Музыкальные жанры в современном российском радиовещании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе исследуется тема: «Музыкальные жанры в современном радиовещании».
С момента своего возникновения (1915 год) и до 60-х годов радиовещание находилось под контролем государств, в Советском Союзе - до распада страны. 90-е годы в России ознаменовали новую эру радио, ликвидацию госмонополии в этой сфере, когда возникли независимые

Содержание

Введение
Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни
1.1 Краткая история появления музыкальных радиопередач
1.2 Музыкальные жанры, используемые в современном радиовещании
1.3 Роль музыки в жизни радиослушателей
Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы
2.1 Инструментарий исследования
2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс»
2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио»
2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа –Группа»
2.5 Аудитория радиостанции «Радио Монте Карло»
2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»
2.7 Аудитория радиостанции «Максимум»
2.8 Аудитория радиостанции «Серебряный дождь»
2.9 Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах»
2.10 Анализ и результаты полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

radio.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Но  данные КОМКОН-Медиа свидетельствуют, что отношение слушателей к музыке может быть различным .

     Например, организатор популярнейшей телевизионной передачи «Танцы на льду» Илья Авербух говорит: «Иногда меня расстраивает то, что под словом «музыка» имеются в виду очень разные по уровню талантливости и характеру звучания композиции. Я не буду выделять Музыку (с большой буквы) и музыку, хотя порой мне очень хочется это сделать. Но всё дело в том, что восприятие музыки людьми глубоко субъективно, и то, что для одного является Музыкой, для другого является просто музыкой, и наоборот. Скажу так: у меня есть явные симпатии и антипатии, но я признаю право любого исполнителя любого стиля на существование и самовыражение. Если певец, певица или группа нравятся хотя бы одному человеку, то значит, они уже творят не напрасно. Каждый ищет и находит музыку для себя и для того, чтобы она отражала смысл танца»6.

     Как отмечают многие респонденты, музыка оказывает  влияние на настроение, психику, а подчас и на поведение человека, влияет на его отношение к себе и окружающему миру.

     Вот и Татьяна Навка отмечает : «Почти у всех из нас есть привычные любимые мелодии, которые мы с удовольствием слушаем, собираясь на учебу или работу, в метро в плейере или дома в свободное время. Есть песни, которые положительно влияют на наше состояние в периоды утомления или депрессии, они дают нам энергетику, силу противостоять трудностям. Есть песни, которые заставляют задуматься и пересмотреть своё отношение к тому или иному вопросу. Яркие, образные, эмоционально-насыщенные композиции способны вдохновить на написание стихов или прозы, либо на изобразительное творчество. Под некоторые песни, наоборот, не хочется ни думать, ни творить, но зато под них хорошо отдыхать или засыпать»7.

     Однако  часто говорят и о негативном влиянии музыки на человека. Чаще всего  объектом подобных нападок становится тяжелый рок и металл.

     Некоторые респонденты считают, что тяжелая  музыка "обращается к ритмам сатанинского происхождения. Сказать, что эти нападки совсем беспочвенны, нельзя - известно, что многие металлисты интересуются сатанизмом, имеют соответствующий имидж, используют сатанинскую тематику и образы в текстах и оформлении дисков. Но я не считаю это достаточным поводом для того, чтобы говорить о необходимости запретить людям слушать подобную музыку»8.

     О требованиях, предъявляемых современными радиослушателями к отдельным радиостанциям  , использующим определенные музыкальные жанры в своем вещании говорит и известный дирижер, гордость российской музыкальной культуры Е.Ф. Светланов:«Если ранее серьезная музыка исполнялась в основном лишь в концертных залах, то теперь она звучит по радио, телевидению, с грампластинок и магнитных лент; ее «продвигает» в массы кинематограф. Год от года средства пропаганды музыки становятся все многообразнее и мощнее. Современный человек подчас уже не в силах изолироваться от постоянно звучащей «музыкальной атмосферы». Такая легкая доступность музыки одновременно таит в себе и определенную опасность. В круговороте звуков перестаешь различать подлинно ценное: оно захлестывается целым потоком стандартной продукции, если можно так выразиться, музыкальным «ширпотребом».

     Возьмите, к примеру, радиопрограмму «Маяк». Через  каждые полчаса наша страна узнает о важнейших событиях в жизни, достижениях в области науки, техники, народного хозяйства, о замечательных делах россиян. Этим сообщениям отводится пять-семь минут. А затем следует, как правило, музыкальная программа, состоящая из набора джазовых номеров, эстрадных миниатюр, песен, зачастую сомнительного качества. Невольно возникает вопрос: нельзя ли более четко, придирчиво относиться к совместимости текста и следующей за ним музыкальной «заставки»? На мой взгляд, предлагаемый «Маяком» монтаж далеко не всегда безупречен.

     То  же самое можно сказать и о  некоторых музыкальных передачах, адресованных юному поколению. Думается, что наша замечательная молодежь должна воспитываться на лучших образцах русской и советской классической музыки, наших прекрасных песнях, великолепных произведениях легкой музыки, созданных лучшими композиторами мира»9.

     Очевидно, что замечательный музыкант не согласен с теми музыкальными жанрами, которые  использует радиостанция «Маяк» в своем  вещании и вряд ли в дальнейшем он будет слушать данную радиостанцию.

     Таким образом, музыка играет огромную роль в жизни человека. Она может  успокаивать, воспитывать музыкальную культуру, служить фоном, раздражать, заставлять совершать добрые или злые поступки. Но в любом случае люди слушают радио, выбирая те радиостанции, в которых звучат их любимые мелодии.

     Подводя итог главе, отметим, что благотворное влияние музыки на человека всем хорошо известно. Использование музыки для создания оптимальных условий жизнедеятельности людей - одна из важных проблем эстетической организации окружающей нас среды.

     Музыка - это не только разрядка эмоций, она  пробуждает добрые чувства и «высекает  огонь из сердца», снимает вялость, усталость, просветляет гнетущую печаль, доставляет душевную радость, активно  способствует нормализации всех физиологических функций. Люди слушают радио в машине, дома, на работе и на отдыхе.

     На  современном рынке радиовещания г. Москвы присутствует восемь радиостанций, которые по своему музыкальному репертуару, направленности, обращенности к аудитории занимают различные рейтинговые позиции. Это «Европа плюс», «Русское радио», «Русская Медиа – Группа», «Радио Монте – Карло», «Динамит», «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах».

     Каждая  из радиостанций имеет своих слушателей. Поэтому далее проанализируем саму слушательскую аудиторию, которая выбирает FM- радиостанцию в зависимости от полюбившегося музыкального жанра.

 

      Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций Москвы 

     2.1 Инструментарий исследования 

     В настоящее время в Москве существует восемь негосударственных станций, вещающих в московском FM- диапозоне. Это «Европа плюс», входящая в «Русскую медиа группу» станции – «Русское радио», «Динамит» и «Радио Монте-Карло»; «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах». Все они имеют своих слушателей, которые выбирают «свою» радиостанцию в зависимости от полюбившего музыкального жанра.

     Для анализа слушательской аудитории  этих радиостанций были использованы данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 8-и музыкальных FM-радиостанций Москвы в течение 2009 – начала 2010 годов; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания. Важную группу источников информации составили специализированные журналы: «Radio to radio» ,«Журналист» , «Среда» за 2009-2010 гг., уделяющие внимание проблемам востребованности радиостанций слушателями. 

     2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс» (106,2 FM; 69,8 УКВ) 

     «Европа плюс» (106,2 FM; 69,8 УКВ) существует с 1990 года. Первая независимая отечественная музыкальная радиостанция. По ее инициативе 6 ноября 1990 г. в Москве создана «Российская ассоциация независимого вещания».

     «Европа плюс» четырежды становилась лауреатом Национальной Премии «Овация» и обладательницей Первой российской профессиональной премии «Звезда» в области поп-музыки как лучшая музыкальная радиостанция страны, в 1999 г. Получила профессиональную премию Попова, в 2000 г. Была награждена особой премией «За выдающийся вклад в развитие музыкальных СМИ в уходящем тысячелетии»10.

     Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

     Самоопределение.

     Независимая музыкальная радиостанция формата  современного хит-радио. Коммерческая радиостанция.

     Задача: развлекать, не давать низкопробной попсы.

     Аудитория.

     По  данным редакции. Радио ориентировано  на молодежь от 20 до 30 лет, со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами, образованную, с хорошими доходами. (Таков же и возраст ведущих.)

     Подробные данные о составе аудитории (портрет  аудитории) приведены ниже. (Представляя  расширенный портрет аудитории  той или иной станции, автор понимает, что: любое социологическое исследование, как и сравнение, «хромает», то есть дает лишь приблизительно объективную картину, выявляя скорее общую тенденцию; сами результаты социологических исследований могут быть по-разному поданы; проведение таких исследований может носить «заказной» либо тенденциозный характер; наконец, нельзя сбрасывать со счетов, что любые социологические опросы и исследования - один из инструментов манипуляции общественным сознанием. Вместе с тем, говоря о том, кто, как и в каком объеме слушает ту или иную радиостанцию, невозможно не учитывать и не анализировать или хотя бы не иметь в виду данные социологических опросов. Сам анализ деятельности и действенности той или иной станции малоэффективен без учета данных о ее аудитории.)

     Такая радиостанция реально может претендовать на вовлечение своих слушателей в  общемировое, или глобальное музыкальное пространство. Присутствие русскоязычных песен лишь дает «адресность» радиостанции - то есть то, что она работает в России. Слушая эту радиостанцию, не всегда понимаешь, в какое время живешь - какое сегодня число, как давно наступил новый год и т.п.; ведение маловыразительное, ни о чем - набор пустых, ничего не говорящих фраз о праздниках, о слушателях; музыка, как и ведение. Она - легкая, приятная, но «не держит», то и дело отвлекаешься, отстраняешься. Это - хорошее «фоновое» радио - оно работает само по себе, не мешает, не вовлекает (в отличие, скажем, от шокирующих пошлостей «Русского радио», типа: «Моя жена не француженка, это ее хулиганы научили»). Настроиться на эту волну может любой слушатель.

     Радиостанция  «Европа плюс» определяет себя как «крупнейшую сеть коммерческих радиостанций России с потенциальной аудиторией более 100 млн. человек». Сеть этого радио охватывает территорию России, Украины, Армении, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана; она включает 136 городов, в которых установлены передатчики. Благодаря спутникам «Экспресс 6» и "Интеллект 6 № 604» программы «Европы плюс» могут приниматься на всей территории СНГ.

     Высокий рейтинг этой радиостанции (согласно приведенным ниже данным) во многом объясняется многолетней стойкой привычкой аудитории, начавший слушать «Европу плюс» с момента возникновения последней, когда она стала пионером независимого музыкального вещания, заполнив эфир (еще в последний год существования СССР) хорошей западной музыкой. Немаловажное значение имеет и сложившаяся сеть «Европы плюс», и привлекательная для слушателей музыка, и четко выстроенная рекламно-пиаровская деятельность станции.

     Портрет аудитории.

     По  данным КОМКОН-Медиа (среди опрошенных методом телефонной выборки в  Москве в возрасте от 12 лет и старше).

     Ежедневная  аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 9,6% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 11,4% слушают «Европу плюс». Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6%) из числа опрошенных слушают радио, из них - 20,9% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 89,8%о из числа опрошенных слушают радио, из них -22.5% слушают «Европу плюс». Это четвертая позиция в списке (после «Радио России», «Русского радио» и «Маяка» в целом (с учетом трансляции), реально же - второе место по слушаемости (после «Русского радио»).

     Состав  аудитории:

     ноябрь-декабрь 2009 г.

     мужчины- 43,9%

     женщины- 56,1%

     по  возрасту -

     12-19лет- 24,7%

     20-24 лет- 15,3%

     25-39 лет- 38,2%

     40-54 лет- 18,7%

     55 лет и старше - 3,2%

     по  материальному положению -

     низкое- 4,9% 4,1%

     (слушатели,  которые не в состоянии обеспечить  себя даже продуктами питания)

     ниже  среднего -14,9% 13,8%

     (слушатели,  которые в состоянии обеспечить  себя продуктами питания, но испытывают материальные затруднения при покупке одежды)

     среднее-27,1% 25,1%

     (слушатели,  которые в состоянии обеспечить  себя продуктами питания и  одеждой, но не могут делать  более крупные покупки - такие,  как крупная бытовая техника)

     выше  среднего - 24,7% 20,0%;

     (слушатели,  которые при необходимости могли  бы сделать крупные покупки)

     по  занятости -

     работающие - 58,2% 56,7%

     Полученные  данные сведем в таблицу. 

     Таблица 1

     Аудитория радиостанции «Европа плюс» 2009 г. 2010г.

Информация о работе Музыкальные жанры в современном российском радиовещании