Характерные особенности ток-шоу как отдельного жанра телевизионных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

Ток шоу.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Кузин В.И. в пособии «Психологическая культура журналиста» останавливает внимание на наиболее употребляемых в современных СМИ способах воздействия на аудиторию:

  1. Манипулирование
  2. Мифологизация
  3. Стереотипизация сознания
  4. Идентификация
  5. Имиджмейкерство
  6. Клипмейкерство
  7. Убеждающее комментирование

     Дзялошинский  И.М. выделяет несколько иные технологии воздействия на аудиторию, существующие в арсенале современных СМИ:

  1. технологии информационного насилия (угрозы, шантаж, накачка информационным шумом и т.п.);
  2. технологии духовного насилия (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование, психологические войны);
  3. убеждающие технологии;
  4. манипулятивные технологии;
  5. диалогические технологии.

     Дзялошинский  отмечает только те технологии, которые  в приведенной классификации  Науменко рассматривались как внушение. А манипулятивные технологии как подвид внушения применяются чаще всего.

     В зарубежных исследованиях при определении  понятия «манипуляция» выделяются главные, родовые признаки манипулирования. Во-первых, это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психологические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Шиллер Г., «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».

     Еще более тщательно скрывается главная  цель так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних  намерений. Поэтому сокрытие, утаивание  информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность. В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

     Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов. Иными словами, манипулятор стремится использовать другого человека как средство для достижения собственных целей и получения личной выгоды. Поэтому он пытается контролировать поведение партнера, опираясь на его мотивы, интересы, получить над ним власть или преимущество за счет создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его.

     Первым, кто попытался «вывести» манипуляцию  за рамки обычного психологического воздействия, был Хараш А.У. По мнению этого автора, коммуникативное воздействие возникает на базе развития у участников взаимодействия совместных коммуникативных установок. Эта точка зрения подчеркивает, с одной стороны, интерперсональный характер природы психологического воздействия, с другой - наличие внутреннего, часто скрытого контекста, делающего возможным проникновение психологического воздействия в сознание личности.

     Братченко С.Л. определяет манипулирование через  категорию «воздействие». «Манипулирование – это один из способов целенаправленного  воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования».

     Грачев  Г. вычленяет следующие значения манипуляции. Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения.

     Во-вторых, манипуляция используется как обозначение  специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное  воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.

     В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность.

     Манипуляция не сводится ко лжи, хотя в манипулятивных техниках ложь присутствует всегда в той или иной форме. Действие без понимания - вот ключевой момент, с которого начинается любая манипуляция. Убеждение, напротив, основано на предоставлении человеку полной и достоверной информации. Личность, в этом случае, делает свой выбор предельно осознанно, прекрасно понимая, о чем идет речь. Как замечает Шиллер Г. в книге «Манипуляторы сознанием» «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. … Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».

     Манипуляция посредством актуализации или создания ментально-мифологических конструктов (мифологическое манипулирование).

     Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно  велико. Мифы, по утверждению исследователей (К. Юнг, А.Ф. Лосев, М. Элиаде), пропитывают все человеческое бытие. Специалисты отмечают чрезвычайную устойчивость мифологических конструкций. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает их влияние на массовое бессознательное и, соответственно, на массовое сознание. Чем сильнее сходство современных «псевдомифов» с древними мифами, тем заданней реакция на их восприятие. Известный исследователь Мирча Элиаде в своей книге «Аспекты мифа» пишет: «Равным образом доказано, как с помощью масс-медиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ, служащий примером. Трудно представить человека, который не поддался бы очарованию рассказа, повествования о знаменательных событиях, имеющих как бы двойную реальность, которые одновременно отражают историческую и психологическую реальность членов современного общества и обладают магической силой творческого вымысла».

     Итак, воздействие широко используется во всех сферах общественной жизни человека, но наибольшую эффективность оно  приобретает в СМИ. Примером негативного  воздействия является манипуляция, то есть такое воздействие, которое происходит без ведома жертвы, с созданием у нее ощущения ложной действительности.  
Приемы манипуляции известны и изучены давно, однако новые техники продолжают появляться. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относятся и ток-шоу.
 

     Глава 3. Образ ведущего ток-шоу «Модный приговор»

     Изменения, произошедшие в социально-экономической  и политической жизни страны, не могли не оказать влияния и на телевидение. С одной стороны, изменение экономической базы телевещания (появление новых источников финансирования, демонополизация СМИ, возникновение частных каналов) и политической обстановки в отношении телевидения (в рамках демократизации и гласности ТВ стало играть новую роль в информационной системе, способствуя политизации масс) дало возможность появления на экране широкого спектра стилей поведения и образов ведущих. С другой стороны, доступ зрителей к каналам иностранного телевидения определил новые требования и запросы к отечественным передачам. Результатом взаимовлияния этих тенденций стало резкое увеличение образцов поведения в информационном поле и точек зрения на то, каким может и должен быть телеведущий.

     Телеведущий зачастую становится не просто «человеком с экрана» и (или) источником информации, но и общественным деятелем, мнение и позиция которого оказываются важным ориентиром для большого числа людей.

     Образ телеведущего складывается не только из характеристик ведущего, которые  мы можем воспринять в ходе просмотра одной или нескольких передач (это скорее можно назвать формой образа, его внешней составляющей), но и из того опыта, который мы имеем в повседневной жизни, из наших установок, психологического типа личности (в этом случае имеет смысл говорить о содержательной стороне образа).

     Телеведущему  присущи также определенные качества, которые зрители, не задумываясь  об их существовании, воспринимают подсознательно, в силу своих индивидуальных (психологических, социальных) особенностей: темперамента, уровня образования, социального положения и других.

     К.Ф. Седов предлагает классификацию  языковых личностей, основанную на той  речевой стратегии, которая используется ими во время конфликта. Исследователь  выделяет три типа речевых стратегий  и соответственно три типа языковых личностей: инвективный, куртуазный и рационально-эвристический.

     Один  из трех разделов монографии В.И Карасика «Языковой круг: личность, концепты, дискурс» полностью посвящен языковой личности. Во многом здесь подытоживаются работы по типологии языковых личностей, различным аспектам изучения данной проблемы. Указывается на то, что современная наука сосредоточилась на двух аспектах изучения языковой личности: статическом и динамическом. Если первое направление занимается изучением и характеристикой уже сложившейся языковой личности во всем ее многообразии, то второе сосредоточилось на исследовании ее становления, формирования. Среди работ этого направления необходимо отметить монографию К.Ф. Седова.

     Высоких рейтингов добилась программа «Модный приговор» с А. Васильевым. Модный приговор» - ток-шоу,  разворачивающиеся перед зрителями как настоящее судебное заседание.  Здесь есть и истец,  и ответчик, и прокурор, и адвокат, а также свидетели сторон и, конечно судья. Но судят не людей, а их манеру одеваться.

     Истцы - люди, обращающиеся в «Модный приговор», хотят помочь своему близкому измениться, взглянуть на себя по другому, преобразиться, отбросить прежние  устаревшие стереотипы в одежде и стиле.

     «Модный приговор» – это ток-шоу, внутри которого происходит преображение главной героини (героя) – новая одежда, стрижка, макияж.

     Участники передачи преображаются дважды: сначала  – в соответствии со своими представлениями  об идеальном образе, потом –  с помощью опытных стилистов. Герои шоу дефилируют в новых нарядах, а зрители в студии решают, кто же победил – стилист-любитель или профессионалы «Модного приговора». В любом случае, смельчаки, рискнувшие выйти на подиум, в выигрыше: они получают в подарок от программы те наряды, за которые проголосуют зрители!

     Привлекательной программу делают и личности ведущих. Судьи – человек-легенда,  главный  кутюрье России еще с советских  времен Вячеслав Зайцев и историк  моды Александр Васильев. Линия обвинения - Эвелина Хромченко, главный редактор журнала «OFFICIEL», человек, знающий о моде все и даже больше. Линия защиты – певица Надежда Бабкина, чье бесконечное обаяние и слово поддержки являются подспорьем для героев «Модно приговора». В своей речи ведущий использует различные изобразительно - выразительные средства. Основными показателями, определяющими выбор того или иного приема, являются направленность передачи, предмет речи, жанровые особенности программы, целевая аудитория, авторская интенция.

     Интересной  и достаточно необычной является форма подачи авторской оценки: она словно растворена в описании, так что высказывания собственной позиции оказывается мягким и ненавязчивым. В целом же речь ведущего становится яркой, выразительной, чем может привлечь внимание зрителя и воздействовать на него.

     В своей речи А. Васильев использует различные языковые приёмы и средства: языковую игру, цитирование, стилистические фигуры и т.д.

     Классификация стилистических фигур и тропов описана  во многих пособиях. Мы подробнее остановимся  на явлении языковой игры. Она основана на знании системы единиц языка, нормы их использования и способности творческой интерпретации этих единиц. Тем самым, языковая игра позволяет определить норму и отметить многие особенности русского языка, которые могли бы остаться незамеченными.

Информация о работе Характерные особенности ток-шоу как отдельного жанра телевизионных коммуникаций