Характерные особенности ток-шоу как отдельного жанра телевизионных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление характерных особенностей ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

Ток шоу.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Новый век со стремительным всплеском  прогрессивных технологий и появлением новых профессий трансформировал  основы медиаиндустрии, поставил новые  вопросы, предъявил новые требования к масс-медиа, в том числе к  системе законодательства в области  СМИ, к профессиональной этике, к психологии журналистского творчества. С одной стороны, характерной приметой стало появление у человечества общих глобальных проблем, которые возможно разрешить лишь всем миром. С другой стороны, несмотря на смену эпох и веяний времени, человек остается человеком - с запрограммированными личностными концептами психики и веками сложившейся национальной ментальностью, сформированными государством идеологиями и потребительскими вкусами.

     Динамичность  развития зарубежных СМИ, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с процессами изменчивости мира, требует пристального внимания со стороны исследователей истории журналистики. Попробуем определить основные тенденции этого процесса.

     В последние два-три десятилетия  планета Земля оказалась свидетелем уникального переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. В совокупности они создали качественно новую инфраструктуру мироустройства. Как следствие этого, и все мировые СМИ становятся причастными к обсуждению общих проблем, которые затрагивают интересы всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: терроризм, военные конфликты, угроза мировой войны, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и другие. Журналисты разных стран наряду с политиками, учеными, экономистами ратуют за согласованное совместное использование экономических, интеллектуальных, научно-технических ресурсов. Гораздо активнее, плодотворнее, чем в прошлом веке, они участвуют в решении конкретных общественных и политических вопросов. Благодаря их усилиям население получает информацию о наиболее значимых для его жизни явлениях и процессах, формируется общественное мнение, и под его давлением принимаются необходимые законы и решения, меняется ход развития событий. При этом, отражая суть глобальных проблем, мировые СМИ пестрят предложениями о путях предотвращения грозящих человечеству катаклизмов и последствий от них.

     В начале третьего тысячелетия общение людей, опосредствованное техническими системами, приобретает массовый характер. Телевидение порождает символическую реальность, которая, «переступив» через экран, становится фактом субъективной реальности человека и создает коммуникативную ситуацию – «рядом, но не вместе». С помощью языка зрительных образов телевидение делает человека участником событий, происходящих на другом конце планеты, порождая феномен «достоверности» телевизионного изображения. Именно телевидение формирует особый тип восприятия, где «настоящее» становится самым важным для человека, а зрительные образы начинают доминировать среди языков культурной и информационной среды.

     В современных условиях, когда от числа  реальных зрителей зависят доходы телестудий, возникла конкурентная борьба за внимание аудитории. Для привлечения аудитории телеканалы стараются включать в сетку вещания наиболее популярные, имеющие успех у зрителя программы. А значит, от создателей передачи требуется не просто высокий уровень профессионального мастерства, но и совершенно новый подход к профессии телевизионного журналиста, в особенности к ее творческой составляющей.

     Любая творческая деятельность, в том числе  и в журналистике, характеризуется  тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. Телевизионная журналистика «выходит» на массовую аудиторию большой совокупностью различных по типу и жанру программ. Одним из самых рейтинговых и востребованных на сегодняшний день жанров является ток-шоу. Этот жанр активно развивается как на центральных, так и на местных телеканалах. Его отличительная черта – зрелищность, которая достижима только при наличии богатого творческого потенциала коллектива программы.

     Интерес к ток-шоу не случаен: у этих программ есть свои сильные стороны и потенциальные возможности. Зрителю, сталкивающемуся с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нехватку авторитетных суждений и указаний.

     Что греха таить, всех нас порою тянет  поговорить о своем житье-бытье, поругать начальство, поплакаться, наконец, в дружескую жилетку. Видимо, именно на эту черту национального характера (и не без основания) рассчитывали наши телевизионщики, когда десятилетие назад выпускали на российские телеэкраны первые ток-шоу (их у нас называли довольно точным по собственному смыслу термином «разговоры в студии»), причем весьма благоразумно назвав их для начала просто «авторскими программами». Впрочем, создатели первых отечественных «телеговорилен» нисколько не скрывали заморского происхождения своих детищ и даже использовали их американских «родителей» в качестве весьма наглядной рекламы своей продукции.

     Это потом мы узнали, что американские ток-шоу предназначены в основном для тамошних домохозяек, что они идут сугубо в дневное время и используются американским государством в качестве очень тонкого механизма формирования или изменения общественного мнения. Интересно, что пик появления ток-шоу на отечественном телеэкране странным образом совпал с тяжелыми месяцами после августовского дефолта 1998 года. Наш искушенный зритель слишком хорошо знает правило: чтобы не решать проблему, ее нужно основательно «заболтать»...

     «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью». Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Кузнецов Г.В. приходит к мнению, что «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».

     Ток-шоу  отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а  также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

     Таким образом, место и роль ток-шоу, как одного из наиболее востребованных жанров телевизионной журналистики, представляют большой интерес для современной науки.

     Объектом  исследования является ток-шоу, как жанр современной телевизионной журналистики.

     Предметом исследования выступает содержание указанного понятия.

     Цель  курсовой работы – выявление характерных особенностей          ток-шоу непосредственно как отдельного жанра телевизионных коммуникаций.  

     Глава 1. Возникновение  ток-шоу. Ток-шоу как  жанр коммуникационного  телевидения. Специфика  ток-шоу.

     Жанр  ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.  
Впервые программа Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, бюджет выделили мизерный и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире. Дебют The Phil Donahue Show состоялся в Дейтоне (штат Огайо). Первым гостем на Phil Donahue Show стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой он обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах. «В течение той же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии». Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами сегодняшнего жанра. В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных – появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.

     Российские  телезрители познакомились с  ток-шоу Донахью в 1986 году. Его  имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки  и СССР. Эти передачи остаются уникальными  в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. «Гостями ведущего являются, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становятся зрители - как в телестудии, так и у домашних экранов. Зрители прямо с мест (или по телефону) задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной». В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии».

     Владимир  Познер стал известен телезрителям как  партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки  различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей.

     Не  только имя Владимира Познера  связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе  броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали». Это был     «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и т.д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан.

     Теперь  Владимир Познер, человек, который считается  создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых  демократичных форм, которая позволяет  обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение».

     Для современного этапа существования  жанра подобное мнение представляется слишком оптимистичным. Во-первых, отечественные  ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 годы. Именно в это время возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. На экране появились и продолжают появляться в настоящее время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей.  
Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания. После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский экран попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни из сканированных с американского экрана программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».

Информация о работе Характерные особенности ток-шоу как отдельного жанра телевизионных коммуникаций