Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и Испании: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:08, контрольная работа

Описание работы

Вместе с тем, декларирование прав и свобод является одним из важных элементов, исследуя который, можно возможно судить об уровне развития демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть личность для государства: «средство», «винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами государства, или цель существования государства? Развитие института личных прав и свобод дает ответ на этот вопрос.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Основные понятия личных прав и свобод....................................................4
2. Краткая характеристика конституций Казахстана и Испании....................8
3. Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций Казахстана и Испании...................................................................13
Заключение.........................................................................................................20
Список используемой литературы...................................................................21

Работа содержит 1 файл

Контр. работа Гарантии прав и свобод гр-на в Казахстане и Испании..doc

— 105.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    
                   
                   
                   

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине ____Конституционное (государственное) право РК_

      «Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и Испании: сравнительный анализ»

(тема  работы) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 

  Введение..............................................................................................................3

  1. Основные понятия личных прав и свобод....................................................4

  2. Краткая характеристика конституций Казахстана и Испании....................8

  3. Сравнительный анализ декларирования личных прав и свобод конституций Казахстана и Испании...................................................................13

  Заключение.........................................................................................................20

     Список используемой литературы...................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Человек живет, участвуя во всех сферах общественной жизни, тем самым, реализуя свои права и обязанности.

     Личные  права и свободы человека составляют основу статуса гражданина, без них  теряет смысл закрепление всех иных прав и свобод.

     Изучая  конституцию Казахстана невольно обращаешься  и к  Конституциям других государств. Такое сравнение весьма интересно именно сейчас, когда наше молодое государство еще находиться на стадии становления.

       Вместе с тем, декларирование  прав и свобод является одним  из важных элементов, исследуя  который, можно возможно судить  об уровне развития демократии в стране. Кто для кого - личность для государства или государство для личности? Что есть личность для государства: «средство», «винтик» в его машине, жизнь которых всегда будет оправдана интересами государства, или цель существования государства? Развитие института личных прав и свобод дает ответ на этот вопрос.

     Казахстан и Испания – демократические  страны с различными формами правления  и государственного устройства, расположенные  на одном континенте, но разных его  частях, имеющие различный исторический опыт. Учитывая все вышеизложенное, представляется интересным провести сравнение конституционных положений о личных правах и свободах, изложенные в конституциях этих стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные понятия личных прав и свобод
 

     Личные  права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта или во время войны.

     Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая.

     Личная  неприкосновенность означает, что временное  лишение человека свободы (арест  и полицейское задержание) может  быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи.

     Среди личных прав конституции называют достоинство  личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.

     Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь, провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях.

     Неприкосновенность  жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних  возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и  номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух понятых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить происходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

     Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Ограничения этих прав не допускаются по закону и преследуются нарушения этих прав. Однако на практике полиция очень часто обладает большими полномочиями для того, чтобы входить в частное жилище, осматривать личные автомобили и т.д. Часто используются такие методы сыска, как прослушивание телефонных переговоров, вскрытие писем. Современная техника настолько совершенна, что доказать нарушение частной жизни практически невозможно, если эти доказательства явно не используются во вред гражданину. Важной гарантией, хотя бы немного ограничивающей произвол государства и государственных служб, является запрет в ряде стран на использование в суде доказательств, добытых оперативным путем (представление магнитофонных записей, видеосъемок и т.д., сделанных без ведома гражданина).

     Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства — неотъемлемое право человека. Такое проявление свободы личности в странах СНГ еще ограничивается институтом прописки, регистрации и т.п. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закрепляется конституциями. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

     Лицо  вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвратиться в свою страну. Однако существуют ограничения на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернативную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государственную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении документов на эмиграцию.

     Многие  конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

     Права гражданина связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному  государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена  политического сообщества связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, права на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и т.д., некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиции и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами.

     Государство в лице своих органов может  лишь ставить пределы свободам человека, и главная его цель — минимальное  вмешательство в естественные права  и свободы человека.

     Другие  права и обязанности, хотя и записанные в конституции, рассматриваются как моральные и защищаются лишь производные от них конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, в частности, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу.

     В современных условиях некоторые  основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина, в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г). Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее национальное, внутреннее законодательство, причем некоторые конституции устанавливают верховенство международного акта над внутренним. 

 

2. Краткая характеристика конституций

Казахстана  и Испании. 

     В декабре 1991г. распался Союз Советских  Социалистических Республик, состоящий из пятнадцати союзных республик. Все республики объявили себя суверенными, независимыми государствами. 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”, который провозгласил государственную независимость Казахстана. В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.1

     28 января 1993 года Верховный Совет  Республики Казахстан принял  первую Конституцию суверенного  независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан и т.д. Вместе с тем Конституция Республики Казахстан 1993 года не могла отражать те проблемы, которые существовали в новом государстве. К таковым относились вопросы, касающиеся государственной, экономической жизни, прав и свобод человека и т.д. Не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать неограниченными полномочиями, что приводило к вмешательству в дела Президента, правительства.2   Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан. Конституция Республики Казахстан – основной, главный нормативный акт государства и общества, который утверждает Республику Казахстан “…демократическим, светским, правовым и социальным государством, …”. Конституция устанавливает государственный и общественный строй, их принципы организации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляется конституционный  статус человека и гражданина, всего народа, как источника государственной власти и социальной базы государства. Конституция, как основной закон государства и общества, является источником всего законодательства. Иначе говоря, основываясь на положениях Конституции, принимаются все нормативные акты, поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные акты.3   Конституция принята народом Казахстана, в ней выражается воля народа. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа. При этом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся – рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристика народа основывалась на марксизме-ленинизме, который признает только классовый подход к любому общественному явлению. Конституция Республики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики «народа». В ней уже не было упоминания о рабочем классе, колхозном крестьянстве и трудовой интеллигенции. Термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993 года, так и Конституции 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-I ЗРК), не упоминается. Тем не менее в обеих Конституциях говорится о народе. «Народ» в Конституции Республики Казахстан понимается как целостное социально-политическое явление, включающее все национальные группы. Следовательно, понятие «народ», во-первых, означает, что он не делится на социальные слои, классы. Конституция признает Государство социальным, т.е. представителем всего народа. Это означает, что государство не предоставляет преимуществ одной группе за счет дискриминации другой группы населения. Конституция Республики Казахстан признает весь народ без деления на социальные группы, без ограничения прав, субъектам конституционно – правовых отношений. Во-вторых, «народ» в условиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другие национальные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как бы ядро социальной базы Государства – всего народа, она не имеет особых привилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных.4  Признание казахского языка государственным нельзя считать привилегией. Оно относится лишь к характеристике государства, которое по форме везде и всюду является национальным. Признание русского языка официально применяемым тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере у казахов.         Таким образом, признание народа творцом Конституции Республики Казахстан выражает ее сущностную  черту. Поэтому Конституция Республики Казахстан 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана… принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдума принял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений и дополнений.          Унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и территориальная   целостность  не могут изменяться. Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает  основным законом, с одной стороны Государства, а с другой – общества.

Информация о работе Гарантии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и Испании: сравнительный анализ