Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.
Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ………………………..……..5
Глава 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……..8
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ……..12
3.1. История развития рынка информационных услуг…………..12
3.2. Понятие информационных продуктов и услуг……………….13
Глава 3. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ………15
Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………….…….17
Глава 5. Журнал «Мегаполис»……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТПМИ.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Интернет позволяет рассматривать  четвертый тип коммуникационной ситуации, являющийся комбинированным  взаимодействием, когда все три  вышеперечисленные типа могут быть представлены в рамках одной четвертой  группы, что реализуется посредством  особенностей среды сети Интернет.

Пользователи видят наибольшую ценность Интернет как информационного  источника, обеспечивающего доступ к сведениям и материалам необходимым  для работы, учебы. Как средство общения  его ценность несколько ниже7.

Итак, потребность низшего порядка, а именно физиологическая удовлетворяется  посредством Интернет в виде возможности  получения необходимой, актуальной, исчерпывающей информации для жизнедеятельности  индивида в обществе.

Потребность безопасности. В условиях формирования информационного общества происходят значительные модернизации в различных сферах общественной жизни. Складываются иные правила, нормы и типы социальных взаимодействий. У человека появляется чувство дезориентации в социальной ситуации и ощущение неопределенности своего места в ней. Человек начинает остро чувствовать свою социальную незащищенность, неуверенность в собственном будущем, угрозу безопасности существования как полноценного гражданина и личности. Происходят глубокие изменения в структуре общей мотивации жизнедеятельности, в иерархии ведущих потребностей, социальных установок и жизненных ценностей, устойчивых мотивов поведения личности. Стабильность, социальная защищенность, уверенность в завтрашнем дне, в условиях данного общественного устройства заключается во владении, освоении и использовании технологий работы с информационными ресурсами, которые в настоящее время являются доступными, простыми в освоении и использовании.

Социальная потребность. Человек нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам, остро воспринимаются им резкие изменения в окружающем мире, разрушение привычных социальных институтов, перспектива и условия изоляции и одиночества. Э. Фромм писал: «... человек не может жить без какого-либо сотрудничества с другими. В любом мыслимом обществе человек должен объединяться с другими, если вообще хочет выжить, либо для защиты от врагов и опасностей природы, либо для того, чтобы иметь возможность трудиться и производить средства к жизни», чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, также как физический голод - к смерти. Эта связанность с другими не идентична физическому контакту. Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами - и это дает ему чувство общности.

Становление информационного общества способствует формированию унификации и обезличиванию человеческих потребностей. Действительно, становление массового  производства и массового потребления  привело к глобальному распространению  унифицированных потребительских  стандартов, превращению гонки за этими стандартами и состязание в сфере потребления, отражающий более глубокий процесс разложения узкогрупповых стандартов потребления  и мотивации, символизировавших  и закреплявших социальную идентичность личности.

Потребность признания уважения. Социология описывает человека как социальное существо. К.Маркс считал сущностью человека «совокупность всех общественных отношений».8 В реальном мире, из-за тревожности и неуверенности в себе, многим индивидам трудно устанавливать и поддерживать социальные контакты, отстаивать свое положение по отношению к другим индивидам в сообществах, а, учитывая возможности Интернет для коммуникаций, они могут, как свободно перейти к общению, так и свободно его прекратить. Многие исследователи в сфере психологии Интернет отмечают также, что анонимность общения в Интернет обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернет позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. То есть любой индивид, обладая определенным набором личностных качеств, может добиваться желаемой позиции в Интернет-сообществах, несмотря на то, что в реальных сообществах реализация аналогичного статусного положения относительно невозможна.

Потребность самореализации. По мнению К.А.Абульхановой-Славской, функция психики человека состоит в постоянном возобновлении, поддержании и установлении связей с другими людьми при сохранении качественного своеобразия индивида. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Реально же не любая личность самовыражается в деятельности, поскольку не любая деятельность и окружающая среда, в которой она осуществляется, отвечает требованиям личности, тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например, посредством Интернет. Особенности среды сети Интернет предоставляют личности практически безграничные возможности самореализации, творчества.

Бурно идущий процесс информатизации социального пространства, ускорение  процессов передачи и обработки  информации, распространение системы  Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становление нового типа культуры. В 21 веке повсеместное использование  компьютеров, компьютерных и информационных технологий, компьютерных способов хранения и передачи знаковых систем существенно  изменяют культуру. В западной социологии существует представление о том, что «прежняя культура постепенно вытесняется  новой - компьютерной культурой»9. Л.В. Скворцов в работе о новом типе культуры подчеркивает, что информационную культуру необходимо рассматривать как условие выживания человечества. 10

В отечественной и зарубежной литературе существует множество близких по значению определений - «... Все они  могут быть разделены на две группы: к первой группе относятся понятия - киберкультура, Интернет-культура, интерфейсная культура, игровая компьютерная культура; ко второй относятся постмодернистская  культура, электронная культура, информационная культура. Компьютерная культура - это  мера формирования и развития сущностных сил человека в процессе овладения  компьютерной грамотностью и особой системой ценностей».

Функции сети Интернет можно разделить  на три основные группы: удовлетворяющие  потребности человека как индивида, как личности; удовлетворяющие потребности  определенных социальных групп и  человека как члена группы; удовлетворяющие  потребности общества в целом  как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

В связи с тем, что сеть Интернет имеет публичный и массовый характер, она должна, удовлетворяя потребности  общества в целом и различных  социальных групп, вызывать интерес  и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Для реализации социальных функций по обслуживанию интересов общества в целом и  различных социальных групп, Интернет должен учитывать потребности и  психологические особенности людей. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Журнал «Мегаполис»

Ты молода, красива и  не обременена карьерой? Тогда журнал «Мегаполис» для тебя! Оригинальные рецепты ухода за собой, светские сплетни, рецепты на любой вкус и  кошелек!

Журнал создан для женщин, основной целевой аудиторией являются домохозяйки от 25- 40 лет, следящие за собой.

Территория распространения  – Российская федерация, периодичность  выхода- 1 раз в месяц, тираж издания 180 000 экземпляров.

Формат А4, объем – 12 полос.

Непосредственным источником финансирования является компания «Анатомия красоты», занимающаяся реализацией товаров  для женщин. Также бюджет журнала  будет составлять рекламная продукция. Способ распространения – подписка, розничные продажи в киосках города. Цена за экземпляр свободная.

В данном журнале содержатся такие  рубрики, как: «Психо», «Ням-ням», «Личность», «Гороскоп», «Красота», «Мода и стиль», «Уют».

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Информация - неотъемлемая часть сегодняшней  жизни, стала таким привычным  атрибутом существования. Существование человечества на планете Земля, формирование и разлитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5).

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для  принятия решений на всех уровнях  и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными  изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям  общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало  в определенном смысле новое качество.

Мы являемся свидетелями существенного  повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально  ощутимый ресурс, имеющий даже большую  ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается  и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим  образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

 

Библиографический список

  1. http://www.polit.freecopy.ru
  2. Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия образования.
  3. Анисимова И.В. Компьютерная культура как феномен 21 в. // Тезисы доклада и выступления на 2-ом социологическом конгрессе. Российское общество в 21 в.: социальные вызовы и альтернативы: В 3-х томах. - Москва, 2003. Т.1.
  4. Астафьев В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет // Информационное общество. М., 2003. Вып. 1. С.3.
  5. Белл Д. Социальные рамки информационного общества, с.330
  6. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Юрист, 1998. С.32.
  7. Кастельс М., Киселева Э. Указ.соч. С.2.
  8. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность.- Томск, 1991. С.3.
  9. Малев В.В. Интернет как социально-педагогическая среда. // 3-я Российская конференция по экологической психологии (15-16 сентября 2003 г; Москва). Секция 10. Психологические аспекты Интернет-среды. Доклад. С.2.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Указ.соч. С.132.
  11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. С.38.
  12. Скворцов Л.В. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблема глобальной безопасности.- М., 1995. С.31.
  13. Тоффлер Э. Шок будущего.- М.: ACT, 2001. С.34.
  14. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. с. 34

1  См.: Ф. Уэбстер. Теории информационного общества. с. 34

2 См.: Ф. Уэбстер. Теории информационного общества. с. 34

3 См.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества, с.330

4 См.: http://www.polit.freecopy.ru

5См.: Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия образования.

6 См.: Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия образования.

7 См.: Кастельс М., Киселева Э. Указ.соч. С.2.

8См.: Маркс К., Энгельс Ф. Указ.соч. С.132.

9См.: Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность.- Томск, 1991. С.3.

10 См.: Скворцов Л.В. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблема глобальной безопасности.- М., 1995. С.31.

11 См.: Анисимова И.В. Компьютерная культура как феномен 21 в. // Тезисы доклада и выступления на 2-ом социологическом конгрессе. Российское общество в 21 в.: социальные вызовы и альтернативы: В 3-х томах. - Москва, 2003. Т.1.


Информация о работе Информационное общество