Лексико-семантические особенности творчества А. Минкина.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

В своих разработках мы обращаемся к творчеству одного из журналистов-расследователей, обозревателя газеты «Московский комсомолец» Александра Минкина. Ранее его творчество также не было предметом исследования теоретиков журналистики.
Исходя из предмета и объекта исследований вытекают задачи исследования:
1) выявить современные тенденции жанра открытого письма;
2) проанализировать тематику публикаций Минкина;
3) проследить специфику жанра в открытых письмах А. Минкина.
4) выявить характерные особенности стиля и языка А. Минкина
Целью данного исследования: является анализ лексико-семантических особенностей творчества А. Минкина.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1 Жанр письма …………………………………………………………......7
1.1 Использование жанра письма в публицистике…………………….………..7
1.2 Технология создания открытого письма…………………………………....14
Глава 2 Александр Минкин как мастер жанра открытого письма…………...19
2.1 Журналистская деятельность Александра Минкина………………………19
2.2 Особенности стиля и языка в открытых письмах Александра Минкина…23
Заключение ……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы ……………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Минкин оригинал!!!.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

То, чего не приемлет  А. Минкин, характеризуется у него одним словом – дрянь. Это нелитературное слово с полным правом вошло в лексический состав публикаций журналиста. Например: «Весь список до полуночи – дрянь» (Это о программе телепередач) [6].

Постоянно сидящие у  телевизора А. Минкину напоминают алкоголиков. «Как алкоголики – даже те, кто понимают и страдают от своей болезни, – продолжают жрать водку» [5], – пишет журналист. Здесь опять явная метафора: смотреть телевизор запоем – это все равно, что жрать водку.

Жрать водку, на наш взгляд, – это не просто разговорное или разговорно-просторечное выражение, а то, что мы называем сленг, жаргон, хотя в словаре лексическая единица жрать помечена как прост.

Грубая лексика вообще А. Минкину не свойственна. Он ее употребляет, когда видит вокруг себя безысходность, когда он осознает, что его страна катится в пропасть, рушится на глазах.

«Модные рестораторы  на своем жаргоне говорят, что  такая пирушка обходится примерно в 200 у.е. на рыло» [7].

Выражение на рыло – уже не разговорного характера. Это уже откровенный жаргонизм, такая лексика встречается, пожалуй, в «криминальных кругах», как сейчас говорят. Но как еще назовешь священнослужителей, которые устраивают подобные вечеринки? В скобках А. Минкин делает пометку (он извиняется, что не сдержался): «не будем считать копейки; хуже, что православных пастырей, кажется, ввели в чревоугодие, смертный грех».) [8]

Разговорная лексика  в публикациях А. Минкина преимущественно  оценочного характера.

Таким образом, авторские  новообразования в публицистике А. Минкина играют социально-значимую роль, выявляя недостатки нашего общества, которое, по мысли автора, может быть охарактеризовано только с помощью новых слов – старая лексика уже не подойдет в силу своей устарелости, новые явления требуют новых названий – правда, по большей части отрицательного характера. С другой стороны, авторские новообразования вносят иронический и сатирический оттенок в описываемые автором явления российской действительности, о которых, на наш взгляд, невозможно говорить без юмора.

 

Заключение

 

 

Проанализировав в данной работе лексико-семантические особенности публицистического творчества журналиста «Московского комсомольца» Александра Минкина, а также принимая во внимание цели и задачи нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

 

          1. Нами были рассмотрены и определены значения терминов «письмо», «открытое письмо», выявлены характеристики, методы, технологии,  современные тенденции жанра.

            Мы определили, что открытое письмо – это специфический жанр публичных выступлений в  прессе, получивший широкое распространение в XX веке. По содержанию обычно представляет собой обращение к обладающему властью лицу или группе лиц с требованием, просьбой, сообщением фактов или мнения подписантов по некоторому общественно-значимому вопросу, либо обращение к широкой публике с целью привлечь внимание общества к определённому вопросу. Открытые письма, как правило, публикуются в общедоступных печатных СМИ с подписями отдельных участников или групп, в которых они объединены.

            2. В публикациях А. Минкина  встречаются разные типы лексических  значений слов: прямые и переносные, фразеологически связанные и  синтаксически обусловленные.

            3. А. Минкин трепетно относится к каждому своему слову. Слово для него – это больше чем слово. Это целый мир, яркий, своеобразный и неповторимый, мир образов и ассоциаций. Слово для него является не просто возможностью высказаться на ту или иную наболевшую тему, но и  осмыслить те процессы, которые в настоящее время происходят в России.

           В статьях А. Минкина практически любое слово образно, метафорично. Метафора – один из приемов смыслообразования в его публицистике. Метафора у Минкина может быть отнесена к одному слову, а может быть и расширенной.

            Слово у А. Минкина не только образно, оно обладает коннотативным значением. Оно наделено экспрессивным, эмоциональным или экспрессивным элементом, посредством чего журналист выражает свои эмоции и дает оценку происходящим событиям. В каждом его слове заложен внутренний смысл, дающий читателю пищу для размышлений и раздумий.

            4. Одной из ярких черт публицистического творчества А. Минкина являются окказионализмы. В его статьях можно встретить индивидуально-авторские новообразования среди различных частей речи. Причем следует отметить, что эти новообразования не всегда меняют внешнюю форму слова (например, с помощью словообразовательных аффиксов). У него очень часто меняется внутренняя форма слова, т.е. его значение, что является окказионализмом особого рода.

           А. Минкин при образовании новых слов использует различные словообразовательные модели. Широко продуктивным способом у него является словосложение.

           5. В статьях А. Минкина можно встретить устаревшую лексику. Но автор ее обычно использует при цитировании древнерусских и религиозных памятников (например, Евангелия), поэтому данная лексика в его публикациях не является смыслообразующей.

           6. В статьях А. Минкина встречается некоторое количество слов иноязычного происхождения. Но они не несут на себе никакой коннотативной нагрузки: они не экспрессивны и не оценочны. Их журналист употребляет, в основном, в качестве номинативных единиц.

           7. Поскольку А. Минкин не просто пишет статьи, а ведет доверительный разговор со своим читателем, то в его публицистике широко представлена разговорная лексика.

         

Список литературы

 

  1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. – М.,1991.– 240 с.
  1. Акопов  А.  И.  Аналитические жанры публицистики.  Письмо.  Корреспонденция.  Статья.  Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. Издательство Института массовых коммуникаций. - Ростов-на-Дону, 1996.  С.12-28

  1. Брусенская Л.А, Гаврилова Г.Ф, малычева Н.В. Словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д.: Феникс. 2005
  2. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). Филология. Искусствоведение. Вып. 34. С. 5–8
  3. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник/В.В. Ворошилов.- СПб.: Михайлов В.А., 1999. – 300 с.
  4. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учеб.пособие/А.А.Грабельников. – М.: РИП-холдинг, 2002. -273 с.
  5. Засурский Я. Н. Интернет – стимул развития СМИ / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2001.- №6. – С. 3
  6. Засурский Я. Н. Информационное общество в России : парадоксы элитарного Интернета / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2001.- №6. – С. 4-13.
  7. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: Новые виды и формы вещания: Учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2006 – 140с.
  8. Калмыков А. А. Интернет – журналистика: учебное пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
  9. Качалин А., Урбан А. Папарацци – следствие или причина? / А. Качалин, А. Урбан // Эхо планеты. – 1997. - №38.
  10. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия. /Под ред. Ю.Н.Караулова – М.:Большая Российская энциклопедия –Дрофа, 1998. – 703 с.
  11. Ким М.Н. Очерк: теория и методология жанра: Учеб. пособие для вузов /СПбГУ.2000
  12. Коновалова О.В. Основы журналистики: учеб.пособие. – М.:Март, 2005. – 271 с.
  13. Константинов А. В. В первую очередь я журналист / А. В. Константинов // Журналист. – 2001. - №5.
  14. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. – Спб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г.
  15. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: МГУ, 2000. – 169 с.
  16. Лепилкина О.И. Азбука журналистики: учеб.пособие для учащихся. – М.:Вентана-Граф, 2006. – 271 с.
  17. Магай И. П. Структура произведения журналиста // Проблемы теории печати. – М., 1975. – 321 с.
  18. Минкин А.В. Президенты.RU./Под ред. А.В.Минкина – М./изд-во «Астрель», 2012. – 329с. 
  19. Никитинский Л. В. Чистые перья. Сборник журналистских расследований (1999 – 2001) / Л. В. Никитинский, М. К. Симонова. – М. : Галерия, 2001. – 272 с.
  20. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. – М., 1980. – 420 с.
  21. Рожков А. Мастер-класс с Александром Рожковым. Урок 1. Что такое «аналитическая журналистика», ее место и роль в современных СМИ / А. Рожков // Центрально–Азиатский Интернет-журнал «Оазис».
  22. Романов Ю. Советы дилетанта // Журналист. – 1995. - №5. – С. 34-36.
  23. Романовский И. И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. / И. И. Романовский. – М.: Издательство Союза журналистов России, 2004. – 480с.
  24. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл; ред. В. Харитонов; перевод с англ. А. Порьяза. – Вел. Новг., СПб, 1999.
  25. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. Очерки теории и практики:  учеб.пособие для вузов. – М.: Акад. Проект, 2007. – 527 с.
  26. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб.пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Флинта, 2007. -319 с.
  27. Социология журналистики. Очерки методологии и практики: пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Под ред. С. Г. Корконосенко. – М., 1998.
  28. Телевизионная журналистика: Учебник для вузов/Г.В.Кузнецов и др. – 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ: Высш.шк., 2002. – 300с.
  29. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие /А. А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
  30. Федосова. Н.С.  Профессия-журналист.— Ростов  н / Д: изд-во «Феникс», 1999. — 320 с.
  31. Цвик В.Л. Телевизионные новости России/ В.Л.Цвик, Я.В.Назарова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 173 с.
  32. Цензура как социокультурный феномен. – Саратов: Новый ветер, 2007. Научные доклады. Вып.7. – 370 с.
  33. Шевелева Г.А. Ключи к эфиру. В 2 кн. Кн.2. Основы мастерства: опыт, практ.советы. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 269 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

  1. Журналистика [электронный ресурс]/Аналитические жанры современной журналистики// Режим доступа: jurnalistedu.ru/jurnal/117-analiticheskie-zhanry-v-sovremennoj-zhurnalistike.html
  2. Т. Засорина, Н. Федосова / Профессия- журналист. — Ростов н / Д: изд-во   «Феникс», 1999. — 320 с.//Режим доступа: http://pres-zentr.narod.ru/ School/Lib/pro.pdf
  3. Минкин А. Найден миллиард древних рукописей / Московский комсомолец. – 2007. – 1 августа // Режим доступа: http://www.russian-globe.com/N66/Minkin.MilliardDrevnichRukopisej.htm.
  4. Минкин А. Необходимость цензуры. Свобода приходит нагая / Московский комсомолец. – 2001. – 1 июня // Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/2001/2001_6/010601_mk_minkin.html
  5. Минкин А. Ночь Тарковского /Московский комсомолец. – 2012. 21 мая//  

           Режим доступа: http://www.mk.ru/social/article/2002/04/12/168539-noch-      tarkovskogo.html

  1. Минкин А. Разгромный счет / Московский комсомолец. – 2009. – 9 февраля//Режим доступа:http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/02/09/society /393719/
  2. Минкин А. Разгромный счет -2 / Московский комсомолец. – 2012. – 21 мая.
  3. Минкин А. Русская душа / Московский комсомолец. – 2000. – 22 февраля//Режим доступа:http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/02/22/society/ 340210/
  4. Минкин А. Срок назначен/ Московский комсомолец. – 2008. –19 марта//режим доступа http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/19/society/ 400241/
  5. Минкин А. Театр одного репортера.  "Коммерсантъ Власть", №46 (252), 23.12.1997
  6. Минкин А. Освещение в СМИ захвата террористами здания мюзикла «Норд-Ост». Октябрь 2002. http://www.conservator.ru/project/nord-ost/minkin.shtml
  7. Эпистолярная литература- жанр письма. «Открытое письмо».

           Режим доступа: http://www.testsoch.com/epistolyarnaya-literatura-zhanr-             pisma-otkrytoe-pismo/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лексико-семантические особенности творчества А. Минкина.