Функции журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Коммуникативная функция, Информационная функция, Идеологические функции, Организаторская функция, Рекреативная функция, Культурно – формирующая функция, Рекламно – справочная функция, Интегративная функция

Содержание

Введение 2 стр.

1. Коммуникативная функция 4 стр.

2. Информационная функция 6 стр.

3. Идеологические функции 8 стр.

4. Организаторская функция 10 стр.

5. Рекреативная функция 11 стр.

6. Культурно – формирующая функция 13 стр.

7. Рекламно – справочная функция 15 стр.

8. Интегративная функция 16 стр.

Заключение 17 стр.

Список литературы 18 стр.

Работа содержит 1 файл

журналистика.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по культуре и кинематографии

   Федеральное государственное образовательное учреждение

                  Высшего профессионального образования

       «Санкт-Петербургский государственный  университет

                                     кино и телевидения».

                        Институт массовых коммуникаций

                                       Заочное отделение 
 
 
 
 

                                

                                          Реферат

                    по дисциплине «Основы журналистики»

                          на тему: Функции журналистики 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               

                                                                                                Выполнила:

                                                                                     Студентка 5 курса

                                                                                        Севрюкова Анна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Санкт-Петербург

                                                   2011 

                                                   Оглавление 

Введение                                                                                                            2 стр.

1. Коммуникативная  функция                                                                          4 стр. 

2. Информационная функция                                                                           6 стр.

3. Идеологические функции                                                                             8 стр.

4. Организаторская функция                                                                          10 стр.

5. Рекреативная  функция                                                                                11 стр.

6. Культурно – формирующая функция                                                       13 стр.

7. Рекламно –  справочная функция                                                               15 стр.

8. Интегративная  функция                                                                             16 стр.

Заключение                                                                                                      17 стр.

Список литературы                                                                                         18 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

Целью работы является подробное описание функций журналистики. Зачем они нужны? -  Невозможно описать значение даже такого простого предмета, как стол, не говоря уже о таком явлении, как обучение, или о таком виде деятельности, как журналистика, если не ясно, зачем они существуют, чему служат. Предметы могут выполнять различные роли. Стол, например, выполняет роли, на которые могут указывать такие определения, как «письменный», «обеденный», «кухонный», «туалетный» и др., в некоторых ситуациях он может быть просто украшением помещения, материалом для баррикад, топливом и т.д. Журналистике также свойственна полифункциональность. Для начала дадим определение «функции».

Функции – (лат. Function «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Говоря о разнонаправленности функции журналистики, можно сказать следующее:

Разнонаправленность связана с присущим каждому участнику  массово-информационной деятельности представлениями об объективных потребностях развития, в том числе об информационных потребностях его аудитории и находящихся в поле его внимания социальных институтов. Истинные потребности определяются объективной необходимостью в информационном обеспечении полнокровного функционирования и прогрессивного развития потребителей информации. Наиболее полное информационное обеспечение их жизнедеятельности и составляет социальное предназначение журналистики как социального института общества. Это предназначение объективно, так как связано с объективными законами функционирования и развития общества, которые журналисты лишь так или иначе интерпретируют в соответствии с поставленной целью. Отсюда – высокая ответственность журналистов за объективную трактовку функций журналистики и реализацию их в соответствии с нуждами общества.

Учитывая  социальное предназначение журналистики как системы задач по информационному  обеспечению жизнедеятельности  массовой аудитории и социальных институтов с их информационными  потребностями, нужно рассматривать всё «пространство функций» во всём их разнообразии и взаимодействии. Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с увеличением роли информации в жизни общества, вступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Коммуникативная  функция

В те времена, когда вся отечественная печать называлась партийно-советской, эти функции выводились из ленинской формулы: “Газета есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию.

Таким образом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую  власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений. Все это, разумеется, не имеет ничего общего с подлинными задачами и призванием демократической журналистики.

Предварительным и обязательным условием информационного  воздействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. Communication «путь сообщения, форма связи») – функция общения, налаживания контакта. Эта функция эффективно реализуется лишь при ясном содержательном наполнении. Она заключается в том, что не только устанавливается контакт Ж – МА и (или) Ж – СИ, но и происходит знакомство МА и СИ и Ж как носителем информации, занимающим определённую позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) потребителя информационную политику.

Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает его «своим», а СИ ощущат его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории  и действием закона. Также через журналистику устанавливаются контакты, происходит знакомство потребителей информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ. Благодаря возможности с помощью журналистики войти в искомый и необходимый потребителю контакт и устанавливаются прочные связи Ж – МА и Ж – СИ обоюдоважного и обоюдозначимого характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Информационная функция

Также, в качестве важнейшей функции  журналистики следует назвать информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.

Это вовсе  не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности  и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

Программа “Время” Общественного российского телевидения, или “Вести” Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы “Сегодня” НТВ – это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков – максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день. Сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций – задача других передач (например, “Зеркало” РТР, “Итоги” НТВ) и других журналистов.

Здесь практически не встречается субъективного  изложения событийной информации, личные пристрастия журналистов остаются за кадром. На экране царит Его Величество факт, причем журналисты, как правило, первыми оказываются на месте  чрезвычайного события, стремятся к сенсационности в здоровом смысле этого слова, беспристрастно сообщают зрителям самые разные точки зрения, а в случае несовпадения – представляют мнение противоположных сторон.

При всей репортерской беспристрастности читатель, радиослушатель, телезритель видит событие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовой информации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец, их отбор определяет отнюдь не потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станут достоянием информационного выпуска. Отбирают журналисты. Стало быть, говорить об их полной отстраненности от процесса информирования аудитории не приходится. Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органу массовой информации навязывать аудитории свое мнение. А у читателя, радиослушателя, телезрителя никто не может отнять, по крайней мере, право выбора источника информации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериям профессионализма журналистов.

Из всего  выше сказанного следует вывод: отделение фактов от мнений – вопрос профессионального мастерства журналиста. Выполнение информационной функции СМИ предполагает сообщение фактов, отделенное от мнений тех или иных политически ангажированных лиц. 
 
 
 
 

3. Идеологические функции 

Для взаимоотношений  с МА первостепенное значение имеет  информационное обслуживание массового  сознания  и прежде всего общественного  мнения. А диапазон взаимоотношений  простирается от простого сообщения  фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы, стремления, включая мотивацию поведенческих актов. Эта группа функций называется идеологической, социально ориентирующей.

Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или прогрессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром её остаётся отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, ассоциаций.

Информация о работе Функции журналистики