Новая общественно-политическая лексика на страницах газет (на примере материалов газеты «Аргументы и факты»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Лексика отражает не только состояние общества, но и состояние сознания и мышления человека. Развитие лексики реализуется главным образом через появление новых слов, отражающих различные социальные изменения в обществе. «...динамика объективных процессов - социальных, политических, культурных – не позволяет языку сегодняшнему оставаться равным вчерашнему».
Состояние языка, степень его развития в области лексики определяется не только богатством словаря, но и его разносторонностью. Таким образом, богатый словарный состав – это количественные и качественные признаки внутреннего роста языка.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
Основная часть. Новая общественно-политическая лексика на страницах газет …………………………………………………………………………6
Заключение … …………………………………………………………20
Список литературы ……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовая по современному русскому языку.docx

— 52.27 Кб (Скачать)

   лоббисты ( «Лоббисты»  детоубийц» ;«Аргументы и факты», №45 от 28 октября 2008 г.);

     популизм ( « Популизм подкрался незаметно»; «Аргументы и факты», № 17 от 1 марта 2008 г.);

   2.1. Собственно термины :

   легитимный  ( « Свою Золотую Звезду он все-таки получил, правда, не вполне легитимную. В 1997 году вся пятерка Макова получила звание Героя…»; «Аргументы и факты» № 19 от 7 мая 2003 г.);

   2.2. Правовой жаргон :

   грин-кард ("Плюнув на только что полученную долгожданную грин-кард (вид на жительство)..."; «Аргументы и факты», № 34 от 23 сентября 2007 г.);

   прайвэси ("Знаменитое "прайвэси", право на уединение и неприкосновенность..."; «Аргументы и факты», № 28 от 25 июня  2005 г.);

   Экономические термины, употребляемые в общественно-политическом дискурсе СМИ :

   ваучер ("Чем взошло семя ваучера»; «Аргументы и факты», № 25 от 23 июня 2004 г.);

   дилер («Genser – лучший дилер Opel и Chevrolet»; «Аргументы и факты», №49 от 01 декабря 2009 г.);

   С августа 1997 года, после серьезного кризиса  неплатежей, в русский язык прочно вошел экономический термин дефолт (от англ. default – невыполнение обязательств, особенно денежных).  «Демократию застал дефолт» ; «Аргументы и факты», № 01 от 5 января 2004 г.

   Термины инвестиции, инфляция, эмиссия, бизнес, фирма,коммерциализация давно присутствуют в русском языке, но актуализированы в последнее десятилетие.

   Совершенно  новым для русского языка является слово брэнд (от англ. brand – тавро, клеймо, фабричная марка) – торговая марка. Слово брэнд используют в том числе и в политическом дискурсе. ("Как придумать брэнд городу? "; «Аргументы и факты», № 24 от  30 мая 2007 г.).

   Религиозные термины, употребляемые в общественно-политическом дискурсе СМИ:

   ваххабиты – исламское фундаменталистское движение, сыгравшее заметную роль в эскалации вооруженного конфликта на Северном Кавказе.       ( «Кризис:... надо поделить. Как разобраться с ваххабитами...»; «Аргументы и факты» №12 от 2 марта 2007 г.).

   Этнографические термины, употребляемые в общественно-политическом дискурсе СМИ :

   тейп – род у чеченов и ингушей. Единица общинно-родового устройства. До недавнего времени слово использовалось лишь в отдельных этнографических работах. В массовую российскую периодическую печать ("Аргументы и факты") попало впервые после избрания Джохара Дудаева на пост президента ьно прочно вошло в язык российских СМИ. («Ингушские тейпы создадут собственный совет»; «Аргументы и факты» №47 от 5 октябрТехничтермины, которые обозначают реалии, имеющие большую общественную значимость:

   интернет – глобальная нецентрализованная компьютерная информационная сеть, ставшая в последнее время очень важным фактором общественной и политической жизни. («Отдать голос можно в Интернете по адресу...»; «Аргументы и факты» № 26 от 20 июня 2005г.).

   Философские, культурологические, социологические, лингвистические и психологические  термины, обозначающие реалии, имеющие  большую общественную значимость:

   истэблишмент – элита, образованная и обеспеченная часть общества, высший свет. ("...была напрямую спровоцирована Ираном, а одна из ближайших задач – раскачать в Египте режим Хосни Мубарака. арабский истеблишмент, конечно, требует мира…"; «Аргументы и факты» №24 от 23 июня 2009 г.);

   менталитет – термин, используемый в социальной психологии, политологии и др. социальных науках. Вошел в активный словарный запас российских СМИ и политиков в конце 80х – начале 90-х годов ХХ века и удерживается там по сей день. Означает набор определенных закономерностей мышления, общий для той или иной социальной группы (нации, адептов той или иной религиозной конфессии и т.п.);

   пси-фактор – фактор психологического состояния людей. Складывается из самых разных условий. Учитывается в предвыборных и др. политических технологиях, в искусстве менеджмента.

   Некоторые общественно-политические термины  непросто определить в ту или иную тематическую группу. Например, лексема  коррупция имеет отношение, как  к собственно политике, так и к  экономике, а помимо этого (и даже в большей степени) – к уголовному праву.

   Новое заимствование имидж ("картинка", рекламный облик политика, фирмы, артиста, общественного деятеля  и т.п.) широко используется в политике и, например, в шоу-бизнесе, но его  трудно отнести к собственно политической или социальной лексике. ( «Имидж – все? : Говорят, что Россию будут активно рекламировать за рубежом, причём за бюджетные деньги…»; «Аргументы и факты», № 41 от 10октября 2009 г.)

   Таким образом, классифицируя новые  слова общественно-политической лексики в языке российских СМИ по сферам употребления, мы видим, что, помимо слов собственно политического дискурса , подразделяющихся в свою очередь на подклассы (номенклатурные наименования чиновников, ведомств, территорий, терминологию электоральных технологий , наименования политических партий, идеологических течений и их приверженцев и политический жаргон), в интересующую нас лексическую парадигму действительно входят (это видно из примеров) также некоторые заимствованные термины права, правовой жаргон, экономические термины, наименования религионых движений, этнографические термины, технические термины, обозначающие реалии, получившие большую общественную значимость ("интернет"), философские, культурологические, социологические и психологические термины, обозначающие реалии, имеющие заметное общественное или политическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    По  итогам работы можем констатировать, что в последние годы, как, собственно, и ранее, развитие новой общественно-политической лексики на страницах газет было обусловлено изменением общественно-политических условий, заимствованием или актуализацией  общественно-политических реалий, для  которых в русском языке либо не было адекватных обозначений, либо существующие обозначения по тем  или иным причинам (громоздкость, неудобопроизносимость) не устраивали носителей языка.

    Изменение общественно-политического, государственного и экономического устройства России, изменение преобладающей формы  собственности, локальные вооруженные  конфликты, научно-технический прогресс, - все эти события и процессы продолжаются и, независимо от своего положительного или отрицательного значения для российского общества, продолжают быть причиной появления  новых слов.

    Исследованный материал позволяет сделать выводы: 

  1. Образование неологизмов в современном русском  языке представляет собой активный процесс пополнения словарного состава.
  2. Динамика общественно-политической ситуации в России в последнее времястала причиной возникновения многих новых и актуализации многих ранее неактульных для русского языкового сознания общественно-политических реалий.
  3. Неологизмы появляются активно в последние годы не только потому, что происходит много изменений и событий в обществе, но и потому, что появилась большая потребность в экспрессии в языке газеты. Благодаря  своей онтологической рематичности, то есть необычности, неожиданности формы и значения, неологизмы привлекают внимание читателя и таким образом выполняют различные экспрессивные функции.
  4. Классификация новой  общественно-политической лексики, используемой  СМИ в течение последнего десятилетия, наглядно демонстрирует, что, помимо слов собственно политического  дискурса, подразделяющихся в свою очередь на подклассы, в интересующую нас лексическую парадигму входят термины права, правовой жаргон, экономические термины, наименования религионых движений, этнографические, технические, философские, культурологические, социологические и психологические термины, имеющие заметное общественное или политическое значение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. «Аргументы  и факты»
  2. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. -- М., 1973
  3. Будагов Р.А. Человек и его язык. -- М., 1976.
  4. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. -- М., 2003.
  5. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). -- М., 2000.
  6. Золотова Г.А. Функции и дисфункции современной русской речи // Русский язык сегодня 1. М., 2000.
  7. Краткий словарь иностранных слов: Около 3500 слов / Составление и редакция Н.Л. Шестерниной. – М., 1997.
  8. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). -- М., 2000.
  9. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
  11. Солганик Г.Я. О языке и стиле газеты // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. -- М., 2003.
  12. Язык средств массовой информации. Под редакцией Володиной М.Н.- М.,2008.
  13. Яцутко Д. Новая заимствованная общественно-политическая лексика в языке российских СМИ–М.,1999
  14. Wikipedia/Internet encyclopedia.

Информация о работе Новая общественно-политическая лексика на страницах газет (на примере материалов газеты «Аргументы и факты»)