Форма современного российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Начать свое повествование хочется, прежде всего, с того, что же такое форма государства. Форма государства – это определяемая сущностью и политическим режимом государства организация высшей государственной власти, а также территориальная организация государства. В форме государства можно выделить два элемента – форма правления и форма государственного устройства. Характеризуя форму государства в России, особое внимание, мы уделим государственному режиму, так как на наш взгляд данный элемент является составной частью формы государства. Первым компонентом, который будет положен на рассмотрение – это форма государственного устройства современной Российской Федерации. По форме государственного устройства современное Российское государство является федерацией

Работа содержит 1 файл

Forma_sovremennogo_rossyskogo_gosudarstva.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного  ведения субъектов Федерации  относится все то, что находится  вне пределов исключительного ведения  Российской Федерации и совместного  ведения Федерации и ее субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (п. 4 ст. 76). При этом в случае возникновения противоречия между федеративным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предмету, относящемуся к его исключительному ведению, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

К общим чертам субъектов  Российской Федерации и их конституционно-правового  статуса следует отнести, помимо названных, такие, которые связаны  с формированием и осуществлением бюджетов субъектов Федерации; реализацией  права законодательной инициативы в федеральном парламенте; участием их в международных и внешнеэкономических  связях; наличием у них своей символики  в виде герба, флага, а у некоторых  субъектов Федерации и своего гимна, и др.

Наряду с общими чертами  субъектов Российской Федерации  и их конституционно-правового статуса  некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это  касается в первую очередь республик  — субъектов Федерации.

По сравнению с другими  субъектами республики выделяются тем, что они: характеризуются как  государства, а не как государственные  образования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать свой государственный  язык наряду с государственным языком Российской Федерации — русским  языком; имеют право устанавливать  кроме федерального также республиканское гражданство.

Существуют и другие особенности  республик — субъектов Российской Федерации. Однако в их конституционно-правовом статусе эти особенности занимают гораздо меньше места, чем их общие  со всеми другими субъектами Федерации  черты.

Рассмотрим политический режим. Для начала хотелось бы дать определение политического режима. Под политическим или государственным режимом необходимо понимать средства достижения и осуществления государственной власти, а так же совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, которые отражают степень участия населения в управлении государством. Современная политическая действительность в России ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.

Нельзя отрицать и некоторые достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Есть одно «но», дело в  том, на мой взгляд, имеют скорее формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения находятся в большей мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней России есть парламент - Федеральное Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной  Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В  частности, у нынешнего парламента по Конституции контрольные функции  явно занижены.

Точно так же можно квалифицировать  и ситуацию по поводу установленного в Конституции РФ института импичмента. Осуществить его реально практически  невозможно - слишком много на его  пути законодательных и бюрократических  препятствий. Многие правоведы, при определении политического режима, часто ориентируются на такую характеристику как уровень развития демократии и политической свободы в обществе. Да, безусловно, в основном законе страны недвусмысленно закрепляются основные права и свободы, этому посвящена целая глава, в частности статьи (17-64), но уровень соблюдения этих прав оставляет желать лучшего.

 

Перейдем к  форме правления. Под формой правления принято понимать организацию высшей власти в государстве, которая характеризуется системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением. Я придерживаюсь, точки зрения, согласно которой Российская Федерация является президентской республикой. В формально-юридическом плане Президент РФ со всеми его властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти- ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Президент является гарантом конституции, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости; определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России. Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной из ветвей власти, но и не стоит над этими ветвями власти. Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном законе страны особо подчёркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 80, п. 3; ст. 90, п. 3). Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5). Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны- парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом. Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осуществляющими её высшими органами, но и с судебной властью и реализующими её органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 118; п. 3; ст. 120, п. 1). Исходя из огромной важности института президентства для жизнедеятельности российского общества и государства, Конституция РФ и законодательство, помимо других вопросов, уделяют значительное внимание требованиям и условиям, предъявляемым к кандидатам на пост Президента, порядку их выдвижения и регистрации, выборам, а также вступлению в должность и прекращению полномочий Президента.

Согласно Конституции  РФ Президент России избирается сроком на четыре года «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании» (ст. 81, п. 1). Выборы проводятся на альтернативной основе в соответствии с федеральным  законом о выборах Президента РФ от 31.12.1999 (Собрание Законов РФ, 2000, № 1, ст. 11). Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

Это, во-первых, полномочия, связанные с выполнением Президентом  функций гаранта Конституции  РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя данные функции. Президент решает, в частности, такие вопросы, как помилование, предоставление политического убежища, гражданства, присвоение почётных званий, награждение государственными наградами  России и др.

Во-вторых, полномочия, касающиеся внутренней политики российского государства  и безопасности страны. В соответствии с Конституцией РФ Президент не только определяет основные направления внутренней политики государства, но и принимает  меры по их осуществлению. Одновременно, являясь Верховным Главнокомандующим  Вооружёнными силами РФ, он наделяется определёнными полномочиями по укреплению обороноспособности страны, охране её государственной целостности и  независимости. Это, в частности, полномочия назначать и освобождать высшее командование Вооружённых сил; утверждать военную доктрину РФ; формировать  и возглавлять в соответствии с федеральным законом, совет  безопасности России; вводить в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России на территории всей страны и в отдельных её местностях военное положение «с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе» (ст. 87, п. 2); вводить при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, чрезвычайного положения во всей стране или в отдельных её частях и др.

В-третьих, полномочия, связанные  с формированием внешней политики российского государства и её осуществлением. Так же как и в  отношении внутренней политики, Президент не только определяет основные направления её развития, но и принимает конкретные меры по её реализации. Согласно Конституции РФ Президент 440 осуществляет руководство внешней политикой России; ведёт переговоры и подписывает международные договоры России; подписывает (после принятия законов Государственной думой о ратификации международных договоров) ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей других государств. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

В-четвёртых, полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами.

Полномочия Президента России в отношениях с Федеральным собранием  заключаются в том, что он: назначает  в соответствии с Конституцией и  федеральным законом выборы Государственной  думы; распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ; вносит законопроекты  в Государственную думу; подписывает  и обнародует федеральные законы; представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность  Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и др.

По отношению к органам  исполнительной власти полномочия Президента заключаются прежде всего в том, что он полностью формирует Правительство России, назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства, а также федеральных министров. Президент определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

В отношениях с судебными  органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей  других федеральных судов.

Осуществляя свои полномочия, Президент России формирует свои исполнительные органы в виде Администрации  Президента и Управления делами; создаёт  различные совещательные органы, важнейшим из которых в настоящее  время является образованный в 2000 Государственный  совет; назначает и освобождает  своих полномочных представителей. При разрешении разногласий и споров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации Президент может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

В процессе реализации своих  полномочий Президент Российской Федерации  издаёт установленные Конституцией юридические акты- указы и распоряжения. По своей юридической природе  и характеру это- властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента являются актами прямого действия и не нуждаются  в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.

По своим юридическим  свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные  и индивидуальные акты. Нормативные  указы и распоряжения содержат в  себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определённый круг лиц. Наряду с Конституцией и  федеральными законами нормативные  акты Президента создают правовую основу для издания правительственных  актов и играют большую роль в  поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

 

Индивидуальные акты Президента- указы и распоряжения издаются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определённого круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, о назначении на должность, о награждении тех или иных лиц, о смещении с занимаемой должности.

Все акты Президента, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам» (ст. 90, п. 3).

Конституционность актов  Президента обеспечивается Конституционным  судом РФ, который наряду с рассмотрением  актов других государственных органов  на предмет их соответствия Конституции  России, разрешает также дела о  соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента. В случае признания актов Президента или  их отдельных положений неконституционными они немедленно утрачивают юридическую силу.

В соответствии с действующим  законодательством акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования, если иное не указано в самом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно, после их подписания. Официально все акты Президента публикуются в информационном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете».

Президент Российской Федерации  во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же самое время он, как  высшее должностное лицо и как  представитель государства, за свои действия несёт ответственность. Так, Президент выступает в качестве ответчика в Конституционном  суде при рассмотрении вопросов, связанных  с ходатайством о признании изданного  им акта неконституционным. Он может  быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях  нарушения изданным им актом прав и законных имущественных интересов  граждан - физических лиц и различных объединений и организаций- юридических лиц. Наконец, Президент может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией (ст. 93, п. 1), заключается в отрешении его от должности. Отрешение Президента от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний послуживших основанием отрешения от должности

Информация о работе Форма современного российского государства