Музыкальные жанры в современном российском радиовещании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе исследуется тема: «Музыкальные жанры в современном радиовещании».
С момента своего возникновения (1915 год) и до 60-х годов радиовещание находилось под контролем государств, в Советском Союзе - до распада страны. 90-е годы в России ознаменовали новую эру радио, ликвидацию госмонополии в этой сфере, когда возникли независимые

Содержание

Введение
Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни
1.1 Краткая история появления музыкальных радиопередач
1.2 Музыкальные жанры, используемые в современном радиовещании
1.3 Роль музыки в жизни радиослушателей
Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы
2.1 Инструментарий исследования
2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс»
2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио»
2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа –Группа»
2.5 Аудитория радиостанции «Радио Монте Карло»
2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»
2.7 Аудитория радиостанции «Максимум»
2.8 Аудитория радиостанции «Серебряный дождь»
2.9 Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах»
2.10 Анализ и результаты полученных данных
Заключение

Работа содержит 1 файл

radio.doc

— 488.50 Кб (Скачать)
 

     Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Радио 7» составляют именно те, на кого оно и рассчитано: работающие люди в возрасте 25 - 39 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего.

     Место прослушивания «Радио 7 на семи холмах»:

     дома - 56%; на работе -13%; в машине - 28%. 

     2.10 Анализ и результат полученных данных 

     Исследование  пересечения аудиторий радиостанций показывает, что среди слушателей «Радио 7 на семи холмах» 31,1% слушают «Русское радио» ; 27,1 % - «Европу плюс»; 20,9% - «Авторадио» ; 19,8% - «Серебряный дождь» (среди слушателей этой станции 42,0% слушают также «Радио 7 на семи холмах»).

     По  данным GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.). :

     - еженедельная аудитория в Москве;

     - население в возрасте 12 лет и старше.

     Радио в целом слушают 89,6%, среди них - 21,5% слушают «Радио 7 на семи холмах». Это та же пятая позиция в списке (очевидно, также с учетом трансляции «Радио России» и «Маяка»), реально - то же третье место (после «Русского радио» и «Европы плюс»).50

     Таким образом, по данным опросов, эту станцию  слушает та аудитория, на которую  она и ориентирована.

     Таким образом, проведя анализ слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций Москвы, можно сделать следующие выводы.

     Вышеперечисленные радиостанции - это негосударственные  коммерческие музыкальные станции, более половины вещательного часа (в  ночные часы - почти весь час) занимает музыка. По типологии она имеет общемировой, т.е. глобальный характер. Подавляющее большинство музыки (в среднем 80%, а на радио «Монте-Карло» -100%) - англоязычная (кроме «Русского радио») популярная музыка основных музыкальных жанров51.

     Звучащая  в эфире русскоязычная музыка (как правило, две песни в час - кроме «Русского радио», где только русскоязычная музыка, и даже в равном соотношении, как на радио «Максимум») - это лишь «адресность»52 станции, указывающая на то, что она работает в России.

     Рассматриваемые радиостанции распределились по слушателям следующим образом (здесь и далее - по данным КОМКОН-Медиа, ежедневная аудитория, ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года):

     1. «Русское радио»-14,3% и 15,3%;

     2. «Европа плюс»-9,6%и 11,4%;

     3. «Радио 7 на семи холмах» - 7,7% и 7,9%;

     4. «Максимум» - 5,9% и 5,8%;

     5. "Серебряный дождь" - 3,6% и 4,6%;

     6. «Динамит» - 4,0% и 4,5%;

     7. «Монте-Карло» - 2,5% и 2,8%53.

     Рейтинг ежедневной аудитории в Москве сохраняет  ту же расстановку станций по слушаемости (см. Приложение).

     Анализ аудитории рассматриваемых радиостанций свидетельствует о том, что:

     1) станции слушают в основном те, на кого они и ориентированы;

     2) общую основу аудитории этих музыкальных станций (по данным КОМКОН-Медиа, согласно индексу соответствия) составляют слушатели с возрастным цензом в пределах 20-39 лет, то есть наиболее активная часть общества; при этом подавляющее большинство аудитории «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» - это слушатели в возрасте 12-24 лег, у «Серебряного дождя"»- 25-54 лет; у «Радио 7...» -25-39 лет, у «Русского радио -12-39 лет;

     3) основное место прослушивания - дом, на второй позиции - машина (кроме «Серебряного дождя» где эти данные меняются местами) и на третьей - работа;

     4) «Максимум» и «Серебряный дождь» больше слушают мужчины, остальные станции, особенно «Европу плюс» - женщины несколько больше, чем мужчины;

     5) аудитории этих станций существенно  пересекаются: более 35% слушателей

     «Европы плюс» также слушают «Русское радио»;

     «Радио 7...» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

     «Максимума» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

     «Серебряного  дождя» - «Русское радио», «Европу плюс»  и «Радио 7...»;

     «Динамита» - «Русское радио» и «Европу плюс»;

     «Монте-Карло» - «Русского радио», «Европу плюс»  и «Максимум».

     «Русское  радио» ориентировано на самую широкую, массовую аудиторию, на среднестатистического слушателя. Реально основу его аудитории составляют (согласно индексу соответствия, дающему наиболее верное представление о составе аудитории) люди со средним и выше среднего материальным положением всех категорий по занятости (кроме пенсионеров) со средним образованием, 32,4% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

     «Европа плюс» ориентирована на молодых людей 20-30 лет со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами. Реально основу ее аудитории составляют люди со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь и неработающие среднего возраста с образованием ниже среднего. 43,6% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».

     «Радио 7 на семи холмах» ориентировано на консервативную аудиторию с образованием и доходом выше среднего и возрастным цензом 25-49 лет. Реально станция и имеет именно эту аудиторию, ее в основном слушают работающие люди с высшим образованием, материальным положением выше среднего и средним. 36,2% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».

     «Максимум»  ориентирован на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и  с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего. Реально он и имеет практически такую  аудиторию - в основном учащуюся молодежь с высокими доходами. 45,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

     «Серебряный дождь» ориентирован на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они составляют основу его аудитории. 40,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».

     «Динамит» ориентирован на молодежь и взрослых людей с уже сформировавшимися  музыкальными вкусами, на слушателей в  возрасте 16 - 40 лет, ведущих активный образ жизни. Реально его слушает  в основном учащаяся молодежь с материальным положением выше среднего. 49,2% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Анализируя данные исследования аудитории станции за различные периоды (КОМЕОН-Медиа), можно сделать вывод о размытости аудитории, также о том, что она не сложилась.

     «Монте-Карло» ориентировано на высокообеспеченных людей. Ввиду низкого рейтинга станции, ее аудитория детально не исследована. 44,8% слушателей этой станции также  слушают «Европу плюс». Можно  говорить о размытости аудитории  «Монте-Карло», как и «Динамита».

     Основу  аудитории анализируемых станций (без учета индекса соответствия, по абсолютным данным в %) составляют работающие слушатели в возрасте 25 - 39 лет  со средним материальным положением в семье (у «Серебряного дождя» этот показатель равен слушателям с высоким материальным положением) кроме «Европы плюс», «Максимума», «Динамита», где возрастной показатель - 12 - 39 лет. Среди них идет разделение по образованию: слушатели с высшим образованием доминируют у «Радио 7...» к «Серебряного дождя», в то время как со средним - у «Русского радио», «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита».

     Вторую  позицию по возрасту занимают слушатели 40 - 54 лет, кроме слушателей «Европы  плюс», «Максимума» и «Динамита» (12-19 лет). «Радио 7...» и «Серебряный дождь» практически в равной степени слушают следующие возрастные категории 12 -19 лет, 20 - 24 лет и 55 лет и старше (колебания в пределах 8,5 - 9,5% от состава аудитории).

     Наиболее  интересными и показательными являются следующие данные по возрастному  составу аудитории (при делении ее на три значимые категории):

     - «Русское радио» слушают 64,9% в  возрасте 25 - 54 лет, 32,1 % в возрасте 12 - 24 лет, 3,0% в возрасте 55 лет и старше;

     - «Европу плюс» слушают 55,9% в  возрасте 25 - 54 лет, 41,6% в возрасте 12 - 24 лет, 2,4% в возрасте 55 лет и старше;

     - «Радио 7 на семи холмах» слушают 66,8% в возрасте 25 - 54 лет, 20,3% в возрасте 12-24 лет, 12,9% в возрасте 55 лет и старше;

     - «Максимум» слушают 41,7% в возрасте 25 - 54 лет, 54,8% в возрасте 12-24 лет, 3,4% в возрасте 55 лет и старше;

     - «Серебряный дождь» слушают 79,6% в возрасте 25-54 лет, 14,4% в возрасте 12-24 лет, 5,9 в возрасте 55 лет и старше;

     - «Динамит» слушают 40,8%) в возрасте 25 - 54 лет, 58,6% в возрасте 12 - 24 лет, 0,5% в возрасте 55 лети старше.

     Таким образом, мы видим, что при общем доминировании среднего возраста среди слушателей всех радиостанций (25-39 лет), «Европа плюс», «Максимум» и «Динамит» имеют значительно более молодую аудиторию. Именно она менее сформирована в своих ценностных ориентирах и более подвержена любого вида влияниям, поэтому с точки зрения возможностей информационного и культуртрегерского воздействия и манипулирования сознанием является самой ценной и представляет собой основу формирующегося социума информационного общества.

     Основным местом прослушивания радио является дом для слушателей радиостанций:

     «Русское  радио» (63%); «Европа плюс» (61%); «Радио 7...» (56%); «Максимум» (64%); «Динамит» (59%); машина для слушателей радиостанции «Серебряный дождь» (48%), дома (40%).

     В машине слушают «Русское радио» (23%); «Европу плюс» (27%);

     «Радио 7...» (28%); «Максимум» (28%); «Динамит» (29%).

     Меньше  всего слушают радио на работе (13% для всех станций, кроме «Русского  радио» -14%).

     По  рейтингу слушательской аудитории радиостанция «Европа плюс» занимает ведущее место (см. Приложениие1).

     Приведенные в дипломной работе данные опросов за ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года в целом отражают реальную ситуацию по всем пунктам, т.к. в течение года колебания в оценках происходили в основном в пределах десятых долей процента. 

 

      Заключение 

     С появлением и становлением FM- вещания в России сформировалась качественно новая ситуация в радиовещании вообще и в национальном информационном пространстве в частности. Она характеризуется: резко возросшей независимостью СМИ от власти как таковой; пропорциональным уменьшением возможностей государства влиять на социум; внедрением новых (по сравнению с советским периодом) информационных технологий и приемов воздействия на обыденное сознание; расширением возможностей, отличных от государственных центров силы в проецировании своего влияния на общество; активном внедрении в него новых ценностных и мировоззренческих ориентации, представляющих собой универсалистские стереотипы (приоритет личности и ее интересов над государственными, абсолютная ценность свободы, прав человека, занимающих в иерархии современного обыденного сознания высшие позиции).54

     Она влечет за собой дальнейшую радикальную  трансформацию обыденного сознания социума (особенно актуальна для  новых поколений, сформировавшихся вне контекста советского опыта общественно-политической жизни) в направлении универсализма; создает реальные предпосылки для формирования информационного общества в средней и долгосрочной перспективе; служит системообразующим элементом глобализационного процесса.

     Она фиксирует и легитимизирует появление  радикально нового общественного культуртрегера так же, как и нового инструмента  политического влияния на общество, что по своей значимости и эффективности  может быть приравнено к радикально новой для России политической технологии.

     Для России это критически важно, поскольку, возможно, впервые за всю свою историю, она в состоянии осуществить революционный переход к единым новейшим общемировым ценностным, мировоззренческим, психологическим стандартам от ценностей общественно-корпоративных. Россия вступает на путь глобализации, который сегодня считается основным вектором развития и интеграции в новую общемировую политическую реальность55. 

 

      Список литературы 

1. Бенедиктова, Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.

Информация о работе Музыкальные жанры в современном российском радиовещании