Традиционные и современные способы привлечения капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме " Традиционные и современные способы привлечения капитала ".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема " Традиционные и современные способы привлечения капитала " изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Способы привлечения капитала".

Работа содержит 1 файл

инвестиции.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

     Однако  прямые иностранные инвестиции имеют  различную отдачу - причем не только в разных странах, но и в разных отраслях. Дело здесь не только в  деньгах, но и в том, приходят ли с  этими инвестициями новые технологии и новые управленческие решения. Например, в телекоммуникациях доля иностранных инвестиций ничтожна, зато эффект от них был колоссальный. Так, после прихода норвежской компании Telenor в Вымпелком началась экспансия  Вымпелкома по всей России, а затем  и по странам СНГ и Юго-Восточной  Азии. То же самое можно сказать  про МТС. Сегодня, с точки зрения прямых инвестиций - это чисто российская компания. Когда стратегический пакет  в ней имели немцы, они как  раз передавали технологии. Совершенно обратная ситуация в пищевой промышленности: контроль там в некоторых отраслях достаточно высокий, но при этом никаких принципиальных сдвигов там не произошло, пояснил Алексей Кузнецов. 

     2.2 Иностранные инвестиции как локомотив российской модернизации. 

     По  некоторым оценкам, за 8 прошедших  лет Россия получила почти $3,5 трлн. С учетом этой цифры, объем прямых инвестиций (и по данным Центробанка, и по Росстату) - это небольшая  величина - около 9%. С этой точки зрения, говорить о большой роли прямых иностранных  инвестиций для развития российской экономики в ближайшие 5-6 лет вряд ли стоит, считает Иван Родионов.

     Однако, в отличие от портфельных инвестиций, прямые иностранные инвестиции приносят в страну не только деньги, но и новые  технологии и новые управленческие решения. Тем не менее, не стоит уповать  на то, что они так сразу помогут  нам модернизироваться, считает  Алексей Кузнецов. Скорее всего, имеющийся  у нас научно-технический потенциал  будут раскрывать российские предприятия.

     Наше  сырье - не только нефтегазовое, но и  металлургическое или древесина - иностранцев  мало привлекает, есть лишь отдельные  фирмы, кого это интересует. Существующие барьеры - и формальные, и в еще  большей степени неформальные, приводят к тому, что в сфере прямых инвестиций в переработку сырья мы проигрываем  очень многим странам.

     Иностранцев, главным образом, интересует сбыт готовой  продукции на территории России. По сути, речь идет об импортозамещении - именно так можно расценивать  прямые иностранные инвестиции в  автопром, пивоварение, в сферу услуг - сегодня сюда входит и банковский бизнес. Тем не менее, прямые иностранные  инвестиции могут способствовать модернизации в отдельных отраслях - стимулируя конкуренцию со стороны российских компаний. Блестящим примером тому служит развитие сетевой торговли. Несмотря на приход гигантов типа Ашана и Икеи, оказалось, что российский бизнес вполне конкурентоспособен и быстро усваивает уроки зарубежных коллег. Об этом свидетельствует опыт Дикси, Пятерочки и ряда региональных торговых сетей.

     Прямые  иностранные инвестиции вряд ли можно  считать панацеей для доступа  к новым технологиям, - соглашается  Иван Родионов. В автопроме речь пока идет лишь о чисто сборочных  предприятиях. В пищевой и легкой промышленности, а также в любом  высокотехнологичном производстве инвестиции, в первую очередь, направляются на закупку иностранного оборудования - не так уж важно, за российские или  западные деньги оно будет куплено. Иностранное оборудование - это хорошо, но все технологические компании связаны с критическими отраслями, поэтому мы вряд ли их сюда пустим. Очевидно, что речь может идти лишь о приходе  производителей оборудования типа Sisco и Intel. Они построят свои заводы в  России, только при наличии больших  программ на десятки миллиардов, которые  создадут спрос на их оборудование. Речь о таких программах может  идти: та же связь стоит перед  необходимостью смены технологической  платформы. С этой точки зрения, государство  легко может создать условия, когда построить заводы здесь  будет выгоднее, чем платить пошлину, привозя оборудование из-за границы.

     Прямые  иностранные инвестиции вряд ли стоит  считать жизненно важными для  российской экономики. Скорее, это вопрос престижа. Даже если они будут вложены  лишь в чисто сборочные предприятия, это все же улучшит структуру  нашего ВВП и повысит долю несырьевых отраслей, что положительно повлияет на рейтинги, - заключает Иван Родионов.

     По  мнению же Бориса Хейфеца, прямые иностранные  инвестиции являются необходимым условием модернизации российской экономики, поскольку  осуществить ее только за счет внутренних ресурсов невозможно. Даже при формировании инновационных точек роста типа Сколково есть расчет на внешние факторы - привлечение иностранных специалистов и т.д., указал экономист. При этом новые технологии можно получить не только в сотрудничестве с развитыми странами. Удачными примерами тому служат китайские инвестиции в создание предприятия по производству литиевых батарей в Новосибирске и российско-израильское сотрудничество в сфере производства беспилотных аппаратов и ряда других элементов авионики. России нужны талантливые руководители и талантливые венчурные фонды, которые могли бы заниматься поиском и привлечением технологий. 

     2.3 Основные причины сокращения прямых иностранных инвестиций в России. 

     Прямые  иностранные инвестиции в России уже третий год подряд сокращаются. Основной причиной тому стал экономический  кризис и общемировые тенденции. Однако сокращению инвестиций способствует и ухудшение инвестиционного  климата в стране, о котором  свидетельствуют результаты целого ряда различных рейтингов. Один из главных  показателей хорошего инвестклимата - благоприятные условия для развития бизнеса. И по этому показателю мы явно деградируем, отмечает Борис Хейфец. Если в 2007 г. мы занимали 90-е места, то сейчас у нас 120-е место (всего  в рейтинге участвуют 183 страны). По такому показателю как "получение  разрешения на строительство" мы занимаем 182-е место! По благоприятности условий  для ведения внешней торговли - 162-е место. По коррупционности - 146-е  место.

     При этом по опросам иностранных инвесторов, проведенных Центром европейских  исследований Института мировой  экономики и международных отношений, инвестиционный имидж России - т.е., ее образ для инвесторов, которые  еще не пришли в страну - еще хуже, чем инвестиционный климат, подчеркнул руководитель Центра Алексей Кузнецов. Хотя в России объективно существуют прекрасные возможности для развития бизнеса, но в глазах многих потенциальных  инвесторов их перевешивают очень большие  риски. В частности, новые инвесторы  боятся к нам идти, напуганные бытующими на Западе страшилками о криминогенной обстановке. У нас очень много плюсов, но на каждый из них есть и минусы. Так, например, российские рабочие, конечно, образованнее, чем индийцы или китайцы, но зато у нас есть проблемы с трудовой дисциплиной и пьянством. И отрицательный имидж России останавливает многих потенциальных инвесторов.

     По  мнению Ивана Родионова, отрицательный  имидж России является своеобразным ассиметричным ответом на инвестиционную политику развитых стран, которую они  проводят с конца 60-х гг. прошлого века. Экономически сильные страны пропагандируют свободу торговли и  свободу инвестиций - в других странах. При этом они формально разрешают  приходить и к себе. Однако менее  развитым странам просто не с чем  прийти - ведь все, кроме сырья, у  них технологически находится на 2-3 ступеньки ниже. Сегодня достаточно высокий объем прямых иностранных  инвестиций в США свидетельствует  о том, что менее развитые страны, открыв свой рынок, хотят, в свою очередь, прийти в Америку. Однако, как правило, они могут инвестировать лишь в производства, качественно не важные, не определяющие рост или перспективу  страны. С этой точки зрения, отрицательный  имидж России тоже можно считать  своеобразным защитным механизмом. По сути дела, мы поддерживаем свой страшный имидж - бандитский, бюрократический, коррупционный, потому что это позволяет нам  закрыть рынок от конкуренции - и, прежде всего, со стороны средних  и малых компаний. Между тем  приход именно малого и среднего бизнеса  мог бы принести немало пользы российской экономике. Сегодня же положение  дел в стране таково, что к нам  рискуют приходить только крупные  компании - только они могут выйти  на уровень руководителей страны и получить какие-то гарантии или  поблажки. Поэтому укрепление отрицательного российского имиджа на руку крупным  компаниям, хотя объективно уровень  коррупционности, бюрократизма и организационно-технических  сложностей во многих восточноевропейских  странах выше, чем у нас. Так, например, когда в 1998 г. сеть Ростикс решила пойти в Восточную Европу, чтобы переждать кризис, то весь ее бизнес был потерян там за 1,5 года - его просто разворовали. Так что говорить о том, что Россия - это концентрация воровства, коррупции и т.д. не совсем правомерно, хотя отчасти и полезно для России. 

     2.4 Пожелания правительству. 

     Россия  остро нуждается в иностранных  инвестициях - особенно при нынешнем дефиците госбюджета. Поэтому крайне важно предпринять решительные  шаги по улучшению инвестиционного  климата. Меры правительства в этом направлении явно недостаточны, считает  Борис Хейфец. Например, последнее  решение правительства, объявленное  на консультационном совете по иностранным  инвестициям, о введении должности  омбудсмена по иностранным инвестициям - им назначен вице-премьер Игорь  Шувалов - свидетельствует о том, что российское правительство никак  не может уйти от точечного управления. Между тем, для решения масштабных задач подобные методы не годятся - необходимо создавать какие-то общие  условия.

     Надо  прорабатывать меры для допуска  зарубежных инвесторов малого и среднего бизнеса и использовать положительный  опыт других стран. Надо находить подходы  к зарубежным инвесторам, уметь их заинтересовать и проводить гибкую, умную политику. Надо совершенствовать законодательство в инвестиционной сфере и чутко следить за ситуацией. Так, принятое постановление правительства  о промышленной сборке позволило  привлечь солидные инвестиции в автомобильную  промышленность. Однако это можно  было сделать гораздо раньше, Китай, например, применил подобные меры в 90-е  гг. Сегодня Минэкономразвития, воодушевленное успехом, для продления соглашения с инвесторами в сфере автопрома  выдвигает уже новую редакцию соглашений - гораздо более жесткую. Между тем, не стоит переоценивать наши возможности, надо смотреть на зарубежный опыт и использовать как можно более разнообразные рычаги воздействия и привлечения.

     В недостаточной инвестиционной привлекательности  России во многом виновата политика нашего правительства. Не предпринимается  никаких разумных шагов по созданию положительного образа нашей страны за рубежом. Вся работа в этом направлении  ведется в духе советских агиток - которым, понятно, никто не верит. Гораздо  полезнее было бы продвигать наши научно-экспертные публикации на Запад на английском языке, считает Алексей Кузнецов. Однако этого не делают из опасений, что в них содержится критика  российского правительства. Между  тем, эти публикации убедили бы западных читателей, что у нас действительно  есть положительные сдвиги в сфере  инвестиций. Так, например, наше законодательство по инвестициям, с точки зрения буквы  закона, в общем-то неплохое - мешают делу лишь проблемы с его исполнением. Однако об этом на Западе ничего не знают  и потому легко верят распространенным антироссийским страшилкам. 

     2.5 Привлечение иностранных инвестиций в регионы. 

     В силу специфики российской экономики  многие регионы, если они не обладают сырьем, зачастую являются депрессивными. И здесь очень важна активность региональной власти, считает Иван Родионов. Решать все вопросы в  Москве невозможно и неправильно. Даже если речь идет о региональной экономической  политике, нужно решать это своими средствами. Как показывает опыт нескольких регионов (Татарстан, Калуга и ряд  других), можно достаточно успешно  действовать на региональном, локальном  уровне, привлекая инвестиции - это  очень мощный инструмент регионального  развития  и решения социальных вопросов. Это не должно делаться сверху. Сверху задается общий инвестиционный климат, институты, законодательство, условия игры, взаимоотношения с крупными компаниями - потому что эта система транслируется потом и на средние, и на мелкие компании. Привлечение инвестиций в конкретный регион должно быть региональной задачей. В каждом регионе есть свой министр экономики и тот, кто отвечает за инвестиции. Им надо быть более активными. Примеры показывают, что эта активность вполне может быть результативной.

     Тем не менее, в силу некоторых существующих закономерностей не все российские регионы находятся в равных условиях, считает Алексей Кузнецов. Сотрудники Института международных отношений  выявили ряд параллелей между  западными странами, привлекающими  масштабные инвестиции уже давно, и  тем, что происходит у нас в  России. Так, во многих отраслях (в первую очередь, в торговле и сфере услуг) крупный капитал сначала приходит в ведущие города - особенно когда  компании ориентированы на рынки  сбыта. Так что мало кто сразу  доходит до Сибири и Дальнего Востока, особенно если речь идет о европейских  инвесторах. Промышленные компании также  предпочитают Центральную Россию и  Северо-Запад. При этом стоит отметить, что малые и средние фирмы  могут прийти в Россию, в основном, из стран Евросоюза - иначе их ждут слишком большие транспортные издержки. Поэтому обвинять власти Северо-Кавказского  региона или Сибири в том, что  к ним не идут инвесторы, несколько  цинично. Однако если речь идет о регионах, которые находятся в равноценных  условиях, то здесь привлечение инвестиций, безусловно, напрямую зависит от активности региональных властей. 

     2.6  Каковы прогнозы? 

     С выходом из кризиса рост прямых иностранных  инвестиций в Россию возобновится, уверены эксперты. По некоторым оценкам, в этом или в следующем году их объем восстановится до уровня 2007 года: до $60-70 млрд. в год или  до 20% от общего объема инвестиций. При  этом развитие событий будет эволюционным, без резких скачков и существенных сдвигов, считает Иван Родионов. Инвестиционный климат нельзя улучшить резко - он изменяется достаточно медленно и формируется с трудом. Понятно, что Россия по-прежнему будет получать дисконт на стоимость всех своих активов, в т.ч. и акций, в течение ближайших 5-10 лет. Но, тем не менее, эти дисконты будут уменьшаться, наши инвестиционно-кредитные рейтинги будут улучшаться, и это будет способствовать росту инвестиций, прогнозирует Иван Родионов.

Информация о работе Традиционные и современные способы привлечения капитала