Роль ЕСН в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование роли ЕСН в современных российских условиях и ее перспектива развития..
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
o детально рассмотрены ЕСН.
o подробно изучить изменении ЕСН;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3-4
Глава1.Единый Социальный Налог: характеристика и сущность…...5-13
1.1.Понятие и характеристика Единого Социального Налога ………………...5
1.2.Налогоплательщики…………………………………………………………..6
1.3. Объект налогообложения……………………………………………….…7-9
1.4.. Налоговая база…………………………………………………………..10-14
1.5.Налоговые льготы…………………………………………………………....15
Глава2. ………………...…15-20
2.2.Налоговые ставки……………………………………………...…………….16
2.3. Порядок исчисления ЕСН……………………………………………....17-19
Глава 3.Перспективы Единого социального налога……………………… 2.4. Перспективы развития единого социального налога…………………20-21
Заключен……………………………………………………22-24
Список использованной литературы ……………………………………24-25

Работа содержит 1 файл

ESN.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………...…3-4

Глава1.Единый Социальный Налог: характеристика и сущность…...5-13  
1.1.Понятие и характеристика Единого Социального Налога ………………...5 
1.2.Налогоплательщики…………………………………………………………..6

1.3. Объект налогообложения……………………………………………….…7-9 
1.4.. Налоговая база…………………………………………………………..10-14   
1.5.Налоговые льготы…………………………………………………………....15

Глава2. ………………...…15-20

2.2.Налоговые  ставки……………………………………………...…………….16

2.3. Порядок исчисления ЕСН……………………………………………....17-19

Глава 3.Перспективы  Единого социального  налога………………………  2.4. Перспективы развития единого социального налога…………………20-21 
Заключен……………………………………………………22-24 
Список использованной литературы ……………………………………24-25 

Приложения   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

        Социальный характер современной  политики России выражается в  социальных гарантиях гражданам  в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры  и социальной защиты на основе  формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды.

        С помощью внебюджетных фондов  государство решает следующие  важные социальные задачи:

      -социальная  защита населения;

      -повышение  жизненного уровня населения;

      -сохранение  и улучшение здоровья населения;

      -оказание  социальных услуг населению.

    Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и  физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

      Единый социальный налог - это  альтернатива существовавшему ранее порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ). С введением ЕСН внебюджетные социальные фонды не ликвидировались. Однако, при этом была установлена единая налогооблагаемая база, уменьшен суммарный процент отчислений, сокращена отчетность, введен единый порядок применения финансовых санкций, сокращено количество проверок налогоплательщиков.

    Единый  социальный налог зачисляется в  Федеральный бюджет, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

    Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.

      Одним из наиболее заметных  изменений налогового законодательства  стало реформирование налогообложения  ЕСН. Кроме того, дискуссии о  дальнейшем продолжении реформы  социального налогообложения продолжаются до сих пор, т.к. налицо очевидные проблемы: цели, поставленные при снижении ставок налога, в настоящее время не достигнуты. То есть зарплата из тени не вышла, в ПФР наблюдается нехватка средств, администрирование неэффективно и т. п. Поэтому тема курсовой  работы весьма актуальна.

     Целью настоящей курсовой работы является исследование роли ЕСН в современных российских условиях и ее перспектива развития..

   Для достижения поставленной  цели необходимо было решить  следующие задачи:

    • детально рассмотрены ЕСН.
    • подробно изучить изменении  ЕСН;

    Объектом  исследования является ЕСН.   

    Предметом исследования являются развитие и современное состояние ЕСН.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 

Понятие и характеристика Единого социального налога

    Единый социальный  налог (ЕСД) —  это прямой федеральный налог, установленный гл. 24 НК1 и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее три отчисления в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом новация разрозненных отчислений во внебюджетные фонды на ЕСН не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН — обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан России на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

    Следует отметить, что до введения  ЕСН контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и ИП отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а органов этих фондов, что создавало определенные трудности для плательщиков, поскольку они являлись объектом контроля сразу нескольких контролирующих органов. Эффективность же такого контроля в целом была невысока. С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

    Существенным является также  то обстоятельство, что с введением ЕСН для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой. 
 
 
 
 
 
 
 

Налогоплательщики

     Определение  плательщиков ЕСН имеет важное  значение, так как ставки уплаты  данного налога зависят от  того, к какой   категории  они относятся.

-  Первую категорию плательщиков ЕСН образуют работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Далее эту категорию будем именовать как налогоплательщики-работодатели. К ним относятся:

1)  организации;

2)  индивидуальные  предприниматели;

3)  физические  лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями,  но  производящие  выплаты другим  физическим лицам.

-  Вторую категорию плательщиков ЕСН образуют лица, получающие собственные доходы.  В дальнейшем эту категорию будем именовать налогоплательщиками-предпринимателями. К ним относятся:

1)  индивидуальные  предприниматели;

2)  адвокаты.

   Члены  крестьянских (фермерских) хозяйств  приравниваются к индивидуальным  предпринимателям.

    На  практике нередки случаи, когда  один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объект  налогообложения

   При исчислении  ЕСН объект налогообложения зависит  от того, к какой  категории   принадлежат налогоплательщики.

   Для налогоплательщиков-работодателей (за исключением физических лиц, не признаваемых ИП) объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

     Для  работодателей — физических лиц,  не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Для всех налогоплательщиков-работодателей не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

      Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Все перечисленные  выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

-  у налогоплательщиков-предпринимателей  или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

    В   соответствии  со  ст.   270   НК2  установлен    перечень расходов   (в части выплат физическим лицам), которые не учитываются для целей налогообложения прибыли, а следовательно, не являются объектом налогообложения по ЕСН. К ним относятся расходы:

-  в виде  сумм взносов на добровольное  страхование,  кроме взносов, указанных  в ст. 255, 263 и 291 НК3;

-  в виде  сумм взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК4;

- в виде стоимости  безвозмездно переданного имущества  (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей;

-  в виде  расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознагражден выплачиваемых на. основании трудовых договоров (контрактов);

- в виде сумм  материальной помощи работникам (в том числе для первоначального  взноса на приобретение или  строительство жилья, на полное или частное погашение кредита, предоставленного на приобретение или строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством или иные социальные потребности);

- в виде надбавок  к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми или коллективными договорами);

- на оплату  проезда к месту работы и  обратно транспортом общего пользования,  специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами;

- на оплату ценовых разниц при реализации работникам по льготным ценам или тарифам ниже рыночных цен товаров (работ, услуг) работникам;

- на оплату  путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников. 
 
 
 
 
 
 
 

Налоговая база

    Налоговая  база определяется исходя из  стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения. Для налогоплательщиков-работодателей, за исключением физических лиц, не признаваемых ИП, она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.5

Информация о работе Роль ЕСН в современных российских условиях