Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.
Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ………………………..……..5
Глава 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……..8
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ……..12
3.1. История развития рынка информационных услуг…………..12
3.2. Понятие информационных продуктов и услуг……………….13
Глава 3. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ………15
Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………….…….17
Глава 5. Журнал «Мегаполис»……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТПМИ.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Однако не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собственности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенного вида ресурса.

Однако классической фирме таким ресурсом является капитал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование информации, в инновационной области и в сфере профессиональных услуг - правом на интеллект.

Однако современной экономике, характеризуемой наукоемкостью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамизмом, роль интеллектуальной собственности в общественном развитии возрастает. О.Тоффлер, анализируя основные источники политической власти - силу, богатство и знание - делает вывод о том, что в современной цивилизации знания подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. Поэтому контроль над информацией дает реальную власть как в экономической, так и в политической жизни. О.Тоффлер пишет, что «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра – а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило – информация станет главной составляющей». Социокультурные результаты происходящих перемен скажутся на всем спектре общественных ценностей, развитии личности, коснутся как решения многих современных вопросов, так и появления в обществе новых проблем. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ.

3.1. История развития рынка информационных услуг

 

С середины 50–х гг. началось формирование устойчивого рынка  информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно–технических обществ, государственных  учреждений, учебных заведений. Основные потребители – ученые и специалисты  в области науки и техники.

С начала 60–х гг. параллельно  с рынком информационных услуг начал  формироваться рынок услуг электронной  обработки и передачи информации.

С середины 60–х до середины 70–х гг. в результате широкого внедрения  компьютерной техники важнейшим  видом информационных услуг стали  базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70–х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом  информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных  от пользователя базах данных.

Начиная с 80–х гг. информационная индустрия приобретает все больший  удельный вес и влияние на экономическую  и социальную жизнь общества.

До середины 80–х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг  со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная  политика была сориентирована на повышение  роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80–х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру  экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного с сектора.

В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США  от темпов роста информационных услуг  в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно–технических коммуникаций

 

3.2. Понятие информационных продуктов и услуг.

 

Информационные ресурсы  являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт  отражает информационную модель его  производителя и воплощает его  собственное представление о  конкретной предметной области, для  которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического  свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационный продукт  может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как  услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие  намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между  двумя сторонами – предоставляющей  и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией  по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример 1.3. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

предоставление полных текстов  документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

    • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
    • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
    • организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);
    • выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают  только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

 

 

 

 

 

Глава 3. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ.

В России, на сегодняшний день не существует оформившейся общенациональной стратегии  вхождения страны в глобальное информационное пространство, не выработаны приоритеты, не сформулированы цели, не осознаны альтернативы. Следует отметить, что актуальность данного вопроса осознается и  в течение 2000-2005 гг. активно проводились  конференции, «круглые столы», открытые дискуссии, где научные, политические, экономические российские деятели  стремились выработать цели, подходы, стратегии по вхождению России в  глобальное информационного общество. О развитии новых информационных технологий свидетельствуют принятые Государственной Думой федеральные  законы, определяющие государственную  политику по переходу к информационному  обществу - «Об информации, информатизации и защите информации», «Концепция формирования и развития единого информационного  пространства России и соответствующих  государственных информационных ресурсов», «Концепция информационной безопасности Российской Федерации». В настоящее  время принят ряд федеральных  программ, прежде всего, в области  образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Примерами являются межведомственная программа «Создание  национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1995-2001), Федеральная целевая программа  «Электронные библиотеки» (проект 2000), Федеральная целевая программа  «Развитие единой образовательной  информационной среды на 2002-2005 гг.». Федеральная целевая программа  «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» посвящена  преимущественно проблемам совершенствования  взаимодействия органов власти между  собой и хозяйственными субъектами. При всем этом следует отметить, что вышеперечисленные программы  разрознены и не скоординированы. Необходима разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства, индивидов, социальных групп, рынка, что позволит повысить качество жизни членов российского общества. 5

Начало 2002 года ознаменовано выходом  в свет Концепции модернизации российского  образования, стратегически важного  документа, определяющего основные направления, цели и содержание российского  образования на современном этапе. Однако, как показывает опыт, педагогическое сообщество зачастую оценивает его  как еще один документ в ряду тех, которыми сопровождались не всегда удачные  попытки реформирования образования  в России. Поэтому представляется весьма актуальным остановиться на самом  понятии "модернизация", которое  разрабатывалось в контексте  общей теории модернизации и которое  имеет самые разные аспекты, в  том числе и аспекты, связанные  с образованием. Модернизация (от анг. Modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Теория модернизации была разработана  для слаборазвитых или развивающихся  стран постколониального и послевоенного  периода в середине прошлого века. Но очень скоро было признано, что  модернизация - не просто временный  способ ускоренного преодоления  отставания в каких-либо специфических  условиях, а постоянная и универсальная  форма развития любых стран на всех этапах их истории.

 

 

 

Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Действия индивидов и социальных групп, их общественное поведение невозможно понять, не обращаясь к стимулирующим его потребностям и мотивам. Бельгийский психолог Ж. Нюттен считает основой потребностей органически присущую природе человека и всех живых существ активность по отношению к среде, включение в активные отношения со средой. «Потребность, - заключает А.Н. Леонтьев, - сама по себе, как внутреннее условие деятельности субъекта, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором») и своего «опредмечивания». Потребность, нашедшая свой предмет, преобразуется, по Леонтьеву, в мотив, непосредственный стимул деятельности.

Исследования по динамике потребностей проводились К. Левином. Его интересовали главным образом факторы, определяющие «силу», интенсивность конкретных, предметных потребностей. Одним из центральных в анализе этих факторов является введенное К.Левиным понятие «дистанция». Этим термином характеризуется, в сущности, представление субъекта о доступности ему предмета потребности. Полная недоступность означает, что психологическая дистанция до цели непреодолима, в этом случае актуальная потребность в данном предмете не возникает. Потребности устремляются лишь к объектам, воспринимаемым субъектом как относительно доступные, отделенные от него преодолимыми дистанциями. Эта устремленность сохраняется до тех пор, пока объект не присвоен субъектом; она образует специфическую психическую напряженность. В концепции Д. МакКлелланда некоторые идеи К. Левина получили дальнейшее развитие. Обосновывая свою теорию «мотивации достижения», МакКлелланд и его сотрудники доказали, что сила мотива максимальна, когда трудности достижения цели обладают «средней» величиной. Чем меньше трудность по отношению к некоему среднему уровню, чем более достижимым представляется объект, тем слабее напряженность и тем, следовательно, меньше интенсивность потребности. Уровень достижимости предмета потребности, который К.Левин измерял «дистанцией», может быть также выражен понятием «барьер».

Потребности являются свойствами, вызывающими  активность человека, социальной группы, общества в целом и направляющими  ее на овладение определенными ценностями, выступая в виде программ жизнедеятельности. Потребности выражаются в исходных внутренних побуждениях к деятельности, и означают испытываемую человеком  нужду в чем либо, раскрывая  зависимость индивида от мира и направленность на него.

Потребность - внутреннее условие, одна из обязательных предпосылок жизнедеятельности, направляющая и регулирующая конкретную деятельность субъекта в определенной среде. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают  новые, что связано с включением личности в различные сферы и  формы деятельности.

Существует множество теорий мотивации: двухфакторная теория Ф.Герцберга; теория мотивации Д.МакКлеланда, К.Альдерфера, А.Маслоу и др. Рассмотрим реализацию данных потребностей, в соответствии с теорией А.Маслоу, в отношении  сети Интернет на уровне индивида.

Физиологическая потребность раскрывается в данном случае в том, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека в обществе. Человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Прекращение информационной связи может вызывать даже различные психические аномалии вплоть до психических заболеваний.

Коммуникативные ситуации, в которых  на человека оказывается информационно-психологическое  воздействие, можно разделить на определенные группы по направленности коммуникаций и соотношению их субъектов  и объектов. В первой группе выделяется совокупность коммуникативных ситуаций межличностного взаимодействия, в которых  происходит непосредственное общение  и обмен информацией, как говорят, «лицом к лицу», а также опосредованно (телефон, почта, телеграф, факсимильная связь и т.п.), где человек выступает  одновременно и субъектом и объектом коммуникации, осуществляется двухсторонний  коммуникационный процесс. Во второй - коммуникативные ситуации, определяемые нахождением человека в составе  определенной общности людей, на которую  оказывается непосредственное информационно-психологическое  воздействие некоторым коммуникатором - личностью или группой (оратор, президиум и т.п.). Такие ситуации можно обозначить как контакт-коммуникационные ситуации. В них осуществляется в  основном односторонняя непосредственная коммуникация по типу «коммуникатор - общность людей». Это - ситуации проведения собраний, совещаний, митингов, зрелищных  мероприятий и т.д. В третьей  группе можно объединить коммуникативные  ситуации, в которых на человека воздействуют средства массовой коммуникации. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу "средство массовой коммуникации - человек (аудитория)». Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это - ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, размещение сайта в сети Интернет, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п. 6

Информация о работе Информационное общество