Эзра Паунд и Ива Тогури: сравнительная характеристика радиопропагандистской деятельности в годы Второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пропагандистскую деятельность Эзры Паунда и Ивы Тогури, а также судебные процессы, перед которыми им пришлось предстать.
Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю жизни Эзры Паунда и Ивы Тогури и выяснить, по какой причине они стали пропагандистами. Было ли это следствием личных убеждений или это произошло благодаря случайному стечению обстоятельств.
2. Изучить пропагандистскую деятельность каждой из указанных персон и выяснить, что же из сказанного ими в прямом эфире должно трактоваться как «предательство», согласно американскому законодательству.
3. Изучить американское информационное законодательство, под юрисдикцию которого попали Паунд и Тогури, для того чтобы оценить справедливость вынесенных им приговоров.
4. Выяснить, чей подход к пропаганде был более эффективным и давал сильнейший результат.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Ива Тогури и Эзра Паунд: историческая ретроспектива.......................9
1.1. Ведущий Радио Токио Ива Тогури: феномен популярности…………………………………………………………….9
1.2. Идеологическая основа убеждений Эзры Паунда.......................…….22
Глава 2. Пропаганда и предательство..................................................................33
2.1 Публицистическая деятельность Эзры Паунда........................................33
2.2 Причины и ход процессов Ивы Тогури и Эзры Паунда..........................50
Заключение.............................................................................................................61
Список литературы................................................................................................63

Работа содержит 1 файл

диплом 1.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Чарльз Коусенс  был ключевой фигурой в передаче «Ноль часов». Япония остро нуждалась в людях, которые бы имели опыт ведения пропаганды и знали английский язык, но таких среди японцев не было вообще. Тогда секретная служба отыскала трех военнопленных и под пытками заставила их работать на себя, но из-за языкового барьера, скрывавшего многие нюансы речи, они получили относительную свободу в области того, что именно должно говориться в эфире радиостанции. Поэтому передача, которую возглавил Коусенс, получилась не столько прояпонски пропагандистской, сколько юмористически-издевательской. И Тогури стала идеальным рупором.

«Программа «Ноль часов» шла всего один час с шести до семи вечера по токийскому времени… Она начиналась всегда с одной и той же песни «Strike Up The Band», которую играли The Boston Pops. Весточки от военнопленных иногда зачитывал Коусенс. Потом шел сегмент «Сиротки Энн», в котором она читала реплики, написанные Коусенсом и ставила песни. Затем следовали новости из США и программа по заявкам. Завершали программу филлипинец и американец, зачитывая кусочки новостей, чередуя их с военными маршами.

Коусенс писал  для Тогури реплики, наполненные  шутками, фразеологизмами, игрой слов – в общем, всем, что делало бы передачу как можно менее понятной человеку, выросшему в неанглоязычной среде. Однажды она случайно назвала себя «твой лучший враг – Энн», и с тех пор это выражение стало часто появляться в ее сегменте эфира как ее «фирменная» шутка» 33.

Казалось бы, для Тогури не могло быть дня счастливей, чем день, когда Императорская  Япония проиграла войну, но, вопреки  всем фактам ее оправдывающим, Ива была арестована и обвинена в измене: «В сентябре 1945 г., находясь под арестом, Тогури была вызвана к генерал-лейтенанту Роберту Эйчелбергеру, командиру восьмой армии генерала МакАртура. Он попросил ее сфотографироваться рядом с ним и спросил, получила ли она пакет с пластинками, который он приказал сбросить с Б-29 над Токио, подписанный «Для Токийской розы». А также поблагодарил ее за замечательную музыку, которую она ставила для американских солдат в прямом эфире.

Тем не менее  после того как Ива Тогури была освобождена за отсутствием улик, она была снова взята под стражу в 1948. Американская пресса, а конкретно, журналисты Херста, заинтересованные только в сенсациях, не могли допустить, чтобы такой прекрасный повод для публикаций пропал» 34. В последовавшем суде и тюремном заключении Ивы Тогури оказались виноваты ее коллеги-журналисты, которые развернули в американской прессе целую кампанию, посвященную оклеветанию радиоведущей.

На суде против Тогури обвинение использовало доказательства, которые предоставляли собранные из разных армейских и флотских частей военнослужащие - главным образом воспоминания о том, что она когда-то говорила в эфире. Они все были примерно похожи на приведенное несколькими страницами ранее показание и практически все были сфабрикованы. Некоторые приписывали Тогури  распространение слухов о применении отравляющего газа на Филлипинах в конце лета 1944 года.

В конце концов суд закончился обвинением радиоведущей в измене и наказанием в десять лет тюрьмы, из которых она отсидела только шесть, поскольку была отпущена за примерное поведение. В 1977 обвинение сняли, так как выяснилось, что часть показаний свидетелей, данных на процессе, были ложными.

Ива Тогури скончалась в 2006 в Чикаго, ее имя теперь уже  легенда, но она прекрасный пример тяжелой судьбы журналиста, попавшего меж мельничных жерновов беспощадной истории.

 

1.2. Идеологическая основа убеждений Эзры Паунда

"Любой поэт, родившийся в этом веке или в последнее десятилетие прошлого, который может честно сказать, что он не испытал влияния Паунда или не научился на его работах массе вещей, достоин даже не упреков, а - жалости..." (Э. Хемингуэй)35

«Признаюсь, это одна из немногих книг, написанных моими современниками, которую я читаю с невероятным наслаждением. Впрочем, об этом сборнике следует говорить отдельно; однако стоит подчеркнуть, что для начинающих поэтов «Cantos»— золотое дно бесконечных стилистических открытий...» Т.С.Элиот (1928)36

Эзре Паунду современный мир обязан очень многим: именно с его легкой руки пошла в печать первая книга «Улисса» Дж. Джойса, без его авторитетного мнения никто бы никогда не прочитал «Бесплодную землю» Элиота, а также бесконечную плеяду других, знаковых для 20-го века литературных произведений. Его судьба мало похожа на судьбу Тогури, которая, как говорится в тексте одного из последователей Паунда Роберта Циммермана, была «всего лишь пешкой в их игре37». Паунд с юношеских лет прослыл человеком одаренным, а знание множества языков и недюжинный литературный талант сразу же обеспечили ему теплый прием в обществе людей искусства. В 1908 Паунд, на тот момент преподававший романские языки в штате Индиана, переезжает в Лондон, где становится на какое-то время секретарем Уильяма Йетса – ирландского поэта и драматурга, довольно экстравагантной личности, увлекавшейся оккультизмом и древней ирландской мифологией и в конце концов, получившей Нобелевскую премию по литературе 1923.

Паунд получил известность и международное признание в 1915, когда выпустил книгу «Катай», где содержались вольные переводы китайской поэзии. Эта книга считается водоразделом между современной поэзией и поэзией прошлых веков, хотя, казалось бы, это всего лишь переводы. Дело в том, что именно это произведение привнесло в западноевропейскую литературу то, что сегодня называется велибром, или «свободным стихом». Велибр характеризуется свободой от жесткой рифмической композиции и отказом от «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изосиллабизма и регулярной строфики. Эти преобразования назревали в поэзии к тому моменту уже давно, но именно Паунд выступил популяризатором этого стиля стихосложения.

В том же 1915 году Эзра Паунд выпускает книгу ставшую краеугольным камнем имажинизма38(а по определению Паунда, «вортицизма») - «Des Imagistes», обеспечившую ему статус «литературного классика» при жизни. Впервые с журналистикой Паунд связался именно на имажинистической почве – в 1914 и 1915 вышли два номера журнала Blast, которые сегодня по праву считаются фундаментом модернистской эстетики 20-го века.

Современная оценка творчества Паунда традиционно идет по двум направлениям: исследователи предпочитают делить его на поэзию и публицистику, которые рассматриваются обычно отдельно. В случае с Паундом под этим разделением стоит не только очевидная жанровая подоплека, но и тематика каждого из направлений, поскольку публицистика характеризует его как независимого до мозга костей, никогда и ни с чьим мнением не считающегося, но все же фашиста. Поэзия же, в свою очередь, «благоухает», то есть практически не обращается к политическим темам, но все же в некоторых стихотворениях оставляет некоторые вопросы «на суд автора». Иными словами, никто в точности не берется сказать: сколько процентов творчества Паунда можно смело объявить «фашистской пропагандой» и сжечь в огненном котле беспощадной истории?

А ведь все не так просто. Кажущуюся «политическую ангажированность» Паунда разные исследователи интерпретируют по-разному: «Когда доходит до рассмотрения отношений между Паундом и фашизмом, можно сказать только, что поле для обсуждения строго ограничено настроением нашего времени. Моя точка зрения такова: сейчас мы не можем ничего сказать наверняка по этому поводу: ничто не связывает Эзру Паунда и фашизм напрямую просто потому, что в рамках данной области обсуждения каждый, вне зависимости от того, знает он что-нибудь или нет, может высказаться «за» или «против», что автоматически ставит эту дискуссию вне рациональных и цивилизованных рамок»39. «Его одержимость экономическими теориями конспирологического характера развилась в классический антисемитизм, который был сколь непристойным столь и всепроникающим»40. «Страсть только росла со временем. Паунд верил, что экономические болезни общества существуют как результат всемирного заговора еврейских банкиров, которые получили контроль над Британской короной и «преуспели в давлении на правительство США»41.

 Самым распространенным способом отделить собственно Паунда от его взглядов на мир является хорошо знакомое всем тем, кто так или иначе занимается изучением жизнедеятельности гениев, утверждение о том, что «высказываемые поэтом политические и прежде всего экономические идеи рассматриваются как "досадное недоразумение", как атрибут обычной для всякого великого человека детской непосредственности или даже глупости в одной области, соседствующие с гениальностью в другой»42.

А с чего бы вдруг поэту, публицисту, уже фактически ставшему живым классиком в мире литературы, обращать свое внимание на экономику и на политику?

Вообще, данная традиция стара как мир: тут можно вспомнить  и Уильяма Блейка, в девятнадцатом веке давшего в своем творчестве мистическую трактовку денег и богатства как инкарнаций Абсолютного Зла, и Джакомо Баллу и Умберто Боччони, обратившихся к поэтике машин и индустриальных пейзажей. Двадцатый век дал человечеству целый ворох экономических проблем, которые позволили разуму людей искусства отвлечься от пасторальных ландшафтов и обратить внимание на все ускоряющееся движение времени.

Вся публицистическая деятельность Эзры Паунда была следствием его крайней  увлеченности теорией социального  кредита43, придуманной Клиффордом Дугласом. А впервые Паунд заинтересовался экономикой, «познакомившись в начале двадцатого века с Альфредом Ричардом Ориджом, издателем английского социалистического журнала "Новый век" и последователем французских анархо-синдикалистов, автором корпоративистской теории "социализма гильдий". Уже на основании интереса Паунда к идеям Ориджа легко опровергнуть мнение, что увлечение Паунда фашизмом было "случайностью". Сходство идей Ориджа с экономическими проектами Муссолини (на которого также в свое время повлиял анархо-синдикализм) очевидно» 44.

Идеи Паунда формировались под воздействием идей ученых-экономистов, противопоставлявших себя как марксистскому учению, так и неолиберальным теориям - Дугласа, Гезелья, Содди, Китсона, Ориджа, Авильяно, Рота и др. «Критика либерализма сторонниками "третьего пути" основывалась, в первую очередь, на разоблачении несостоятельности "закона сбыта" Сэя, согласно которому предложение всегда находит спрос. Кроме того, они детально продемонстрировали неспособность либеральных теорий разрешить проблему недостаточного спроса, которая лежит в основании регулярных экономических кризисов капиталистического общества» 45.

Паунд переработал мысли  Дугласа и позднее обратился  к проблеме денежного дефицита, разоблачая классические манипуляции адептов финансового капитализма – симуляции условий дефицита там, где их в действительности не существует, чтобы поддержать повышение процентов и получать огромную прибыль, а затем приватизировать экономику, а с ней заодно и политическую власть в обществе. «В особенности успешно такая схема действует и по сей день в развивающихся странах: банки индустриальных стран, произвольно устанавливая размеры денежного резерва (который раньше определялся ограниченностью золота, а теперь исключительно интересами банков), начисто лишают развивающиеся страны возможности соотнести прирост денег, размеры которого диктуются банками, с экономическим ростом страны. В результате такого искусственно созданного дефицита средств развивающиеся страны вынуждены брать долги, отягчая еще больше свое положение и вовлекаясь в спираль бесконечного расширения задолженности. Несправедливость такой ситуации очевидна для Паунда; он заявляет, что "кредит нации принадлежит нации, и нация не нуждается в оплате собственного кредита. Нация, не желающая залезать в долги, бесит ростовщиков. Правительство, заявляющее "мы не можем строить железные дороги, поскольку у нас нет средств" столь же смешно, как и то, которое заявит, что строительство невозможно "из-за отсутствия километров". Государство само может стать заимодавцем. Флот, победивший при Саламине, был построен на средства, одолженные Афинским государством оружейникам» 46.

Взгляды Паунда на экономическую  систему были не такими упорядоченными и взвешенными, как может кому-то показаться, и в этом они целиком и полностью соответствовали взглядам Муссолини. Для Паунда жесткая централизация власти в руках дуче стала истинной дорогой к райскому обществу. Единственное, что присутствовало в убеждениях Паунда, но чего открыто не разделял Дуче – это антисемитизм. Однако Паунда, как и Муссолини часто и весьма внезапно одолевали «великие» идеи: «В конце концов, Паунд был именно тем человеком, который «знал решение любой проблемы, не исключая проблему дорожного движения» - его мысль о дугообразных улицах с 40-этажными домами, под которыми размещаются подземные паркинги на 20.000 автомобилей не может не выглядеть глубоко иллюзорной. Суждения Паунда о войне сложились во многом на почве присущего ему радикализма и неспособности оценить жизнеспособность своих идей»47.

В списке главных врагов Паунда особое место занимало ростовщичество, на которое он беспощадно обрушивался в своих «Cantos» («Песни»), превратившихся со временем в публицистическое произведение длинною в 803 страницы и ставших громогласным рупором всех одолевающих поэта идей и настроений. К началу Второй мировой войны эта поэма уже довольно далеко вышла за рамки поэтической традиции и стала чем-то вроде личного общественно-политического журнала, Эзра регулярно зачитывал стихи в своих радиоэфирах и публиковал в различных итальянских газетах.

Развенчанием ростовщичества занимались литераторы еще со времен Данте, поместившего людей, дающих ссуды, на самое дно Ада, но это не удивительно, тем более что с метафизической точки зрения ростовщик посягает на то, что принадлежит Богу – время. Для поэта время священно как одно из проявлений вечности. Паунд считал, что в современном мире предметом махинаций стали не только материальные ценности, но и духовные. Он был убежден в том, что в рост пускаются талант, власть и влияние и обвинял в этом лично Франклина Рузвельта, для которого придумал прозвища «Франклин Финкельштейн Рузвельт» или «Рузвельтштейн».

«Usura» - это нечто большее, чем вопрос о кредитах, банковском проценте и экономической системе, и интерес Паунда к экономике вовсе не странное увлечение, а попытка понять метафизическое зло в чистом виде.   Его концепция соответствует аристотелевской, согласно которой одалживание денег в рост является противоестественным явлением, поскольку монета не может рожать монету. Паунд, который уделял очень большое внимание терминологическим вопросам (он заявлял о необходимости создать систему терминологии и логической аргументации, которая могла бы на строго научном уровне противостоять официальной науке, и даже ввел понятие "экономическая ортология"), так определяет ростовщичество: "Налог, взимаемый с покупательной способности без ссылки на производительность, а подчас и без ссылки на саму производительную способность"48.

Информация о работе Эзра Паунд и Ива Тогури: сравнительная характеристика радиопропагандистской деятельности в годы Второй мировой войны