СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...…………3
I. Характеристика 
исторического периода формирования взглядов 
А.С.Хомякова и П.Я.Чаадаева. Жизненный 
путь мыслителей………………5
1.1.Характеристика 
исторического периода 40-х годов XIX века…………….5
1.2. Жизненный 
путь П.Я.Чаадаева……………………………………….…….7
1.3. Жизненный 
путь А.С.Хомякова……………………………………….……9
II. Анализ взглядов 
П.Я.Чаадаева и С.А.Хомякова на пути развития 
России и Запада…………………………………………………………………………..…11
2.1. Философские 
убеждения П.Я. Чаадаева. Его отношение 
к истории, православию и католицизму 
и развитию Запада и России как к «незаконнорожденному 
ребенку»………………………………………………11
2.2.  
Философские убеждения А.С.Хомякова. Его 
отношение к Церкви, свободе, абсолютизму 
и к России как представительнице «спиритуалистического» 
восточного мира……………………………….……15
2.3. Сопоставительный 
анализ «Философических писем» П.Я.Чаадаева 
и «Несколько слов о «Философическом письме» 
А.С.Хомякова……………….19
Заключение……………………………………………………………….………24
Список 
использованных источников………………………………….…….…26 
 
ВВЕДЕНИЕ 
    
«Умом Россию не понять, аршином 
общим не измерить: у ней особенная 
стать – в Россию можно только 
верить» - пишет Ф.И.Тютчев в 
1866году. Но всего за несколько 
десятилетий до его однозначного 
вывода горячий спор о судьбе 
России захватил всю русскую 
интеллигенцию. Общество раскололось 
на воинствующие лагери славянофилов 
и западников. Каждый был по-своему прав. 
И среди публицистов того кризисного времени 
преобразований и споров особенно ярко 
выделялись П.Я.Чаадаев и А.С.Хомяков
     
Их диалог все еще продолжается, 
но уже другими людьми. Минует 
уже третье столетие, а на вопрос 
об исторической самобытности 
России и её отношении с 
Западом, Востоком и всем миром 
все ещё остаётся открытым.
     
Актуальность курсовой работы 
определяется необходимостью изучить 
и проанализировать культурологические 
подходы П.Я.Чаадаева и А.С.Хомякова 
к анализу России и Запада 
как основополагающие в дальнейшем 
развитии русской философской 
мысли.
     
Целью курсовой работы является 
получение ответа на вопрос: «В 
чём были схожи мнение П.Я.Чаадаева 
и А.С.Хомякова касательно анализа 
России и Запада, а в чём 
они разнились и почему?» В 
соответствии с поставленной 
целью решаются следующие задачи:
  - Проиллюстрировать 
  социально-политическую ситуацию, складывающуюся 
  в России 40-х годов XIX века.
 
  - Изучить основные 
  положения «Философических писем» П.Я.Чаадаева 
  и «Несколько слов о «Философическом письме» 
  А.С.Хомякова а так же других трудов этих 
  публицистов и изложить их.
 
  - Провести 
  сопоставительный анализ взглядов П.Я.Чаадаева 
  и А.С.Хомякова и сделать соответствующий 
  вывод.
 
     
В качестве объекта исследования 
выступает публицистическая деятельность 
П.Я.Чаадаева и А.С.Хомякова.
     
Предметом исследования являются 
историческое время деятельности 
публицистов, их жизненный путь 
и содержание основных работ, 
посвященных обсуждению вопроса 
о путях России и Запада.
     
Основные методы, используемые при 
работе – сбор первичной информации, 
анализ и синтез данных.
     
Структура работы. Курсовая работа 
состоит из введения, заключения, 
двух основных глав, включающих 
в себя подглавы, и библиографического 
списка (12).
     
Первая глава посвящена изучению 
исторического времени 40-х годов 
XIX века, биографии П.Я.Чаадаева и 
А.С.Хомякова и формирования представления 
об их личностях.
     
Вторая глава посвящена более 
конкретному рассмотрению освещаемых 
ими вопросов и проблем и 
сопоставительному анализу работ 
«Философические письма» и «Несколько 
слов о «Философическом письме». 
 
I. Характеристика 
исторического периода формирования 
взглядов А.С.Хомякова и П.Я.Чаадаева. 
Жизненный путь мыслителей. 
    - Характеристика 
    исторического периода 40-х годов 
    XIX века.
 
       
В 40-е годы XIX века продолжают 
расти противоречия феодальной 
системы в России. Крепостничество 
тормозило экономическое и культурное 
развитие страны, самодержавная 
форма правления усугубляло тяжелое 
положение народа. Крестьянство 
стихийно поднимало восстания 
и бунты. Самосуд над помещиками, 
поджог имений становились обычными 
явлениями в русской деревне.
     
Государственные учреждения и 
идеологи самодержавия всеми 
силами старались задержать распад 
крепостничества, сохранить и 
упрочить помещичий строй. На 
это была направлена реакционная 
внутренняя политика Николая 
I.
     
Происходят изменения в общественных 
настроениях. Лучшие люди своего 
времени не хотели больше мириться 
с плачевным положением дел 
в России. Пример декабристов 
вдохновлял их на борьбу за 
свободу. Уничтожение крепостного 
права, демократические преобразования 
в стране стали исторической 
необходимость. С 1840 по 1860 г.г. 
все общественные вопросы в 
России сводились к борьбе 
с крепостничеством.
     
Углубляющийся кризис крепостного 
строя все настойчивее ставил 
вопрос о путях дальнейшего 
развития страны: его движущих 
силах, методах и средствах 
его осуществления. [1]
      
В таких внутриполитических условиях 
в России складываются три 
основных идейных течения:  приверженца 
теории «официальной народности», 
славянофилы и западники ( консерваторы, 
либералы и революционеры).
     
Согласно теории «официальной 
народности»( «Православие, Самодержавие, 
Народность»), русский народ глубоко 
религиозен и предан престолу, 
а православная вера и самодержавие 
составляют непременные условия 
существования России. Народность 
же понималась как необходимость 
придерживаться собственных традиций 
и отвергать иностранное влияние. 
Термин являлся своеобразной 
попыткой идеологического обоснования 
правительственного курса Николая 
I начала 1830-х годов. В рамках 
данной теории начальник III отделения 
Бенкендорф писал, что прошлое 
России удивительно, настоящее 
прекрасно, будущее выше всяких 
представлений.
     
Но главенствующую роль в общественно-политической 
жизни страны занимает спор 
славянофилов и западников. Они 
высказали противоположные версии 
цивилизационной принадлежности 
России. 
      
Одна версия (западников) связывала 
Россию с общей европейской 
судьбой. Россия - Европа, но только 
отстала от нее в развитии. 
За столетия ига европейское 
лицо россиян существенно изменилось, 
и только Петр сумел вырвать 
страну из отсталости и сна, 
повернуть ее снова на магистральный 
путь европейской цивилизации. 
Будущее России - в примере Европы, 
в заимствовании ее государственного, 
общественного, технологического 
опыта. Русские должны по примеру 
ведущих европейских стран выстраивать 
свою государственность, развивать 
парламентаризм, демократические традиции, 
повышать культуру. Важное место 
западники отводили вопросу о 
том, что россиянин, наконец, 
должен осознать себя как независимую 
творческую личность, знающую и 
уважающую свои права. 
     
Славянофилы заняли противоположную 
позицию. У России - своя судьба, 
свой путь в истории. Ей не 
подходят западные порядки и 
рецепты лечения общественных 
болезней. Россия - земля не государственная, 
а общинная, семейная. В ней прежде всего 
сильны традиции коллективизма, коллективной 
собственности. Русский народ не претендует 
на государственную власть, он доверяет 
ее монарху, который подобен отцу в семье, 
его слово и воля - живой закон, не подлежащий 
оформлению в виде конституций и хартий. 
Важную роль в жизни страны и ее народа 
играет православная вера. Именно она 
и указывает россиянам их истинное предназначение 
- к истинному нравственному самоусовершенствованию.
     
Одними из самых выдающихся 
личностей того времени можно 
считать Петра Яковлевича Чаадаева 
и Алексея Степановича Хомякова. 
    - Жизненный 
    путь П.Я. Чаадаева. 
 
    
Петр Яковлевич Чаадаев родился 
27 мая 1794 в Москве в дворянской 
семье. После ранней смерти 
родителей Чаадаева воспитывали 
тетя и дядя. В 1808 поступил в 
Московский университет, где сблизился 
с писателем А. С. Грибоедовым, 
будущими декабристами И. Д. 
Якушкиным и Н. И. Тургеневым 
и др. видными деятелями своего 
времени. В 1811 оставил университет 
и вступил в гвардию. Участвовал 
в Отечественной войне 1812, в 
заграничном походе русской армии. 
В 1814 в Кракове был принят 
в масонскую ложу.     
     
Вернувшись в Россию, Чаадаев 
продолжил военную службу в 
качестве корнета лейб-гвардии 
гусарского полка. В 1816 в Царском 
Селе Чаадаев познакомился с 
лицеистом А. С. Пушкиным и 
вскоре стал любимым другом 
и учителем молодого поэта, 
которого называл «грациозным 
гением» и «нашим Дантом». 1821 Чаадаев 
неожиданно для всех отказался 
от блестящей военной и придворной 
карьеры, вышел в отставку и 
вступил в тайное общество 
декабристов. Не найдя в этой 
деятельности удовлетворения своим 
духовным потребностям, в 1823 отправился 
в поездку по Европе. 
     
В Германии Чаадаев познакомился 
с философом Ф. Шеллингом, с 
представителями различных религиозных 
течений, в числе которых были 
приверженцы католического социализма. 
В это время он переживал 
духовный кризис, который пытался 
разрешить, усваивая идеи западных теологов, философов, 
ученых и писателей, а также знакомясь 
с социальным и культурным укладом Англии, Франции, Германии, 
Швейцарии, Италии. 
     
В 1826 Чаадаев вернулся в Россию 
и, поселившись в Москве, несколько 
лет жил отшельником, осмысляя 
увиденное и пережитое за годы 
странствий. Начал вести активную 
общественную жизнь, появляясь 
в светских салонах и высказываясь 
по актуальным вопросам истории 
и современности. 
     
В 1836 он опубликовал в журнале 
«Телескоп» свое первое Философическое 
письмо, работу над которым (оригинал 
был написан по-французски в 
виде ответа Е. Пановой) начал 
еще в 1828. Это была единственная 
прижизненная публикация Чаадаева. 
Всего им было написано восемь 
«Философических писем» (последнее 
в 1831). Чаадаев изложил в них 
свои историософские взгляды.
     
Публикация первого «Философического 
письма» стала важнейшим этапом 
в формировании русского исторического 
самосознания. По мнению А. 
Григорьева, оно «было тою перчаткою, которая 
разом разъединила два дотоле если не 
соединенные, то и не разъединенные лагеря 
мыслящих и пишущих людей» найти в интернете 
и вставить ссылку 
– западников и славянофилов. Общественный 
резонанс был огромным, «Философическое 
письмо» обсуждалось всеми мыслящими 
членами общества. Жандармский генерал 
Перфильев донес своему начальнику Бенкендорфу 
о всеобщем негодовании, вызванном чаадаевской 
статьей. Министр народного просвещения 
Уваров представил Николаю I соответствующий 
доклад, на который царь наложил резолюцию, 
объявляющую статью «дерзостной бессмыслицей, 
достойной умалишенного». После этого 
журнал «Телескоп» закрыли, а Чаадаев 
был официально объявлен сумасшедшим 
и обречен на отшельничество в своем доме 
на Басманной улице, где его посещал врач, 
ежемесячно докладывавший о его состоянии 
царю. 
     
В такой атмосфере Чаадаевым 
была написана статья «Апология 
сумасшедшего» (1836–1837), задуманная 
как своеобразное оправдание 
перед правительством и обществом, 
как разъяснение особенностей 
своего патриотизма, своих взглядов 
на высокое предназначение России. 
Чаадаев считал, что Россия призвана 
быть «совестным судом» человеческого 
духа и общества.