Форма современного российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Начать свое повествование хочется, прежде всего, с того, что же такое форма государства. Форма государства – это определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства. В форме государства можно выделить два элемента – форма правления и форма государственного устройства. Характеризуя форму государства в России, особое внимание, мы уделим государственному режиму, так как на наш взгляд данный элемент является составной частью формы государства. Первым компонентом, который будет положен на рассмотрение – это форма государственного устройства современной Российской Федерации. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией

Работа содержит 1 файл

Forma_sovremennogo_rossyskogo_gosudarstva.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

Форма современного российского государства.

Начать свое повествование  хочется, прежде всего, с того, что же такое форма государства.  Форма государства – это определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства. В форме государства можно выделить два элемента – форма правления и форма государственного устройства. Характеризуя форму государства в России, особое внимание, мы уделим государственному режиму, так как на наш взгляд данный элемент является составной частью формы государства. Первым компонентом, который будет положен на рассмотрение – это форма государственного устройства современной Российской Федерации. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией. Правовым фундаментом, а по совместительству и доказательством данного факта, могут служить Конституция 1978 года с ее многочисленными поправками, которые непосредственно касаются замены названия государства РСФСР на «Российская Федерация», а так же федеративный договор, который был подписан субъектами РФ в 1992 году, ну и наконец, самым существенным подтверждением может служить Конституция 1993 года, которая на конституционном уровне закрепила федеративную форму государственного устройства. В структурном, равно как и в других отношениях, Российская Федерация представляет собой сложное явление. В качестве ее составных частей – субъектов РФ выступают как другие государства (республики), так и государственные образования (края, области и т.д.) В настоящее время в РФ насчитывается 89 субъектов, весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (п. 1 ст.65). В конституционном порядке определены так же все их виды, главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и РФ в целом. Статья 4 Конституции РФ, констатируя, что РФ состоит из республик, краев, областей и т.д, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными органами государственной власти. Разумеется, речь идет лишь о формально – юридической стороне взаимоотношений субъектов РФ, а не об их фактическом равенстве, в связи с тем, что социально-экономические параметры и особенности каждого из субъектов не позволяют говорить об этом равенстве в принципе. Но определенные оговорки можно найти обнаружить и в формально-юридическом равенстве субъектов, это проявляется в том, что одни субъекты являются по своему статусу государствами, со всеми вытекающими преимуществами, а другие лишь государственными образованиями. Исходя из фактического и отчасти формально-юридического неравенства, Россию часто характеризуют, как «ассиметричную» федерацию. РФ развивается и функционирует на основе строго определенных принципов, которые закрепляются в Конституции, в частности в статье 5, где официально провозглашается, что «Федеративное устройство РФ основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти,  разграничения предметов ведения между органами государственной власти субъектов и органами государственной власти РФ.

РФ создается и функционирует  на основе определенных принципов, которые закрепляются на конституционном уровне. Принцип государственной целостности, который находит свое закрепление в 74 статье Конституции, и предполагает целостность территориального и экономического пространства. На территории РФ не допускается установления таможенных границ, а также иных  ограничений и препятствий к осуществлению перемещения товаров, услуг. Принцип единства государственной власти, его суть заключается непосредственно в единении органов государственной власти субъектов и органов федеральной государственной власти. Подтверждение этому, а так же тому, что система органов государственной власти субъектов определяется в соответствии с основами конституционного строя, можно найти в п.1, ст, 77. Пункт второй статьи 77 Конституции говорит о единении и образовании единой системы исполнительной власти в РФ  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов. Важное значение имеет принцип, который разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Согласно конституции все предметы ведения подразделяются на три группы. Это: а) предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации. Они составляют ее исключительную компетенцию; б) предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации в целом и ее субъектов; в) предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.

 

К предметам и соответственно полномочиям, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов, относятся такие, как  обеспечение соответствия конституционных  и иных нормативно-правовых актов  субъектов Федерации Конституции  РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; режим  пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной  собственности; установление общих  принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физкультуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение, и др.

 

Исчерпывающий перечень предметов  и полномочий, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, закрепляется в ст. 72 Конституции России. Согласно действующему праву в сфере осуществления совместных полномочий федеральный закон обладает несомненным приоритетом. Верховенство его распространяется на все без исключения нормативно-правовые акты, включая законы, издаваемые субъектами Федерации. Последние могут принимать свои законы, относящиеся к предметам совместного ведения, только в случае отсутствия соответствующего федерального закона. С изданием такого акта законы субъектов Федерации теряют юридическую силу.

Широкое, конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов  российского федерализма, получил  также принцип равноправия и  самоопределения народов в Российской Федерации.

Принцип равноправия народов, проживающих на территории России, осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства. Конституция РФ гарантирует  всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного  языка, создание условий для его  изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям  прав коренных малочисленных народов  «в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69).

Самоопределение народов  осуществляется в самых различных  формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и  др. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами, изданными на ее основе и в ее развитие, а детализируется и реализуется с помощью текущего (обычного) законодательства. Важное значение для конституционно-правового статуса России имеет также Федеративный договор от 31 марта 1992 г., применяемый в той части, которая не противоречит Конституции РФ, и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от  12 июня  1990 г.

Основными чертами и особенностями  Российской Федерации, отраженными  в ее конституционно-правовом статусе, являются следующие.

Во-первых, наличие у нее  государственного суверенитета, который  проявляется в верховенстве государственной  власти и исходящих от нее законов  внутри государства и ее независимости  вовне, в отношениях с другими  государствами.

Во-вторых, наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также  воздушное пространство над ними. Согласно Конституции Российская Федерация  обладает, кроме того, суверенными  правами и «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права» (п. 2 ст. 67).

Вопросы, касающиеся Государственной  границы России, регулируются специальным  Законом о Государственной границе, принятым в 1993 г., а также нормами, содержавшимися в других законах.

В-третьих, обладание Российской Федерацией собственностью, которая  существует и функционирует наряду с другими формами собственности. Закрепляя и гарантируя их в равной степени, Конституция России в то же время уделяет особое внимание собственности на землю и на другие природные ресурсы. В ст. 9 в связи  с этим подчеркивается, что земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории».

В-четвертых, наличие в  Российской Федерации института  гражданства, которое, согласно Конституции, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным  законом. Гражданство РФ является «единым  и равным независимо от оснований  приобретения» (п. 1 ст. 6). Каждый гражданин  России обладает всеми конституционными правами и свободами и несет  равные, предусмотренные Конституцией РФ обязанности. Граждане России не могут  быть лишены своего гражданства или  права изменять его.

В-пятых, существование в  пределах Федерации единой правовой системы и единого правового  пространства. Это вовсе не исключает, а, наоборот, предполагает формирование и функционирование в пределах территории субъектов Федерации отдельных  локальных правовых систем, а в  рамках различных муниципальных  образований — системы локальных правовых актов.

В-шестых, обращение на всей территории Российской Федерации единой денежной единицы, в качестве которой  выступает рубль. Согласно Конституции  денежная эмиссия в стране осуществляется исключительно Центральным банком России. На него же возлагается важнейшая  для нормальной жизнедеятельности  общества и государства функция  защиты и обеспечения устойчивости рубля. Эту функцию Центральный  банк осуществляет самостоятельно, вне  зависимости от всех других органов  государственной власти России.

В-седьмых, отнесение к  сфере исключительного ведения  Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. В практическом плане  это означает, что решение данных вопросов, включая издание соответствующих  нормативных актов, является исключительной прерогативой только федеральных органов  государственной власти. Все иные государственные органы, находящиеся  в их подчинении, могут осуществлять по этим вопросам лишь оперативные управленческие функции. Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование самих федеральных органов государственной власти; установление их системы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного, экономического, социального и иного развития России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.

К исключительной компетенции  Российской Федерации относится  также решение вопросов, касающихся установления правовых основ единого  рынка, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; основ  ценовой политики, федеральных экономических  служб, включая федеральные банки, федеральных энергетических систем, ядерной энергетики, федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи  и др. Полный перечень вопросов, находящихся  в исключительном ведении Российской Федерации, содержится в ст. 71 Конституции.

 

Кроме названных России как  федеративному государству в  целом свойственны и другие черты  и особенности. Среди них такие, в частности, как наличие общего для всех российских граждан государственного языка, каковым является русский  язык; установление единой для всей страны федеральной государственной  службы; наличие официальных атрибутов  Российской Федерации в виде государственного флага, герба и гимна; и др. В основе конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации лежит ряд положений Конституции РФ, касающихся федеративного устройства России и характера ее взаимоотношений с субъектами Федерации, а также основные законы последних — конституции субъектов РФ и их уставы.

Данный факт закрепляется в Конституции России, где акцентируется  внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик  и других субъектов) и где в  отдельности указывается на то, что  отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут  регулироваться федеральным законом  и договором между органами государственной  власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменен не иначе как только по взаимному  согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. То же самое касается и границ между субъектами Российской Федерации, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризуется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключения субъектам  РФ, а с другой стороны, их отдельными специфическими особенностями.

Среди общих черт субъектов  РФ следует назвать такие, в частности, как наличие у каждого из них  своих высших органов государственной  власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с  Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», а каждый край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательство» (ст.  5.2).

При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно-правовые акты не могут противоречить федеральным  законам, принятым по предметам исключительного  ведения Российской Федерации или  же по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. В случае возникновения коллизии между федеральным законом и любым иным актом действует федеральный закон. Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

Информация о работе Форма современного российского государства