Ораторское искусство древней Греций. Платон

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:06, доклад

Описание работы

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над культурой речи, наконец, речь - это нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались с гармонией человека. Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность, вошли в основы теорий Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение
а) История жизни Платона.
б) Риторика Платона.
в) Иерархия Платоновского бытия.
г) Платон о государстве.
д)Значение Платона в ораторском искусстве .
3.Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ .

Забайкальский государственный университет .

Кафедра физики и отрасли связи . 
 
 
 

Реферат

На тему: «Ораторское искусство древней Греций. Платон».

      Дисциплина: Лингвистика. 
 
 

                                   

 Выполнил: студент группы ТКб-11

Вислоцкии А.В.

________________

                                        Проверил: преподаватель лингвистики

Сундуева Д.Б

________________ 
 
 

Чита-2011 
 

1 

Содержание. 
 

  1. Введение
  2. а) История жизни Платона.

          б) Риторика Платона.

          в) Иерархия Платоновского бытия.

          г) Платон о государстве.

          д)Значение Платона в ораторском  искусстве .

    3.Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

Родиной красноречия  считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые появляются систематические  работы по его теории. Начало культивирования  устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами  красноречия, обучали и других этому  искусству. Софисты мастерски владели  всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой  стало высшей степенью античного  образования .В государстве рабовладельческой демократии создалась особая атмосфера для расцвета красноречия. Оно становится существенным моментом общественной жизни и орудием политической борьбы. Владеть им считалось необходимостью. Постепенно складывалось практическое направление - составление речей для нужд граждан, появлялись высказывания практиков о языке и стиле выступлений, которые послужили затем Платону, Аристотелю и другим теоретикам основой для систематизации, дальнейшего развития и углубления этих суждений, превращения их в теорию.

Основателем риторического  искусства считается Протагор. А. Ф. Лосев пишет, что у Диогена  мы находим сообщение о разделении у Протагора всякой речи на четыре части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Другие софисты, которых Диоген не называет, вводили разделение речи на семь частей: повествование, вопрос, ответ, приказание, выражение желания, просьбу и  призыв.

Успехи в красноречии, по мнению софистов, связаны с огромной работой над техникой речи, над  культурой речи, наконец, речь - это  нечто индивидуальное, имеющее своеобразные признаки, связанные с учебой, талантом, душевными свойствами. Качества речи и строгая композиция ассоциировались  с гармонией человека. Таким образом, те основные взгляды на красноречие, которые сформировались у софистов, отражали их философские воззрения на человеческую сущность, вошли в основы теорий Платона и Аристотеля. 
 

3

  История жизни Платона.

Имя Платона  является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает  не только мировую философию, но и  мировую культуру. В европейской  истории после Платона еще  не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно  его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении - историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.    Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон. "… Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал  В.Ф.  Асмус.

Жизнь Платона

В 428 г. до н.э., в  самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек

4

величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях  Платона. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом  Евдоха , астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

Его последние  годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

Риторика  Платона

Теоретические разработки Платона  были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского  искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и  теоретиков того времени, что выразилось как в практическом преломлении  его теории, так и в дальнейшем ее развитии. Большое влияние его  теория оказала и на Цицерона, который  неоднократно в своих теоретических  исследованиях ссылается на Платона. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон говорит, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речью. Философ неоднократно утверждает о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.  К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». 

Как считает  Платон ( диалог „Федр"), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи. „Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности" .По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части .В диалоге „Федр" Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.

 Некоторые вопросы красноречия, его сущности и цели рассматриваются у Платона и в диалоге „Горгий". В беседе, возникшей между Сократом и Горгием и их учениками, дается ряд определений риторики как процесса - от широкого до узкого. Горгий - главное действующее лицо диалога, выражающее идеи Платона, считает, что красноречие составляет величайшее благо и дает людям как свободу, так равно и власть над другими людьми.

6

Он говорит, что  риторика - это „способность убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такой силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики, а что до нашего дельца, окажется, что он не для себя наживает деньги, а для другого -для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу". Платон выразился в свойственной ему манере. Красноречие должно прежде всего воздействовать, убеждать.  Основной принцип красноречия как искусства убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы внушить, что справедливо и несправедливо, хорошо и дурно. В диалоге, однако, выделяются два вида убеждения: один вид связан с сообщением веры без знания, другой - дающий знание. Горгий и Сократ приходят в диалоге к выводу, что красноречие должно пользоваться первым типом убеждения, то есть внушать веру, не давая знаний, не пользуясь объективными доказательствами. Слушатели должны принимать на веру то, что выскажет им в эмоциональной речи оратор. „Значит, оратор в судах и других сборищах не поучает, что справедливо, а что нет, но лишь внушает веру, и только". Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением.Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: „ Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематична". 
 
 

7

Иерархия  Платоновского бытия

Противопоставление  истинного бытия и мира становления  разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте  души, нравов и обычаев, наук и прекрасного  самого по себе, выше которого только благо  и к которому причастны все  прочие виды прекрасного. Вм«Государстве» бытие-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. Критерий, позволяющий правильно ориентироваться в мире чувственных данностей, Платон формулирует так «... не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них, ибо, видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же — нет» . Ни ощущения, ни правильные мнения, ни объяснения их не дают еще знания как такового, хотя и необходимы для подступа к нему.

В «Пармениде» Платон говорит о необходимости сохранить идеи и диалектику как основной метод упражнения в философии. В «Кратиле» диалектиком называется тот, кто умеет задавать вопросы и давать ответы, в «Государстве» — кто «постигает понятия каждой сущности»; но в чем состоит этот метод и как постигаются эти «сущности», остается неясным. В «Софисте» и «Политике» Платон разрабатывает метод диэрезы или разделения рода до неделимых далее видов, в «Филебе» — метод смешения, при котором все, допускающее «больше» или «меньше», рассматривается как то или иное сочетание беспредельного и предела. Отсутствие строгой системы рационального знания все более остро ощущалось и в Академии и самим Платоном, и он не мог победить в споре с Аристотелем, подвергшим все эти методы сокрушительной критике, проанализировавшим всю сферу языковых выразительных средств и создавшим соответствующие науки (топику, аналитики, риторику, учение о языковом выражении и категориях).

Платон четко  продумал и письменно зафиксировал два своих грандиозных проекта: идеальное Государственное устройство—  конституционно-правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно-территориального устройства. Платоники продолжали непрерывно учить вплоть до 10 века в Каррах (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). Тем самым платонизм сохранил реальные достижения античной  древности в.

8

Платон  о государстве

Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением  повседневных интересов людей . «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается… Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им во благо» - говорил Платон.Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите  населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются. Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

Информация о работе Ораторское искусство древней Греций. Платон