Формирование негативной картины мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических методов на примере информационной

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашего исследования стала телевизионная новость + новостной выпуск, концептуально определенные специфической политикой вещания канала «НТВ». Тематическая специфика новостной программы, поведение ведущего и репортера, особенности монтажа видеоряда, а также собственно новостной текст – это всё те элементы, которые посредством сложных взаимосвязей формируют выпуск новостей и определяют его вещательную установку. Таким образом, механизм формирования новостной программы с помощью вышеперечисленных элементов является предметом нашего исследования.
Цель работы заключается в выявлении того, действительно ли путем специфической подачи видеоматериала и медиатекста в целом в новостной программе «НТВ» достигается эффект панорамы негативных событий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Структура телеканала «НТВ»
§ 1.1. Экономические модели телевидения. Модель вещания «НТВ»……………………………………………………………………………..7
§ 1.2. Сетка вещания телеканала «НТВ». Информационная политика телекомпании………………………..…………………………………………...12
Глава 2. Анализ новостной программы «Сегодня»
§ 2.1. Медиалингвистические параметры программы «Сегодня»………………………………………………………………………...22
§ 2.2. Коммуникативно-психологические параметры программы
«Сегодня»…………………………………………………………...…………....53
Заключение……………………………………………………………................61
Библиографический список………………………….…………………………………………...…….62

Работа содержит 1 файл

вот она!!!.docx

— 153.68 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет журналистики

Кафедра теории и практики массовых коммуникаций

 

 

 

 

Формирование негативной картины  мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических  методов на примере информационной программы «Сегодня»

(курсовая  работа)

                                                                                 

                                                                                                                                                            

 

 

Выполнила студентка 3 курса

группы 1591

Екатерина Игоревна Гаськова                                                                                                     

                                                                               

Проверила

                                                                        к. ф. н., доцент

Елена Геннадьевна Гусар                                                                                                      

 

                                                                                 

Оценка __________________

 

 

 

Барнаул 2012

Оглавление.                 

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Структура телеканала «НТВ»

§ 1.1. Экономические модели телевидения. Модель вещания «НТВ»……………………………………………………………………………..7

§ 1.2. Сетка вещания телеканала «НТВ». Информационная политика телекомпании………………………..…………………………………………...12

Глава 2. Анализ новостной программы «Сегодня»

§ 2.1. Медиалингвистические параметры программы «Сегодня»………………………………………………………………………...22

§ 2.2. Коммуникативно-психологические параметры программы

«Сегодня»…………………………………………………………...…………....53

Заключение……………………………………………………………................61

Библиографический список………………………….…………………………………………...…….62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современный  период развития общества, когда телевидение  стало неотъемлемой частью нашей  жизни, прилагается все больше усилий к тому, чтобы сделать это средство массовой информации более высокотехнологичным  и привлекательным для массовой аудитории. В связи с появлением большего по сравнению с предыдущими десятилетиями количества специалистов в области телевизионной коммуникации телевидение выработало четко определенные подходы к собственной информационной деятельности: установило правила и требования к сетке вещания, к формированию структуры самих программ. Безусловно, базовой программой, «лицом» любого телеканала, является его новостная программа; именно для данного типа телепередачи существует четко проработанная схема, и это находит отражение в аудиовизуальных средствах создания новостей, а также в средствах лингвистических. В связи с этим тема данной курсовой работы формулируется следующим образом: Формирование негативной картины мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических методов на примере информационной программы «Сегодня». Справедливо отметить, что одни и те же средства могут служить разным целям: пользуясь распространенными понятиями, можно утверждать, что средства создания теленовостей способны создавать «хорошие новости» и «плохие» с точки зрения освещаемых событий.

Таким образом, актуальность данной темы обусловливается несколькими факторами. Во-первых, сегодня очень много говорится об однобокой деятельности телевидения, что отражается в освещении журналистами только тех фактов и явлений действительности, которые способны вызвать у телезрителя ужас, шок, страх. Это вполне закономерно: «окошмаривание» способствует большему зрительскому вниманию, поскольку генетическая жажда «зрелищ» в человеке доминирует в определенных ситуациях. По оценкам ряда журналистов, телекритиков и телезрителей, среди всех российских каналов лидером в представлении негативной информации является «НТВ» - общероссийский канал, начавший свою деятельность в постсоветское время с разоблачения всех сенсационных и шокирующих тайн СССР. Пройдя временной отрезок в два десятилетия, телеканал не сменил «шоковой» парадигмы вещания и продолжил специализироваться на освещении негативных явлений действительности. В этой связи встает вопрос о том, насколько верно удовлетворять только ту часть человеческих потребностей в информации, которая ограничивается желанием узнать «плохие новости». Во-вторых, формирование негативной картины мира, безусловно, оказывает на аудиторию определенное воздействие, которое порождает ощущение опасности и даже страха перед обществом. Это утверждение довольно актуально для современного российского общества, в котором на данный момент преобладают  пессимистические настроения по поводу общественно-политической, экономической, культурной жизни, о коих, в свою очередь, СМИ и отзываются пессимистично. Таким образом, тема данной работы актуальна в контексте современного медиадискурса, в котором телевещание направлено на освещение негативных сторон жизни общества, что, в свою очередь, конструирует представление о негативной реальности в общественном сознании.

Методологическую  базу исследования составил контент-анализ программы «Сегодня», который позволил выявить качественно-количественные признаки той или иной плоскости телепередачи.

Объектом нашего исследования стала телевизионная новость + новостной выпуск, концептуально определенные специфической политикой вещания канала «НТВ». Тематическая специфика новостной программы, поведение ведущего и репортера, особенности монтажа видеоряда, а также собственно новостной текст – это всё те элементы, которые посредством сложных взаимосвязей формируют выпуск новостей и определяют его вещательную установку. Таким образом, механизм формирования новостной программы с помощью вышеперечисленных элементов является предметом нашего исследования.

Цель работы заключается в выявлении того, действительно ли путем специфической подачи видеоматериала и медиатекста в целом в новостной программе «НТВ» достигается эффект панорамы негативных событий. Задачами, которые позволят нам прийти к нашей цели, стали следующие:

- обзор  имеющейся литературы по вопросам  медиалингвистики и телекоммуникации;

- общий  анализ канала «НТВ» с позиции  истории его развития, экономической  модели, имеющихся в наличии программ  и их краткой характеристики;

- установление  размещения новостной программы  во времени и определение ее  процентной составляющей от общего  числа программ;

- описание  схемы новостной программы и  структуры медиатекста с опорой  на выбранные источники;

- составление  «психологического портрета» программы  с опорой на выбранные источники.

В связи  с этим эмпирическую базу исследования составили выпуски программы «Сегодня», наблюдаемые нами на протяжении нескольких лет; два выпуска от 2012 года стали объектами для подробного анализа.

Установив эмпирическую базу, мы подошли к  формулировке рабочей гипотезы нашего исследования, которая состоит в следующем: новостная программа «Сегодня» конструирует негативную картину мира посредством лингвистических и нелингвистических методов, к последним из которых относится особый подход к работе журналиста, оператора, монтажёра и ведущего.

Новизна нашего исследования определяется тем фактом, что современные эксперты в большинстве своем оценивают новостные программы с какой-либо одной позиции, которой зачастую становится медиатекст или же сугубо визуальная составляющая; нередки и случаи, когда анализируется новость вообще, а не ее частный случай в том или ином СМИ. Таким образом, попытка проанализировать новости определенного российского канала в комплексе практически всех составляющих телевизионного новостного выпуска становится одним из первых опытов всестороннего анализа телепередачи.

И, наконец, практическую значимость нашей работы можно определить однозначно высокой, так как данное исследование позволит разобраться в механизме конструирования реальности посредством СМИ самим журналистам, а также телезрителям, которые смогут стать более избирательными в выборе программ и менее восприимчивыми к той информации, которая способна вызвать негативные ощущения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура телеканала «НТВ».

§ 1.1. Экономические модели телевидения. Модель вещания «НТВ».

«Средства массовой информации играют значительную роль в жизни современного общества, и именно это обстоятельство не в последней степени сделало их объектом пристального внимания не только широкой общественности, но и исследователей. Массмедиа стали предметом научного анализа еще и потому, что сама индустрия СМИ, будучи развитой и весьма прибыльной отраслью экономики, заинтересована в изучении законов функционирования – и как отдельной системы, и во взаимосвязи с обществом и его многочисленными институтами» [9, с. 35]. Несомненно, медиаиндустрия подчиняется законам экономики, поэтому при изучении СМИ необходимо исследовать их также с точки зрения этой науки. В этой связи на телевидение следует обратить особое внимание, так как данная отрасль медиарынка в большей степени вовлечена в участие в экономическом процессе. Об этом свидетельствуют, наряду с продажей рекламы и авторских прав на программы, реализация аудио- и видеоносителей, развитие кабельных и спутниковых телесетей и многое другое. Несомненно, одним из факторов наибольшего вовлечения экономических механизмов в телеиндустрию является фактор популярности данного типа СМИ в России. Несмотря на то, что популярность интернета возрастает с каждым годом, только около 45 %  населения нашей страны оснащены доступом в глобальную сеть. А это значит, что более половины жителей России пока отдаёт предпочтение традиционным СМИ, среди которых, начиная с конца XX столетия, лидирует именно телевидение.

На сегодняшний день существует немало подходов к рассмотрению сферы телевидения в свете экономической науки. Пожалуй, наиболее исчерпывающую информацию по этому вопросу предоставила Е. Л. Вартанова в своей книге «Медиаэкономика зарубежных стран». В нашем исследовании мы приведём классификацию экономических моделей телевидения, предложенную данным специалистом, и проанализируем с этой позиции исследуемый нами телеканал «НТВ».

Итак, классификация Е. Л. Вартановой включает четыре модели [9, с. 226-227]:

  1. Коммерческое телевидение. Фактическим «синонимом» такого телевидения является телевидение США. Данная модель базируется на частной собственности. В основе экономики такого телевидения лежит продажа рекламы, хотя сети ведут и другие коммерческие операции на телерынке: производят и продают телепрограммы, реализуют аудио- и видеокассеты, торгуют авторскими правами на свои программы. В некоторых случаях телесети выступают и как игроки на финансовом рынке, проводя операции с ценными бумагами. При данной модели неизбежна ориентация на интересы и вкусы «большинства», поэтому в качестве основных блоков программной политики выступают информационные и развлекательные передачи.
  2. Общественное телевидение. Господствует, главным образом, в Западной Европе. Важнейшей характеристикой общественного телевидения традиционно является значительное внимание государства и политиков не только к сфере распределения частот, но и к выработке программной политики и к созданию организационной структуры вещательных компаний. В отличие от коммерческого ТВ, финансируемого только за счет рекламы, общественное телевидение некоторых стран финансируется самими зрителями, которые вносят в бюджет общественных телекомпаний абонентскую плату. Кроме того, общественные вещатели, в идеале, рассматривают аудиторию как сообщество критически мыслящих граждан, в то время как для коммерческих сетей важнейшей задачей является привлечение пассивной массовой аудитории, то есть потребителей.
  3. Государственное телевидение. Развито в Китае, ранее господствовало в бывших странах социалистического лагеря. Такое телевидение, в отличие от коммерческого и общественного, не находится в прямой экономической зависимости от массовой аудитории, поскольку оно финансируется централизованно и планово из государственного бюджета. Государственное ТВ, безусловно, не менее, чем коммерческое или общественное, заинтересовано в массовом зрителе, но причины такого интереса иные. Максимизация его аудитории направлена на реализацию пропагандистских, манипулятивных или мобилизующих целей государства. Часто наряду с политической мобилизацией аудитории государственное вещание преследует и такие цели, как социальная и культурная интеграция населения, просвещение, развитие патриотизма и единой национальной идентичности.
  4. Смешанная модель. В последние годы получает все большее распространение в России, странах СНГ, многих азиатских государствах. Это связано с ограниченностью государственных средств, выделяемых на финансирование вещания. Таким образом, финансирование телевидения данной модели складывается из средств государственного бюджета, а также рекламы и спонсорской помощи крупных корпораций, близких к государственным структурам. «Сегодня практически ни в одной стране с развитой рыночной экономикой не встречаются «чистые» модели ТВ. Доминирующая модель организации телеиндустрии – смешанная, в которой сосуществуют общественное и коммерческое ТВ или государственное и коммерческое, хотя их соотношение в разных странах неравномерно» [, с 230].

В свете всего вышеизложенного нам необходимо охарактеризовать экономическую модель исследуемого нами телеканала.

Изначально телеканал «НТВ» позиционировал себя как частная общероссийская телевизионная компания и принадлежал холдингу В. Гусинского «Медиа-Мост». В 2001 произошла смена собственника, сопровождавшаяся судебным разбирательством, в результате которого держателем контрольного пакета акций стал государственный концерн Газпром, сменивший руководство канала. Исходя из того, что «Газпром» является открытым акционерным обществом и имеет более 500 тысяч акционеров, в числе которых и Российское государство, принадлежащую концерну телекомпанию следует относить к смешанной экономической модели телевидения. Однако в такой смешанной модели канала «НТВ» наличествуют черты, характерные, главным образом, для коммерческого телевидения. В подтверждение данного тезиса необходимо указать, какие операции производит телекомпания на медиарынке.

Прежде всего, телекомпания включает в свой состав компанию «НТВ-дизайн», которая специализируется на производстве телевизионного дизайна и компьютерной графики собственно для канала НТВ, а также для ТНТ. Кроме того, «НТВ» занимается производством телесериалов и прокатом зарубежных фильмов.

Также телекомпания транслирует свои программы в международной, лицензионно очищенной версии - «НТВ-Мир». Вещание этого канала распространяется на страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию.

Кроме того, телекомпания «НТВ» включает в свой состав компанию платного спутникового вещания «НТВ+», в которую в настоящее время входит несколько сотен каналов.

Очевидно, что существенная часть  доходов телекомпании приходится на рекламу. Так, данные о доле каналов в национальном размещении рекламы за последние несколько лет говорят, что «НТВ» в этом отношении закрепилось на четвёртом месте: «На национальном уровне первое место занял «Первый канал» с долей в 22,6 процента. За ним следуют «ВГТРК» (17,7), «СТС» (17,6), «НТВ» (14,6) и «ТНТ» (9,3) [51].

Несомненно, одной из черт коммерческого телевидения, характерных и для «НТВ», является ориентация на широкую зрительскую аудиторию и отношение к ней как к группе потребителей. В пользу этого тезиса свидетельствует структура сетки вещания, в которой немалая роль отводится информационным развлекательным программам. Так, новостная программа «Сегодня» выходит шесть раз в день в будни и пять раз в день в выходные. В группу развлекательных программ входит порядка 30 телепередач, а также около 13 телесериалов.

Информация о работе Формирование негативной картины мира посредством лингвистических, аудиовизуальных и психологических методов на примере информационной