портфельные инвестиции. При этом основная доля иностранных вложений приходится на торговлю и сырьевые отрасли нашей экономики. Большая часть инвестиций осуществляется крупными компаниями в торговлю - для увеличения доли на внутреннем рынке продуктов питания, потребительских товаров, либо в разработку и транспортировку на иностранные рынки нефти и газа. В отличие от России в большинстве других государств иностранные инвестиции направляются, в первую очередь, в современные высокотехнологичные производства, что позволяет вывести данные государства на передовые позиции в области научно-технического прогресса.

     Между тем Россия кровно заинтересована сейчас в притоке именно прямых инвестиций не ссудного капитала. Это объясняется тем, что в таком случае, во-первых, внешний долг страны не растет, во-вторых, сотрудничество с иностранными фирмами дает российским предприятиям новые технологии, способы организации производства, обеспечивает прямой выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией, в-третьих, реальные инвестиции являются тем толчком, который способен вывести экономику из депрессивного состояния и обеспечить здоровый экономический рост.

     Прямое  инвестирование может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением  находящихся в государственной  монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры.

Информация о работе Связь производительности труда и производительности капитала с необходимостью в иностранные инвестиции